Распоряжением Правительства РФ от 28.06.2013 N 1101-р утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы).

VII. Переход к осуществлению государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ переходный период применения Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, продлен до 1 января 2013 года.

В соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" с 1 января 2010 г. Росреестр начинает осуществление государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ОКС) с одновременным прекращением выполнения функции по техническому учету ОКС органами (организациями) по техническому учету и технической инвентаризации (ОТИ).

В настоящее время государственный кадастровый учет ОКС не осуществляется. В целях регистрации прав на ОКС осуществляется их технический учет органами (организациями) по техническому учету и технической инвентаризации <*>.

--------------------------------

<*> По состоянию на 1 мая 2009 г. на территории Российской Федерации аккредитовано 246 ОТИ, в том числе одно федеральное государственное унитарное предприятие (имеющее 81 филиал); 73 ОТИ, созданных в форме государственных унитарных предприятий, учрежденных субъектами Российской Федерации; 90 ОТИ, созданных в форме муниципальных унитарных предприятий; 2 ОТИ, имеющих частную форму собственности.

Для обеспечения перехода к кадастровому учету ОКС необходимо решить следующие задачи.

Во-первых, осуществить переход от расчета инвентаризационной стоимости ОКС к кадастровой стоимости в целях налогообложения ОКС. Для этого потребуется внесение соответствующих изменений в действующее законодательство в части установления общих принципов оценки недвижимого имущества для целей налогообложения, а также возможности внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в ГКН, что позволит создать институт массовой оценки недвижимости и ввести налогообложение недвижимого имущества на основе такой оценки <*>.

--------------------------------

<*> Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предусмотрена необходимость введения к 2012 году местного налога на недвижимость в жилищной сфере, создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов. При этом Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, определяют в качестве одних из приоритетных задач формирование института массовой оценки недвижимости и введение на этой основе полноценного налогообложения недвижимости.

До внесения вышеуказанных изменений в действующее законодательство, в целях введения в действие положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в отношении ОКС потребуется внести в данный Федеральный закон изменения, которые позволят до завершения периода перехода к вышеуказанному институту определять Росреестру инвентаризационную стоимость ОКС, сведения о которых будут вноситься в государственный кадастр недвижимости, по методике, учитывающей состав указанных сведений.

Во-вторых, создать механизмы, обеспечивающие сохранность архивов <*> технических паспортов, оценочной и иной хранящейся в ОТИ учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобное), а также возможность оперативной работы Росреестра и подведомственных ему учреждений с такими архивами. В частности, потребуется рассмотреть вопрос о передаче осуществления полномочий Российской Федерации по ведению архивов ОТИ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку, учитывая объем архивов учетно-технической документации, возможность передачи в оперативное управление Росреестра зданий и помещений, находящихся в федеральной собственности, в объеме, необходимом для переноса и хранения всех архивов ОТИ, и выделение средств из федерального бюджета на осуществление такого переноса фактически нереализуема.

--------------------------------

<*> Архивы учетно-технической документации в среднем занимают 200 квадратных метров на населенный пункт численностью 400 000 человек. В день из архива учетно-технической документации в среднем выдается примерно 60 документов и примерно такое же количество документов вносится в данный архив. Затраты на ведение такого архива зависят от уровня технической оснащенности, места расположения архива, тарифов организаций ЖКХ и т.п. Всего, по приблизительным данным на 1 января 2009 г., в архивах ОТИ находится 26 млн. 563 тыс. инвентарных дел.

В третьих, создать материально-техническую базу и укрепить кадровый потенциал в территориальных органах Росреестра и подведомственных ему учреждениях, необходимых для обеспечения работы при многократном увеличении числа заявителей <*> и количества объектов кадастрового учета. При этом создание единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета позволит частично решить проблему, связанную с необходимостью увеличения численности кадрового состава, в частности, оптимизировать штатную численность объединяемых территориальных органов Росреестра и за счет сокращения должностей работников, осуществляющих организационное, информационное, документационное, финансово-экономическое, хозяйственное обеспечение, перераспределить соответствующую высвобождаемую штатную численность на цели потребностей системы в сотрудниках, которые будут обеспечивать осуществление государственного кадастрового учета ОКС. Такое перераспределение во всех территориальных органах Росреестра возможно завершить только после окончания второго этапа организационных преобразований, то есть после 1 января 2011 года.

--------------------------------

<*> Предварительный анализ сведений, касающийся технического учета и технической инвентаризации ОКС, показал, что от граждан и юридических лиц ежегодно поступают в ОТИ около 16 млн. обращений в год.

В четвертых, осуществить формирование нормативной правовой базы, необходимой для регулирования отношений, возникающих в связи с кадастровым учетом ОКС, проведением кадастровых работ в отношении ОКС.

В связи с необходимостью решения вышеуказанных масштабных задач потребуется рассмотреть вопрос о продлении переходного периода применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в отношении ОКС до 1 января 2013 г., установив данную дату в качестве предельного срока завершения перехода к государственному кадастровому учету ОКС на всей территории Российской Федерации.