Развитие транспортной инфраструктуры федерального значения

Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона зависит от эффективно действующей транспортной системы. Это связано прежде всего с огромной территорией, неравномерным хозяйственным освоением и системой расселения. Транспортные коммуникации объединяют Дальний Восток и Байкальский регион с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России. По этой территории проходят важнейшие евро-азиатские транспортные коридоры - Транссибирская магистраль, "Приморье-1", "Приморье-2", Северный морской путь, а также другие транспортные коммуникации, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

По сравнению с другими территориями России транспортная инфраструктура Дальнего Востока и Байкальского региона развита слабо. Так, плотность железных дорог на этой территории в 3,6 раза ниже, чем в среднем по России, а в Чукотском автономном округе, Камчатском крае и в Магаданской области железные дороги отсутствуют. Основные транспортные артерии Дальнего Востока и Байкальского региона - Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали требуют усиления, поскольку уже после 2010 года до 90 процентов их направлений будет работать с критическим уровнем загрузки, прежде всего на подходах к портам, крупным промышленным районам и новым месторождениям.

Предполагается обеспечить опережающее развитие опорной транспортной сети на территории нового освоения Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе в северо-восточной части Дальнего Востока.

В сфере железнодорожного транспорта получит развитие Транссибирская магистраль, играющая ключевую роль в доставке продукции Дальнего Востока и Байкальского региона на российские рынки и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, развитии транзита экспортно-импортных грузов и международного транзита грузов, прежде всего контейнерных, в сообщении стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Для обеспечения пассажирского движения и пропуска грузовых поездов повышенного веса будет завершено строительство совмещенного мостового перехода через р. Амур и реконструирован тоннель под р. Амур у г. Хабаровска. Это позволит увеличить пропускную способность Транссибирской магистрали, повысить скорость и безопасность движения поездов. Для снятия ограничений движения поездов будет завершена реконструкция Лагар-Аульского, Кипарисовского, Владивостокского и Облученского тоннелей, мостов через реки Зею и Бурею и моста на участке Угловая - Находка. Для устранения "узких мест" намечено усиление пропускной и перерабатывающей способности станций Тайшет, Иркутск и Сковордино, предусмотрена реконструкция устройств электроснабжения на Транссибирской магистрали (участки Петровский Завод - Иркутск, Черемхово - Тулун, Угольная - Владивосток, Угольная - Уссурийск, Сибирцево - Вяземская, Хабаровск - Волочаевка - Биробиджан, Известковая - Архара, Белогорск - Завитая, Белогорск - Благовещенск), будут построены обходы Иркутского и Читинского транспортных узлов, а также технологические железнодорожные линии Могзон - Новый Уоян, Новочугуевка - Рудная Пристань - бухта Ольга, Углегорск - Смирных. Кроме того, железнодорожная сеть дополнится грузообразующими линиями Шимановская - Гарь - Февральск, Нарын - Лугокан, Приаргунск - Березовский горно-обогатительный комбинат. До 2010 года планируется реконструкция железнодорожной линии Смоляниново - Петровка - Большой Камень.

Для освоения перспективных внешнеторговых перевозок получат развитие пограничные станции Гродеково и Хасан, будут обустроены пункты пропуска Нижнеленинское - Тунцзян и Благовещенск - Хэйхэ.

Дальнейшее развитие получит Байкало-Амурская магистраль, что позволит поддержать перспективные грузопотоки с вновь осваиваемых крупных месторождений минерального сырья и предприятий по их переработке, а также угля в Центральную Россию и на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В соответствии с наращиванием объема грузопотоков пропускная способность Байкало-Амурской магистрали в направлении морских портов Ванино и Советская Гавань будет доведена до 80 - 100 млн. тонн к 2025 году. Частными инвесторами будут построены новые морские перегрузочные комплексы в этих портах. Важнейшим инвестиционным проектом является модернизация линии Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (500 км) с реконструкцией участка Оунэ - Высокогорная. Для увеличения пропускной и перерабатывающей способности будет проведена модернизация технических устройств станций Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-Сортировочный, Комсомольск-Грузовой, Новый Ургал и Тында. На участках тепловой тяги будет осуществлен переход на электрическую тягу.

Планируется завершить реконструкцию Сахалинской железной дороги с переводом ее на общесетевую колею 1520 мм, построить новые стратегические железнодорожные линии Селихин - Сергеевка и Сукпай - Самарга, а также ряд грузообразующих линий.

Для обеспечения потребностей населения в перевозках и роста транспортной доступности намечено строительство социально значимых линий Тыгда - Зея и Селихин - Ныш, предусмотрена организация скоростного движения (140 - 160 км в час) на направлениях Уссурийск - Владивосток и Владивосток - Хабаровск.

Предполагается завершить строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск с автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через р. Лену. Это даст новый импульс развитию Центральной Якутии, а с учетом строительства грузообразующих железнодорожных линий (Улак - Эльга, Хани - Олекминск и ряда других) - и Южной Якутии.

С целью обеспечения круглогодичного сообщения с северо-восточной частью Якутии и Магаданской областью и выхода этих районов на общероссийскую сеть железных дорог будут осуществлены работы по строительству железнодорожной линии по направлению Якутск (Нижний Бестях) - Мома - Магадан. На первом этапе будет завершено строительство линии Нижний Бестях - Мегино - Алдан, что обеспечит доступность северо-восточной части Якутии и Колымской горнодобывающей зоны как территорий опережающего экономического развития.

В Байкальском регионе начнется строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Нижневартовск - Усть-Илимск - Усть-Кут), а также ряда грузообразующих линий, том числе межрегиональной линии станция Лена (Усть-Кут) - Непа - Ленск. Это обеспечит деятельность таких зон опережающего роста, как Западная Якутия, Ленско-Ангарское Прибайкалье и Усть-Илимская зона.

Развитие опорной сети автомобильных дорог свяжет между собой все социально-экономические центры Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечит транспортные связи с морскими портами и сопредельными государствами. Формирование опорной сети автомобильных дорог будет подкреплено развитием автодорожной сети регионального и местного значения, что обеспечит рост транспортной доступности и повышение качества жизни в сельских населенных пунктах и малых городах.

Сегодня плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на территории Дальнего Востока и Байкальского региона в 5,6 раза ниже, чем в среднем по России (31 км на 1000 кв. км). Около 1400 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с опорной сетью автодорог. Нормативное транспортно-эксплуатационное состояние не обеспечивается почти на половине протяженности федеральных и региональных автомобильных дорог, опасные условия движения имеются на 20 процентах их протяженности, недопустимо велика аварийность на автомобильных дорогах.

Для интеграции автомобильных дорог Дальнего Востока в опорную сеть дорог страны будет завершено строительство автомобильной дороги "Амур" (Чита - Хабаровск) и строительство второй очереди автодорожной части совмещенного железнодорожно-автомобильного мостового перехода через р. Амур у г. Хабаровска с ее выходом к порту Ванино, что свяжет дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны. Реконструкция автомобильной дороги "Уссури" (Хабаровск - Владивосток) будет способствовать развитию экономики и торговли с пограничными районами Китая, Северной и Южной Кореи, а также с Японией и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Планируется строительство автомагистрали "Восток" (Хабаровск - Находка) протяженностью 824 км, которая пройдет по глубинным районам Хабаровского и Приморского краев и решит проблему связи портов Находка и Восточный с транспортным коридором Восток - Запад.

В Байкальском регионе будут реконструированы автодороги "Байкал" и Улан-Удэ - Кяхта - граница с Монголией.

Планируется достроить и реконструировать автомобильные дороги "Лена" (Невер - Якутск) и "Колыма" (Якутск - Магадан).

Строительство автомобильной дороги "Вилюй" (от автомобильной дороги М-53 "Байкал" - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск) решит задачи северного завоза грузов и экономического развития вновь осваиваемых территорий.

Развитие опорной сети железных и автомобильных дорог на территории экономически освоенной южной части Дальнего Востока и Байкальского региона создаст условия для формирования Приморской, Прибрежной портово-промышленной, Приамурской индустриально-аграрной и Свободненской зон, природно-ресурсной зоны Байкало-Амурской магистрали, Байкальской туристско-рекреационной, Бурятской и Забайкальской индустриальных зон, Братско - Усть-Илимской зоны опережающего роста и зоны Ленско-Ангарского Прибайкалья, а также владивостокской, хабаровской, комсомольской, ванинско-советскогаванской и иркутской агломераций.

В связи с недостаточно развитой сетью наземных путей сообщения и значительной удаленностью от центральной части России воздушный транспорт выполняет исключительно важную роль в социально-экономической жизнедеятельности Дальнего Востока и Байкальского региона, территорию которых пересекают несколько международных трансконтинентальных авиатрасс, связывающих Северную Америку, Азию и Европу. Аэропортовую сеть на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе образуют около 500 аэропортов и посадочных площадок, базовые аэропорты в столицах субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Аэропортовое хозяйство, обслуживающее местные воздушные линии, находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в возрождении.

Развитие инфраструктуры воздушного транспорта будет основано на реализации концепции формирования и развития национальной опорной аэропортовой сети, состоящей из международных и внутрироссийских узловых и социально значимых аэропортов, что обеспечит связность, единство и безопасность эксплуатации воздушных линий. Аэропорты Иркутска, Хабаровска и Владивостока будут развиваться как международные узловые аэропорты. В качестве внутрироссийских узловых аэропортов получат развитие аэропорты Улан-Удэ, Чита, Благовещенск, Якутск, Магадан, Мирный, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Будут реконструированы аэропорты местного значения для повышения транспортной доступности населенных пунктов Дальнего Востока и Байкальского региона. Будет обеспечено сбалансированное развитие всей инфраструктуры воздушного транспорта, включая системы аэронавигационного и метеорологического обслуживания полетов воздушных судов, их топливообеспечения, технического обслуживания и ремонта, системы авиационно-космического спасания, медицинского обеспечения полетов, инфраструктуры приготовления бортового питания и неавиационного сервиса в аэропортах.

В целях обеспечения доступности воздушных перевозок будет осуществляться субсидирование за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации авиакомпаний, осуществляющих социально значимые региональные и местные перевозки. Будет продолжена практика снижения тарифов для населения на авиа- и железнодорожные поездки в центральную часть страны.

В Дальневосточном бассейне действуют 28 из 64 российских морских портов. Более 75 процентов грузооборота выполняют основные порты, расположенные в Хабаровском и Приморском краях, - Восточный, Находка, Владивосток, Ванино и Де-Кастри. Первые 4 порта входят в десятку самых крупных портов России и являются главными элементами железнодорожно-морских транспортных узлов, обеспечивающих продвижение грузов в таких видах сообщений, как экспорт, импорт, каботаж и международный транзит. Паромная переправа Ванино - Холмск обеспечивает устойчивую связь острова Сахалин с материком. Более 90 процентов грузов, перегружаемых в этих портах, обращается в железнодорожно-морской системе. Сложился дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), который вызван опережающим развитием в течение последних лет портовых мощностей, направленных на перевалку экспортных грузов. Портовое хозяйство нуждается в модернизации и развитии мощностей для обеспечения растущих потребностей внешнеторгового оборота России и обеспечения международного транзита.

Значительное развитие получат морские порты Хабаровского и Приморского краев. Приоритетным будет создание современных мощностей для переработки контейнеров и генеральных грузов, а также высокомеханизированных и автоматизированных комплексов по переработке массовых навалочных и наливных грузов. Будут обеспечены специализация морских портов, создание эшелонированных портов, включающих удаленные железнодорожные узлы и транспортно-логистические комплексы, позволяющие осуществлять более эффективную переработку и распределение генеральных грузов. Производственные мощности портов вырастут более чем на 200 млн. тонн. Наибольший прирост будет достигнут в отношении мощностей для обработки угля, руды и нефти. Планируется реализовать проекты развития особых экономических зон портового типа. Увеличение каботажных перевозок потребует реконструкции объектов инфраструктуры в морских портах, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, в первую очередь портов Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Певек, Беринговский, Холмск и Невельск. В прибрежных зонах дальневосточных морей будет восстановлена инфраструктура регулярного пассажирского морского сообщения.

Активизируются работы по созданию современной транспортной системы в Арктической зоне Дальнего Востока и транспортному использованию Северного морского пути с модернизацией портовой инфраструктуры и обустройством пунктов пропуска через государственную границу для обеспечения международных транспортных сообщений.

Основными целями развития Северного морского пути являются:

транспортное обеспечение освоения арктических нефтегазовых месторождений, в том числе шельфовых, и морского экспорта нефти и газа;

обеспечение северного завоза социально значимых грузов;

развитие потенциальных крупномасштабных региональных и транзитных перевозок.

Развитие инфраструктуры Северного морского пути будет осуществляться в рамках реализации скоординированных между собой федеральных целевых программ, в частности:

"Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)";

"Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы;

"Мировой океан" (подпрограмма "Освоение и использование Арктики").

Опорную береговую инфраструктуру северо-восточной части Северного морского пути сформируют такие морские порты, как Хатанга, Тикси, Певек, Анадырь и Петропавловск-Камчатский.

Внутренний водный транспорт используется главным образом в бассейнах рек Амура и Лены. В ограниченных масштабах осуществляются перевозки в бассейнах рек Яны, Индигирки и Колымы, а также ряда малых рек региона. Протяженность внутренних водных путей всех категорий, эксплуатируемых на территории региона, превышает 30 тыс. км. Недостаточность работ по содержанию водных путей приводит к постоянному ухудшению судоходных условий. В неудовлетворительном состоянии находятся многие объекты инфраструктуры и гидротехнические сооружения. В Амурском бассейне сосредоточены наиболее крупные порты - Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Свободный и Поярково. На р. Лене судоходство ограничено коротким периодом навигации (до 130 дней). Самыми крупными портами в этом бассейне являются Осетрово, Якутск, Киренск, Олекминск, Хандыга, Черский, Белая Гора и Зырянка.

Основная роль внутреннего водного транспорта в данном регионе заключается в обеспечении северного завоза грузов, который осуществляется в портовые пункты бассейна р. Лены.

На внутреннем водном транспорте будет проведена реконструкция водных путей и улучшение их эксплуатационных параметров, в том числе увеличение протяженности путей с гарантированными габаритами судовых ходов. В перспективе намечено развитие инфраструктуры водных путей для обеспечения перевозок по меридиональному международному транспортному коридору Европа - Северный морской путь - р. Лена - железная дорога Беркакит - Томмот - Якутск - Байкало-Амурская магистраль (Транссибирская магистраль). Потребуются первоочередное развитие и техническое перевооружение с созданием терминальных логистических комплексов портов Хабаровск, Благовещенск, Поярково, Покровка, Зея, Свободный, Якутск, Осетрово, Олекминск, Ленск, Зырянка, Черский, Белая гора и Хандыга, развитие инфраструктуры арктических портов Тикси и Зеленый Мыс. Намечено строительство устьевых перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы.

Снятие инфраструктурных ограничений и создание транспортно-коммуникационных условий для устойчивого социально-экономического развития, обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности страны являются важнейшими стратегическими приоритетами развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Для этого будет обеспечено комплексное и опережающее развитие опорной транспортной сети, формирование международных транспортных коридоров, развитие коммуникаций в зонах опережающего развития, повышение доступности для населения транспортных услуг.

Развитие опорной транспортной сети предусматривает строительство новых и модернизацию действующих участков магистралей, согласованное развитие основных транспортных и логистических узлов, включая морские порты национального, регионального и местного уровней. Это позволит повысить интеграцию Дальнего Востока и Байкальского региона в единое экономическое пространство России. Устойчивое и доступное для большинства населения пассажирское сообщение с центральными районами страны, а также между административными и экономическими центрами региона повысит качество жизни и мобильность населения, уровень его интеграции в процессы социального развития страны. Постепенный рост транспортной обеспеченности населенных пунктов глубинных территорий региона на основе развития местной транспортной сети, сопряженной с опорной, повысит привлекательность этих районов для предпринимателей и инвесторов, создаст условия для развития системы расселения и дополнительные рабочие места.

Развитие современных технологий перевозок и инновационных транспортно-логистических систем значительно сократит сроки доставки грузов и снизит транспортные издержки, повысит конкурентоспособность продукции, производимой на территории региона.

Будут обеспечены транспортные подходы к сырьевым ресурсам, созданы условия для хозяйственного освоения новых территорий.

Развитие инфраструктуры на основных направлениях международных транспортных коридоров обеспечит потребности внешней торговли страны и позволит реализовать ее транзитный потенциал на основе использования глобальных конкурентных преимуществ. Приоритет этой задачи усиливается прогнозируемым увеличением широтных грузопотоков, прежде всего контейнерных, в направлении Восток - Запад (Азиатско-Тихоокеанский регион - Европа), которые будут реализованы с использованием Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, трансконтинентальных авиатрасс и Северного морского пути. Интеграция транспортной системы региона в международную транспортную систему будет напрямую зависеть от конкурентоспособности транзитных сервисов, предоставляемых в российских транспортных коридорах.

К 2025 году будет завершено формирование опорной сети всех видов транспорта на территории экономически освоенной южной части Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечена ликвидация разрывов и "узких мест" на транспортной сети.

На Дальнем Востоке и в Байкальском регионе будут созданы условия для интеграции транспортной системы Российской Федерации в международную транспортную систему Азиатско-Тихоокеанского региона.

Развитие опорной сети трубопроводного транспорта на территории региона будет связано с реализацией трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (далее - Восточный нефтепровод) производительностью до 80 млн. тонн нефти в год, целью которой является обеспечение формирования новых центров добычи нефти и выхода России на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, а также поэтапное развитие на территории региона единой системы газоснабжения России.

Создаваемые трубопроводные мощности полностью обеспечат прогнозируемый рост нефтедобычи в перспективных российских регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также позволят минимизировать зависимость экспорта российской нефти от транзита по территории сопредельных государств, повысив роль России в обеспечении международной энергетической безопасности.

Реализация инвестиционного проекта Восточного нефтепровода в перспективе создаст единую нефтепроводную систему, позволяющую осуществлять оперативное перераспределение экспортных потоков нефти в западном и восточном направлениях в зависимости от экономических и политических факторов.

Развитие в восточных регионах страны единой системы газоснабжения позволит повысить устойчивость и надежность энергоснабжения Дальнего Востока и Байкальского региона, а также диверсифицировать направления поставок природного газа из России на экспорт, что особенно актуально с учетом тенденций развития рынка газа в европейских странах и имеющихся транзитных рисков при поставках газа в Западную Европу.

Кроме этого, реализация современных инфраструктурных проектов, обеспечивающих возможность транспортировки энергоресурсов от месторождений к потребителям, стимулирует нефтяные компании осваивать известные месторождения и оформлять новые лицензионные участки, активизировать работу по поиску новых крупных месторождений, а также способствует развитию инфраструктуры регионов прохождения трассы нефтепроводов, повышению их инвестиционной привлекательности.

Планируется построить и ввести в эксплуатацию спецморнефтепорт Козьмино (Приморский край). Для доставки нефти в порт Козьмино на первом этапе развития трубопроводной системы будет построена и введена в эксплуатацию железнодорожная эстакада "Сковородино", через которую планируется отгружать до 15 млн. тонн нефти в год.

Таким образом, уже на первом этапе строительства трубопроводная система Восточного нефтепровода будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры федерального значения регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, особенно железнодорожного транспорта и морских перевозок.

Предусматривается строительство линейной части и нефтеперекачивающей станции на участке Сковородино - Козьмино общей протяженностью 2100 км, развитие спецморнефтепорта Козьмино (Восточный нефтепровод - 2) и расширение пропускной способности участка Тайшет - Сковородино.

На этом этапе предусматривается строительство и ввод в эксплуатацию дополнительного количества нефтеперекачивающих станций на участке Тайшет - Козьмино.

В дальнейшем для увеличения транспортировки нефти по системе Восточного нефтепровода также необходимо обеспечить строительство и последующую эксплуатацию дополнительных нефтеперекачивающих станций.

В целях обеспечения доставки строительных грузов и оборудования на период строительства, а также последующей эксплуатации объектов Восточного нефтепровода необходимо развивать транспортную и энергетическую инфраструктуру.

Восточный нефтепровод имеет решающее значение для создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки нефти на нефтеперерабатывающие заводы Дальнего Востока с учетом экспорта на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Развитие сети трубопроводного транспорта на территории региона, связанного с завершением строительства Восточного нефтепровода по трассе Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область) - бухта Козьмино (Приморский край), потребует привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров с высшим и средним специальным образованием, подготовленных на базе имеющихся учебных заведений.

Завершится реализация программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Предусмотрено первоочередное создание и развитие газотранспортной системы Сахалин - Хабаровск - Владивосток, которая будет объединена с газопроводом из Республики Саха (Якутия). Планируется построить третью нитку газопровода Средневилюйское газоконденсатное месторождение - Мастах - Берге - Якутск, создать на базе малых нефтегазовых месторождений локальные системы газификации на Дальнем Востоке и в Иркутской области. Развитие газотранспортной системы и газоснабжения в западной и южной частях региона будет осуществлено на основе Чаяндинского и Ковыктинского газовых месторождений.

Создание единой системы газоснабжения России на территории Дальнего Востока и Байкальского региона будет проходить посредством формирования центров газодобычи на острове Сахалин, в Республике Саха (Якутия) и Иркутской области с перспективой соединения в дальнейшем с Красноярским центром газодобычи и действующей единой системой газоснабжения страны. Создание единой системы газоснабжения в восточных регионах России станет наряду с Восточным нефтепроводом опорным инфраструктурным мегапроектом Дальнего Востока и Байкальского региона.

Решающее значение для формирования современной товаропроводящей сети на территории региона будет иметь создание интегрированной сети транспортно-логистических комплексов национального уровня (г. г. Иркутск, Хабаровск и Владивосток) и территориального уровня (в первую очередь г. г. Якутск, Магадан, Улан-Удэ, Чита, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Поярково и другие экономические центры), обеспечивающих предоставление широкого спектра услуг и ускоренное развитие интермодальных перевозок.