2. Основные причины возникновения пожаров в вагонах пассажирских поездов

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ В ВАГОНАХ

ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

2.1. Нарушение правил монтажа и неисправности электрооборудования:

- нарушения правил прокладки проводов, особенно при выходе их из труб или металлорукавов, а также соединение проводов пайкой или скруткой в непредусмотренных местах;

- установки аппаратов токовой защиты без проверки на соответствие номинальным данным плавких вставок предохранителей и без испытания автоматических выключателей и магнитных пускателей;

- отказов в электрической цепи или потребителе электроэнергии с перегрузкой проводов при завышенных номиналах или при нетиповых плавких вставках предохранителей, а также неисправном состоянии автоматических выключателей или магнитных пускателей;

- наличия в защищаемой цепи предохранителей с прогоревшими фибровыми корпусами или без наполнителя;

- неисправности дугогасящих устройств коммутационных аппаратов, приводящих к выбросу пламени;

- нарушения и пониженного сопротивления изоляции электрических цепей потребителей и систем электроснабжения, в том числе и источников питания;

- перенапряжения, возникающего при отказах регуляторов напряжения и неисправной защите;

- подключения к системе электроснабжения бытовых электроприборов, мощность которых выше установленной электросхемой вагона;

- слабой затяжки контактных соединений, приводящей к чрезмерному их нагреву.

К возникновению пожаров могут привести также и неисправности в подвагонном электрооборудовании:

- короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее;

- пониженный уровень электролита в аккумуляторах;

- пониженная емкость аккумуляторной батареи;

- пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи;

- повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи по причине неисправности блока управления зарядом или ограничителя тока батареи или генератора;

- неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов батареи;

- неисправная работа генератора (короткозамкнутые витки обмоток, износ электрических щеток и коллектора);

- прослабление контакта в пинцетах ножевых предохранителей аккумуляторной батареи и несоответствие номинала их плавких вставок;

- несоответствие плавких вставок и предохранителей, установленных в подвагонном высоковольтном ящике;

- плохое состояние высоковольтных и низковольтных проводов и их изоляции;

- плохое (неплотное) соединение проводов с аппаратами, приборами;

- плохое состояние контакторов, реле и других контактных аппаратов;

- отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка.

2.2. Неисправность печной разделки:

- отступления от требований норм на пожарную разделку вытяжных труб котлов отопления, печей и кипятильников.

2.3. Недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное обращение с огнем проводников и пассажиров:

- нарушения правил пользования отопительными установками - растопки котлов, кипятильников без воды или с водой ниже допустимого уровня, с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

- хранения около котла, кипятильника, кухонной плиты, печи, на электропечах и под ними обтирочных и других горючих материалов;

- оставления без присмотра действующих кухонных плит вагонов- ресторанов, печей для приготовления пищи и котлов отопления;

- применения открытого огня для разморозки труб;

- удаления шлака и золы при движении поезда, в том числе и с межвагонных переходных площадок;

- использования для приготовления пищи приборов, не предусмотренных конструкцией вагона;

- курения в неустановленных местах;

- провоза легковоспламеняющихся жидкостей.

2.4. Причиной возникновения пожаров также является выпуск из ремонта вагонов без испытания на правильность функционирования электрических аппаратов, определения выходных параметров систем электроснабжения (первичных и вторичных) и устройств защиты от перенапряжения непосредственно на вагоне.