Особенности экспертизы этикеток, в которых доминируют неохраняемые элементы
Особенности экспертизы этикеток, в которых доминируют
неохраняемые элементы
Как отмечено выше, этикетка, заявляемая на государственную регистрацию в качестве товарного знака, как правило, содержит "описательные" элементы, например простые наименования товаров и/или их натуралистические изображения, указания на состав товара (в том числе натуралистические изображения ингредиентов) и т.д.
Поскольку, как уже было отмечено ранее, этикетка является в первую очередь средством информации о товаре, то располагающиеся на ней "описательные" элементы имеют важное смысловое значение. Например, указание наименования товара на этикетке необходимо для идентификации этого товара среди других видов товаров.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 1483 указанные элементы могут быть включены в товарный знак только как неохраняемые элементы, при условии, что они не занимают в нем доминирующее положение.
Примеры этикеток, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака с включением "описательных" элементов в товарный знак как неохраняемых, приведены на рисунках 1 и 2.
На рисунке 1 изображена этикетка, предназначенная для товара "водка" и содержащая неохраняемый элемент "водка", указывающий на вид товара.
На рисунке 2 изображена этикетка, предназначенная для конфет, содержащая неохраняемые элементы - натуралистические изображения конфет и ореха, используемого в начинке этих конфет.
И в том и в другом примере неохраняемые элементы в этикетках не занимают доминирующее положение.
Сведения о том, что правовая охрана предоставлена товарному знаку с признанием отдельных его элементов неохраняемыми, приводятся в решении о регистрации товарного знака под кодом ИНИД (526). Как правило, в решении перечисляются через запятую неохраняемые словесные или изобразительные элементы следующим образом:
(526) Неохраняемые элементы товарного знака:
В случае, если неохраняемых элементов много, они указываются в следующем виде:
(526) Неохраняемые элементы товарного знака:
Если же неохраняемый элемент занимает в этикетке доминирующее положение, то в соответствии с законодательством имеются основания для вывода о невозможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Этикетка в этом случае может рассматриваться как не обладающая различительной способностью и не подлежащая регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 ГК РФ.
При определении, является ли неохраняемый элемент в этикетке доминирующим, следует принимать во внимание его смысловое и/или пространственное значение.
При определении пространственного значения неохраняемого элемента в этикетке (как словесного, так и изобразительного - натуралистического изображения товара или его ингредиентов), целесообразно оценивать не только относительные по сравнению с другими элементами размеры этого элемента. Пространственное доминирование может быть обусловлено расположением элемента в композиции этикетки, его цветовым исполнением, использованием для написания словесного элемента оригинальной выразительной шрифтовой графики и других оригинальных изобразительных средств. Таким образом, пространственное доминирование элемента может быть вызвано его исполнением в более крупном, чем другие элементы размере, центральным расположением в этикетке, яркой, контрастной окраской элемента, применением специальных изобразительных приемов. Иногда для написания неохраняемого словесного элемента, например наименования товара, применяется столь оригинальная шрифтовая графика, что смысловое доминирование словесного элемента вуалируется и утрачивает свое значение даже при его центральном пространственном положении и относительно крупном размере. Например, в этикетке, изображенной на рисунке 3, предназначенной для товара "воды", доминирующий неохраняемый элемент имеет характерное графическое исполнение или входит в общую цветовую композицию и его смысловое доминирование вуалируется.
Поэтому при решении вопроса о том, занимает ли неохраняемый элемент доминирующее положение в композиции этикетки, необходимо оценивать не только особенности этого элемента, но и анализировать всю композицию этикетки в целом, определяя роль неохраняемого элемента в этой композиции - его пространственное и смысловое значение.
Примеры этикеток, в которых "описательные" элементы занимают доминирующее положение, приведены на рисунках 4 и 5.
В этикетке, изображенной на рисунке 4, предназначенной для товара "вино", доминирующее положение занимает неохраняемый словесный элемент "Spumante", имеющий в переводе с итальянского языка значение - игристое вино.
В этикетке, изображенной на рисунке 5, предназначенной для товара "приправы", доминирующее положение занимают натуралистические изображения продуктов, входящих в состав приправы; надписи, указывающие на вид товара, его состав, назначение; натуралистические изображения продуктов и блюд с сопроводительными надписями (картофель, рис, мясные блюда, и т.д.), для которых может быть использована приправа.
Вместе с тем в случае, если заявитель подтвердит, что этикетка, в которой доминируют "описательные" элементы, приобрела различительную способность в результате ее использования до даты подачи заявки, она может быть зарегистрирована в качестве товарного знака с включением этих доминирующих "описательных" элементов в товарный знак как неохраняемых.
Кроме того, не исключается возможность регистрации в качестве товарного знака этикетки, включающей несколько неохраняемых изобразительных элементов или состоящей полностью из таковых, создающих оригинальную графическую композицию (за счет оригинального взаимного расположения неохраняемых элементов, сочетания цветов, примененных для окрашивания элементов, и т.д.), при условии, что ни один из таких элементов не подпадает под действие правовой нормы пункта 3 статьи 1483 Кодекса в отношении заявленного перечня товаров.
В двух последних случаях при указании сведений о неохраняемых элементах под кодом ИНИД (526) может быть использована следующая запись: "Товарный знак охраняется в целом без охраны элементов: (следует перечисление неохраняемых элементов)".
Следует также подчеркнуть, что к неохраняемым изобразительным элементам относятся только натуралистические изображения. Поэтому следует отличать натуралистические изображения от стилизованных и фантазийных изображений. Натуралистические - это изображения, соответствующие природе изображаемого предмета, точно отражающие реально существующие предметы среды обитания человека, в частности это фотографические изображения. Стилизованные изображения - это изображения, выполненные в какой-либо художественной манере, в частности упрощенные изображения. Фантазийные изображения - это изображения с элементами игры (фантазии), изображения, не соответствующие реально существующим предметам окружающего человека мира. Фантазийные и стилизованные изображения не относятся к "описательным". Они относятся к изображениям, вызывающим ассоциации с конкретным товаром. Например, изображенная на рисунке 6 этикетке, предназначенной для товара "йогурт с клубникой", клубника ассоциируется со сказочным персонажем и поэтому не является описательным.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей