Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Общие положения

Товарный знак является объектом гражданского права и относится согласно российскому гражданскому законодательству к средствам индивидуализации.

Понятие "товарный знак" раскрыто в пункте 1 статьи 1477 Кодекса. Согласно данной правовой норме товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Виды товарных знаков перечислены в пункте 1 статьи 1482 Кодекса. В соответствии с названной правовой нормой в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (пункт 2 статьи 1482 Кодекса).

Обозначение, регистрируемое в качестве товарного знака, должно соответствовать определенным требованиям, установленным статьей 1483 Кодекса. Так, в частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарного знака обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

- являющихся общепринятыми символами и терминами;

- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Понятие "этикетка" раскрывается в Межгосударственном стандарте "Упаковка. Термины и определения" (ГОСТ 17527-2003), введенном в действие в качестве национального стандарта РФ с 1 января 2005 г. Согласно данному документу этикетка - это средство информации об упакованной продукции и ее изготовителе, располагаемое на самой продукции, на листе-вкладыше или на ярлыке, прикрепляемое или прилагаемое к упаковочной единице.

В зависимости от выполняемых функций различают идентифицирующие, сортоуказывающие, описательные и пропагандистские этикетки. Определения перечисленных видов этикеток содержатся в Словаре по экономике и финансам.

Идентифицирующая этикетка - этикетка, которая идентифицирует товар или марку.

Сортоуказывающая этикетка - этикетка, указывающая сорт товара.

Описательная этикетка - этикетка, содержащая указание:

- производителя товара;

- порядка использования товара;

- мер техники безопасности

и др.

Пропагандистская этикетка - этикетка, призванная пропагандировать товар своим привлекательным графическим исполнением.

Имеются также следующие разновидности этикеток: контрэтикетка, бирка, кольеретка.

Контрэтикетка - этикетка небольших размеров, содержащая дополнительные сведения о продукции и расположенная на противоположной стороне упаковки товара от основной этикетки.

Бирка - неприклеиваемая этикетка, пришиваемая или привешиваемая на что-либо к материалу, продукту, изделию.

Кольеретка - это этикетка небольших размеров разнообразной формы, наклеиваемая на горловину бутылки.

Требования к информации об изготовителе товара и о самом товаре (в том числе в этикетках) регламентируются Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". Согласно пункту 2 статьи 10 упомянутого Закона информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в частности, следующие сведения:

- сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания - сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для применения при отдельных заболеваниях;

- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.

Для отдельных категорий (видов) товаров имеются также специальные требования к маркировке (в том числе к информации на упаковке и этикетке), установленные техническими регламентами, национальными стандартами и другими законодательными и нормативными правовыми документами. Например, Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", в частности, устанавливает:

- требования к размеру наименования продукта переработки молока, размещаемого на этикетке;

- перечень сведений, которые должны обязательно размещаться на этикетке, а не на прилагаемом листке-вкладыше, в случае невозможности размещения всего объема необходимой информации на этикетке (к этим сведениям относятся: наименование изготовителя, наименование продукта переработки молока, значение массы нетто или объема, состав, пищевая ценность, дата производства, срок годности или хранения, условия хранения продукта, наименование документа, в соответствии с которым произведен продукт, знак соответствия).

Таким образом, товарный знак и этикетка предназначены для выполнения разных функций и к ним соответственно предъявляются разные требования.

Товарный знак индивидуализирует товар, произведенный определенным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Товарный знак не может состоять только из описательных элементов, необходимость использования которых в гражданском обороте может возникнуть у любого лица, производящего такой же или однородный товар (при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю).

Этикетка служит источником информации о товаре. В отличие от товарного знака этикетка должна содержать, в зависимости от установленных требований к маркировке товара, в первую очередь описательные элементы: указание вида товара, его характеристики, наименование изготовителя и его местонахождение и т.д. Этикетка может содержать товарный знак изготовителя товара (см. выше об идентифицирующей этикетке).

Вместе с тем, несмотря на то, что этикетка в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями может включать описательные элементы и некоторые из них часто занимают в композиции этикетки доминирующее положение, потребность хозяйствующих субъектов в получении правовой охраны этикеток в качестве товарных знаков непрерывно растет. Поскольку в России нет специального законодательства, регулирующего правовую охрану этикеток, а законодательство в области товарных знаков не содержит запрета на предоставление правовой охраны этикеткам в качестве товарных знаков, при проведении экспертизы заявок на товарные знаки, в которых испрашивается правовая охрана этикетки в качестве товарного знака, необходимо руководствоваться общими подходами, применяемыми при определении охраноспособности комбинированных обозначений, заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков.

Вместе с тем, поскольку этикетка как комбинированное обозначение имеет свои специфические черты, в настоящих Рекомендациях предложен комментарий, касающийся специфики применения законодательства для такого вида обозначений.

В Рекомендациях освещены следующие вопросы, связанные с проверкой охраноспособности обозначений, представляющих собой этикетки и полиграфические упаковки (далее - этикетки):

- особенности экспертизы этикеток, в которых доминируют неохраняемые элементы;

- особенности этапа экспертизы этикеток, связанного с анализом заявленного перечня товаров;

- особенности экспертизы этикеток, содержащих охраняемые средства индивидуализации.