Решение Верховного Суда РФ от 21.10.2009 N ГКПИ09-1238 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов">
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рудо-Аква" о признании недействующим абзаца первого пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление),
в соответствии с абзацем первым пункта 1 Постановления органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
ООО "Рудо-Аква" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 1 Постановления. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которому определение порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации, которое не вправе передавать реализацию возложенных на него полномочий другим органам публичной власти, и нарушают права заявителя платить лишь те сборы, которые установлены законно, а также право на свободное осуществление экономической деятельности.
В суде представители ООО "Рудо-Аква" адвокат Ершов Д.А. и Френк С.С. поддержали заявленные требования и пояснили, что на основании абзаца первого пункта 1 оспариваемого Постановления глава Администрации Рязанской области утвердил Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Рязанской области, который предусматривает за превышение норматива сброса сточных вод взимание повышенной платы.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 25 сентября 2009 г. N СС-П9-5469).
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают прав юридических лиц на осуществление предпринимательской деятельности.
Выслушав объяснения представителей ООО "Рудо-Аква" адвоката Ершова Д.А., Ф.С., представителя Правительства РФ П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 2, 08.01.1996, "Российской газете" N 34, 20.02.1996.
Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определены в статье 18 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии с данной нормой Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Реализуя свои полномочия в сфере охраны окружающей среды, Правительство Российской Федерации установило, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества.
Отношения юридических лиц, которые получают питьевую воду и сбрасывают сточные воды в системы канализации населенных пунктов, осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), который заключается с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Под организацией коммунального комплекса Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" понимает юридическое лицо, которое осуществляет эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Положения абзаца первого пункта 1 Постановления соответствуют Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, согласно пункту 5 статьи 4 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, которые должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, оспариваемые положения нормативного правового акта были предметом судебного разбирательства. Верховный Суд Российской Федерации оставил без удовлетворения заявление закрытого акционерного общества "Ремонтно-механический завод" о признании недействующим пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (решение от 25 июня 2001 г. по гражданскому делу N ГКПИ00-1448). Вступившим в законную силу решением суда установлено, что средства, получаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, являются платой за услуги по гражданско-правовым договорам, оказываемые данной организацией. По своей правовой природе они отличаются от платежей за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому доводы заявителя о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом его прав платить лишь те сборы, которые установлены законно, являются несостоятельными.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта абзацу четырнадцатому статьи 5 и пункту 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" являются необоснованными. Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду Федеральный закон относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (статья 5). В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации, которое Постановлением от 28 августа 1992 г. N 632 утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Оспариваемое Постановление регулирует вопросы взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Положения абзаца первого пункта 1 Постановления, в соответствии с которыми при определении порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов должны предусматриваться меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, соответствуют требованиям Федерального закона "Об охране окружающей среды", который к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относит платность за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов сбросов загрязняющих веществ (статья 14).
Принятие субъектом Российской Федерации нормативного правового акта, регулирующего порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, не лишает заявителя права на обращение в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке.
Абзац первый пункта 1 Постановления не содержит нормы гражданского права, поэтому являются несостоятельными доводы заявителя о противоречии его статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают прав юридических лиц на осуществление предпринимательской деятельности, заявление ООО "Рудо-Аква" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
заявление общества с ограниченной ответственностью "Рудо-Аква" о признании недействующим абзаца первого пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей