Распоряжением Правительства РФ от 28.06.2013 N 1101-р утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы).

IV. Объединение существующих организационных структур систем регистрации прав и кадастрового учета, передача федеральным учреждениям отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета

В целях комплексного решения проблем в сфере регистрации прав и кадастрового учета принят Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Указ) <*>, в соответствии с которым в Российской Федерации создан единый федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации прав и кадастрового учета - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

--------------------------------

<*> Указом Росрегистрация с 30 декабря 2008 г. переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а Роскартография и Роснедвижимость упразднены с 1 марта 2009 г. Все функции упраздненных агентств переданы Росреестру. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2009 г. N 256-р территориальные органы упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости с 1 марта 2009 г. подчинены Росреестру. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости.

Действовавшие до этого времени институционально обособленные организационные структуры <*> систем регистрации прав и кадастрового учета должны быть преобразованы в целях создания единой системы регистрации прав и кадастрового учета, при этом организационная структура такой единой системы должна включать:

--------------------------------

<*> Кадастровый учет и ведение ГКН осуществлялись центральным аппаратом Роснедвижимости и территориальными органами Роснедвижимости в субъектах Российской Федерации (84 территориальных управления и 921 территориальный отдел), при этом реализация данных функций обеспечивалась подведомственными Роснедвижимости федеральными государственными учреждениями (84 Земельные кадастровые палаты по соответствующим субъектам Российской Федерации и их 1395 филиалов). В этой ведомственной системе на момент преобразований работали 13631 государственный служащий и 33150 работников государственных учреждений. Функции по регистрации прав и ведению ЕГРП осуществлялись центральным аппаратом Росрегистрации и территориальными органами Росрегистрации (77 территориальных управлений и 1251 территориальный отдел), действующими в соответствующих регистрационных округах. В Росрегистрации на момент преобразований работали 32523 государственных служащих, из них 8319 государственных регистраторов.

- центральный аппарат Росреестра и территориальные органы Росреестра в субъектах Российской Федерации;

- находящиеся в ведомственном подчинении Росреестра и осуществляющие отдельные полномочия в сфере регистрации прав и кадастрового учета федеральные учреждения и их филиалы.

В целях передачи отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета подведомственным Росреестру федеральным учреждениям потребуется проведение мероприятий, направленных на комплексное совершенствование работы указанных учреждений.

К полномочиям находящихся в ведомственном подчинении Росреестра федеральных учреждений будут отнесены функции по приему заявлений на государственную регистрацию прав, по осуществлению кадастрового учета, предоставлению информационных услуг, а также полномочия по ведению и развитию информационных систем ЕГРП и ГКН.

В то же время все права на информационные системы ЕГРП и ГКН, включая соответствующее программное обеспечение, а также документацию, связанную с ведением ЕГРП и ГКН, должны оставаться у Российской Федерации в лице Росреестра.

К полномочиям центрального аппарата Росреестра и его территориальных органов будут отнесены функции по осуществлению правовой экспертизы поступивших на государственную регистрацию прав документов, проверки законности сделки, принятию решений, связанных с государственной регистрацией прав, в том числе с внесением соответствующих записей в ЕГРП, а также функции по осуществлению контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, в том числе:

- государственный земельный контроль;

- государственный мониторинг земель;

- государственный геодезический надзор;

- государственный метрологический надзор в области геодезии и картографии;

- надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков;

- надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;

- ведение государственного реестра кадастровых инженеров, соответствующих государственных реестров саморегулируемых организаций.

К полномочиям центрального аппарата Росреестра и его территориальных органов будут также отнесены полномочия учредителя федеральных учреждений.

В частности, территориальные органы Росреестра будут осуществлять ряд организационно-управленческих и контрольных функций в отношении подведомственных Росреестру федеральных учреждений:

- обеспечение общего внешнего контроля деятельности федерального учреждения по кадастровому учету, ведению информационных ресурсов, а также мониторинг качества государственных услуг, в том числе соблюдения установленных регламентов оказания государственных услуг, единства правоприменительной практики (включая рассмотрение жалоб, иных обращений граждан и организаций по вопросам, связанным с деятельностью федеральных учреждений);

- представление предложений по назначению руководителя федерального учреждения;

- согласование и представление на утверждение проекта устава федерального учреждения и изменений к нему;

- контроль за соблюдением требований законодательства и устава при осуществлении федеральным учреждением деятельности, в том числе контроль расходования финансового обеспечения с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за федеральным учреждением, а также финансового обеспечения развития федеральным учреждением в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Передача указанных выше полномочий подведомственным Росреестру федеральным учреждениям должна осуществляться с одновременным изменением налогового и бюджетного законодательства, а также законодательства в сфере регистрации прав и кадастровых отношений в части:

- введения платы за предоставление сведений из ГКН с одновременной отменой положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" о взимании государственной пошлины за указанные действия;

- установления порядка, согласно которому плата за предоставление сведений из ГКН и ЕГРП поступает в бюджет федеральных учреждений.

Размеры соответствующей платы и порядок ее взимания должны устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти дифференцированно, в зависимости от объема и формы предоставления государственных услуг, и должны быть доступными для всех категорий потребителей услуг единой системы регистрации прав и кадастрового учета, включая малообеспеченные слои населения. При этом государственная пошлина за регистрацию прав может поэтапно снижаться.

Совершенствование системы подведомственных Росреестру федеральных учреждений, наделенных отдельными полномочиями в сфере государственной регистрации прав, полномочиями по осуществлению кадастрового учета, оказанию информационных услуг, ведению и развитию информационных систем ЕГРП и ГКН с широкой филиальной сетью, позволит:

- оптимизировать и сократить численность государственных служащих, занятых в сфере регистрации прав и кадастрового учета;

- снизить издержки государства на функционирование единой системы регистрации прав и кадастрового учета, в том числе вывести ее в дальнейшем на близкий к полной самоокупаемости уровень за счет внебюджетных источников (в частности, платы за ряд услуг, средства от которой должны поступать в доход федеральных учреждений), а также обеспечить последующее оперативное и гибкое финансирование системы в целях ее развития за счет бюджетных и внебюджетных источников;

- повысить мотивацию работников учреждений в части повышения качества оказания государственных услуг, в том числе за счет возможности их материального стимулирования в рамках средств, поступающих в доход учреждения от платы за ряд государственных услуг, и внедрения соответствующей системы оплаты труда в зависимости от результата;

- создать необходимые мотивационные условия учреждениям для развития способов и форм оказываемых услуг, в том числе за счет внедрения новых информационных технологий;

- обеспечить разграничение функций по оказанию услуг и контрольно-надзорных функций путем их закрепления за различными структурными составляющими единой системы регистрации прав и кадастрового учета;

- обеспечить новый уровень качества оказания соответствующих государственных услуг путем их предоставления в электронном виде на основе создания и развития единой информационной системы ведения ЕГРП и ГКН.

Новая организационная структура единой системы регистрации прав и кадастрового учета и оптимизация распределения функций между ее составляющими должна стать основой для повышения доступности и эффективности государственных услуг.

При этом основным условием организационных изменений является обеспечение стабильности в период преобразований (этапность преобразований, сохранение действующих механизмов до перехода на новые решения, преемственность лучшего опыта, сохранение и развитие кадрового потенциала).

Поэтому для обеспечения стабильного осуществления государственных функций в сфере регистрации прав и кадастрового учета, а также предотвращения возможных негативных последствий и рисков, связанных с масштабными изменениями систем, предполагается осуществление организационных преобразований в несколько последовательных этапов:

на первом этапе (до 1 января 2010 г.) - формирование структуры центрального аппарата Росреестра, начало реализации организационных мероприятий по объединению территориальных органов Росреестра;

на втором этапе (до 1 января 2011 г.) - завершение объединения территориальных органов Росреестра, начало проведения необходимых процедур, связанных с преобразованием системы подведомственных Росреестру федеральных учреждений;

на третьем этапе (до 1 января 2012 г.) - завершение преобразования системы подведомственных Росреестру федеральных учреждений и передачи им отдельных полномочий в сфере государственной регистрации прав, полномочий по осуществлению кадастрового учета, предоставлению информационных услуг, ведению и развитию информационных систем ЕГРП и ГКН.

Объединение территориальных органов Росреестра не должно сопровождаться одновременным сокращением их штатной численности, в том числе за счет объединения подразделений, осуществляющих обеспечивающие функции (организационные, информационно-аналитические, документационные, финансово-экономические, хозяйственные и т.п.), поскольку в рамках оптимизации численности объединяемых территориальных органов Росреестра, в частности за счет сокращения должностей работников, осуществляющих указанные функции, потребуется перераспределить соответствующую высвобождаемую штатную численность на цели потребностей системы в сотрудниках, которые будут обеспечивать начало осуществления единой системой государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.