III. Мероприятия Программы, целевые показатели и целевые индикаторы ее реализации

III. Мероприятия Программы, целевые показатели и целевые

индикаторы ее реализации

Государственная компания осуществила формирование базовой сети магистральных и скоростных автомобильных дорог, эксплуатируемых на платной основе, а также стала активным участником соглашений о государственно-частном партнерстве.

Заключены соглашения на реконструкцию, строительство и эксплуатацию на платной основе участков автомобильных дорог М-1 "Беларусь" Москва - граница с Республикой Беларусь, М-3 "Украина" Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной, М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск, М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург, А-113 Центральная кольцевая автомобильная дорога.

При реализации Программы будет обеспечено исполнение мероприятий федерального проекта "Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа - Западный Китай", федерального проекта "Развитие федеральной магистральной сети" национального проекта "Безопасные качественные дороги" и федерального проекта "Беспилотные логистические коридоры".

Целевые показатели и целевые индикаторы Программы приведены в приложении N 1.

Мероприятия Программы сгруппированы по следующим видам деятельности Государственной компании:

деятельность по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании;

деятельность по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании;

иная деятельность, направленная на достижение целей создания Государственной компании.

Мероприятия по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании предусматривают обеспечение подготовки документации по планировке территории и проведение земельно-кадастровых работ, разработку проектной документации, технологическое и нормативно-техническое сопровождение работ по инженерным изысканиям и проектированию автомобильных дорог Государственной компании, резервирование земель и изъятие земельных участков для размещения автомобильных дорог, проведение работ по строительству, реконструкции и комплексному обустройству (включая инженерные коммуникации, позволяющие создать условия для обеспечения уполномоченными организациями покрытия сотовой связью надлежащего качества зоны тяготения автомобильных дорог Государственной компании) автомобильных дорог Государственной компании, в том числе в рамках реализации инвестиционных и концессионных соглашений.

При реализации проектов строительства (реконструкции, комплексного обустройства) автомобильных дорог Государственной компании на основе механизмов государственно-частного партнерства в состав указанных мероприятий включаются работы (услуги) по разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований (для контрактов полного жизненного цикла), транспортных моделей, конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения долгосрочных инвестиционных соглашений, концессионных соглашений, а также работы (услуги) по сопровождению инвестиционных проектов Государственной компании на стадии строительства и (или) эксплуатации, включая обеспечение правового сопровождения и защиты инвестиционных проектов.

Комплекс мероприятий по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании предусматривает проведение мероприятий по инновационному развитию Государственной компании, определенных программой инновационного развития Государственной компании в рамках деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании, в части мероприятий по внедрению на автомобильных дорогах Государственной компании интеллектуальных транспортных систем, ориентированных в том числе на обеспечение движения высокоавтоматизированных транспортных средств.

В рамках Программы планируется реализация инвестиционных проектов, включающих комплекс работ по проектированию, подготовке территории, строительству (реконструкции) и комплексному обустройству для организации эксплуатации следующих магистральных и скоростных автомобильных дорог (участков автомобильных дорог):

М-1 "Беларусь" Москва - граница с Республикой Беларусь;

М-3 "Украина" Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной;

М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск;

М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург;

А-113 Центральная кольцевая автомобильная дорога;

М-12 "Восток" строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Казань - Екатеринбург - Тюмень;

строящиеся и реконструируемые участки автомобильных дорог для устранения "узких" мест на основных направлениях транспортных коридоров в Московской агломерации;

строительство новой автомобильной дороги на Черноморском побережье от автомобильной дороги М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск до г. Сочи;

автомобильная дорога "Обход Адлера";

перспективные объекты опорной сети скоростных автомобильных дорог Российской Федерации;

автомобильная дорога "Казань - Екатеринбург" на участке Дюртюли - Ачит;

А-108 "Московское большое кольцо" Дмитров - Сергиев Посад - Орехово-Зуево - Воскресенск - Михнево - Балабаново - Руза - Клин - Дмитров на участке обхода гг. Орехово-Зуево и Ликино-Дулево;

А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь;

строительство кольцевой скоростной автомобильной дороги на обходе г. Санкт-Петербурга, КАД-2 (Ленинградская область).

Программой предусматривается проведение работ по предпроектной проработке, проектированию (включая работы (услуги) по разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований, транспортных моделей, конкурсной и контрактной документации для проведения инвестиционных и концессионных конкурсов), строительству и реконструкции автомобильных дорог, реализация которых предусмотрена Программой, и по перспективным проектам.

Государственная компания планирует участие в реализации ряда инвестиционно привлекательных проектов, имеющих важное значение для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. К ним относятся проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, а также проекты строительства обходов городов, мостовых переходов и создания других искусственных сооружений.

При подготовке инвестиционных проектов к реализации Государственная компания осуществляет их структурирование в целях определения оптимальной конфигурации каждого из проектов, основных его участников и партнеров, условий их взаимоотношений, распределения рисков и ответственности, а также в целях применения наиболее эффективных форм и условий организации финансирования проекта на весь период его жизненного цикла. По результатам структурирования Государственная компания принимает решение о выборе организационно-контрактной схемы реализации инвестиционного проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одной из организационно-контрактных схем реализации инвестиционного проекта является концессионное соглашение, предусматривающее плату концедента. При этом осуществляется поэтапный возврат инвестированных концессионером средств на стадии эксплуатации через соответствующие платежи концедента, а вся выручка от сбора платы поступает в доход концедента. Для обеспечения необходимого уровня мотивации концессионера на качественное выполнение дорожных работ, увеличение межремонтных сроков, применение инновационных технологий, обеспечивающих повышение надежности и транспортно-эксплуатационных характеристик объекта, условиями концессионного соглашения устанавливается в том числе зависимость размера платежей концедента от транспортно-эксплуатационных показателей объекта концессионного соглашения.

Концессионное соглашение, предусматривающее сбор платы в доход концессионера (концессионное соглашение с прямым сбором платы), является еще одним видом применяемой Государственной компанией организационно-контрактной схемы реализации инвестиционных проектов. Это соглашение включает обязательства концессионера по выполнению комплекса работ по проектированию (опционально), строительству, передаче в собственность концедента после завершения строительства и эксплуатации (включая ремонт, капитальный ремонт, содержание) автомобильной дороги в течение срока действия концессионного соглашения, а также по обеспечению финансирования (софинансирования) капитальных затрат за счет собственных и заемных средств. Источником финансирования затрат на стадии эксплуатации, а также возврата вложенных инвестиций концессионера на стадии строительства является плата за проезд, собираемая концессионером с пользователей автомобильной дороги.

Концессионные соглашения могут быть заключены по инициативе частных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Долгосрочные инвестиционные соглашения являются еще одной формой государственно-частного партнерства, используемой Государственной компанией при структурировании инвестиционных проектов, включающей полный цикл дорожных работ (инженерные изыскания, территориальное планирование, планировка территории и архитектурно-строительное проектирование, строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт, эксплуатация систем взимания платы и автоматизированных систем управления дорожным движением). Срок действия долгосрочного инвестиционного соглашения со дня его заключения составляет до 30 лет. По своему предмету, основным условиям финансирования и срокам реализации долгосрочные инвестиционные соглашения в целом аналогичны концессионным соглашениям, предусматривающим плату концедента, и отличаются от них условиями распределения имущественных прав на объекты, реконструкция и строительство которых завершены (в рамках долгосрочных инвестиционных соглашений объект инвестиционного соглашения и земельные участки под ним не передаются во владение и пользование исполнителю долгосрочного инвестиционного соглашения на стадии эксплуатации объекта), а также объемами привлекаемого внебюджетного финансирования, которое, как правило, по условиям этих соглашений не превышает 20 - 25 процентов общей стоимости реконструкции или строительства.

Особой разновидностью долгосрочного инвестиционного соглашения является такая форма контрактных отношений в дорожном хозяйстве, как операторское соглашение. Срок действия операторского соглашения со дня его заключения составляет, как правило, до 15 лет. Операторские соглашения могут включать в себя выполнение оператором работ по комплексному обустройству участков автомобильных дорог, в том числе по размещению систем взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением, а также по содержанию, ремонту, капитальному ремонту участков автомобильных дорог, организации сбора платы с пользователей за проезд, эксплуатации и техническому обслуживанию интеллектуальных транспортных систем. Помимо этого условиями операторского соглашения предусматривается, как правило, обеспечение оператором полного или частичного финансирования работ по размещению систем взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением с последующим поэтапным возмещением Государственной компанией понесенных оператором затрат в соответствии с определенной операторским соглашением нормой доходности на инвестированный капитал. Для обеспечения высокого уровня мотивации оператора на максимизацию выручки от сбора платы, а также для применения технологически эффективных решений предусматривается система бонусов (премирования оператора) за обеспечение сбора платы сверх установленных плановых показателей.

Заключение операторских соглашений предусматривается в отношении тех участков автомобильных дорог Государственной компании, работы по строительству или реконструкции которых завершены или находятся в завершающей стадии, однако требуется дооснащение указанных участков системами взимания платы и системами по управлению дорожным движением, либо для которых целесообразно привлечение одного оператора в целях обеспечения единых интегрированных решений для нескольких платных участков. В последнем случае операторские соглашения могут не предусматривать выполнение оператором работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту участков автомобильных дорог Государственной компании, если выполнение этих работ включено в ранее заключенные договоры о строительстве или реконструкции участков автомобильных дорог Государственной компании.

В основу планируемых операторских соглашений положен секционный принцип, который предусматривает привлечение операторов на участки протяженностью не менее 200 - 400 км, что соответствует международному опыту и позволит оптимизировать организацию работ по эксплуатации автомобильных дорог Государственной компании, систему сбора платы и автоматизированную систему управления движением на этой автомобильной дороге, в том числе за счет создания центров управления секциями.

При этом реализация долгосрочных инвестиционных соглашений и операторских соглашений может обеспечиваться с использованием механизма корпоративного государственно-частного партнерства посредством учреждения специальных проектных компаний совместно с инвестиционным партнером.

Корпоративным государственно-частным партнерством является форма государственно-частного партнерства, предусматривающая участие государства (государственных компаний) в капитале специальных проектных компаний, осуществляющих реализацию проектов государственно-частного партнерства, с привлечением частных инвесторов через механизмы корпоративных сделок (соглашений). Основная специфика такой модели государственно-частного партнерства состоит в том, что государственный партнер выступает в этих проектах одновременно в качестве заказчика (концедента) и учредителя специальной проектной компании, осуществляющей реализацию проекта на основе заключаемого инвестиционного или концессионного соглашения. Привлечение стратегических партнеров (инвесторов) осуществляется через механизм продажи долей (акций) государственного партнера в специальной проектной компании на основе конкурентной процедуры, за исключением случаев, когда такие проекты реализуются во исполнение межправительственных соглашений либо с участием других государственных компаний (корпораций), фондов и (или) институтов развития.

Государственная компания осуществляет работы по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог Государственной компании на основе указанных договорных механизмов государственно-частного партнерства с включением в условия заключаемых договоров (соглашений) инвестиционных обязательств исполнителей по софинансированию выполняемых работ.

При реализации принципа обеспечения полной ответственности одного исполнителя на всех этапах жизненного цикла объектов, а также при применении более эффективных и современных технических решений планируется поэтапный переход к осуществлению проектирования автомобильных дорог Государственной компании в рамках заключаемых концессионных и инвестиционных соглашений. При этом формирование полос отвода строящихся автомобильных дорог, включая изъятие земельных участков, предполагается осуществлять на основе документации по планировке территории. Ключевым аспектом указанного перехода является реализация инициативы Государственной компании в части уточнения правового механизма регулирования подготовки проектной документации по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта на основании концессионных и инвестиционных соглашений, в соответствии с которыми концессионер или инвестор обеспечивает архитектурно-строительное проектирование и полное или частичное финансирование реализации таких решений, предусмотренных этими соглашениями.

Важной финансовой особенностью инвестиционных и концессионных соглашений, реализуемых в том числе по схеме "контракт жизненного цикла", является методологический переход от платежного механизма, основанного на нормировании объемов и сроков выполняемых работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог Государственной компании, к платежному механизму, основанному на оценке качества предоставляемой инфраструктурной услуги в привязке к устанавливаемой системе транспортно-эксплуатационных показателей объекта соглашения, показателей доступности полос движения для пользователей автомобильных дорог Государственной компании и иных показателей. Такая модель может предусматривать в том числе равномерность осуществляемых платежей на эксплуатационной стадии с формированием специальных ремонтных фондов, что полностью соответствует сложившимся в последние десятилетия в международной практике подходам к оплате эксплуатационных работ в рамках реализации долгосрочных контрактов, а также позволяет производить начисление штрафов за нарушение установленных требований к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.

В целях дифференциации механизмов привлечения средств частных инвесторов, а также инвестиций российских и международных инвестиционных фондов осуществляется пилотная проработка реализации ряда инвестиционных проектов Государственной компании на основе механизмов корпоративного государственно-частного партнерства с учреждением специальных проектных компаний.

Кроме того, планируется проводить работу по финансовому и организационно-правовому структурированию инвестиционных проектов Государственной компании, входящих в состав:

федерального проекта "Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа - Западный Китай";

федерального проекта "Развитие федеральной магистральной сети" в составе национального проекта "Безопасные качественные дороги";

федерального проекта "Беспилотные логистические коридоры".

Финансовое обеспечение деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании в течение всего периода реализации Программы осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, средств Фонда национального благосостояния, привлеченных Государственной компанией внебюджетных средств, в том числе облигационных займов, собственных и заемных средств частных инвесторов и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в случае принятия решения наблюдательным советом Государственной компании.

Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании и (или) подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании, приведено в приложении N 2.

Объем, источники и распределение финансирования деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании и (или) подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании, приведены в приложении N 3.

Протяженность завершенных строительством и реконструкцией участков автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании и (или) подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании, с учетом объектов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, приведена в приложении N 4.

Протяженность эксплуатируемых на платной основе участков автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании и (или) подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании, приведена в приложении N 5.

Описание инвестиционных проектов Программы приведено в приложении N 6.

Мероприятия по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании предусматривают проведение следующих работ:

содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог Государственной компании;

обеспечение технологического и нормативно-технического сопровождения работ по инженерным изысканиям и проектированию автомобильных дорог (контроль качества на стадии разработки проектной и рабочей документации);

организация взимания платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании (в том числе на основе принципа безостановочной технологии оплаты проезда "свободный поток"), включая эксплуатацию и модернизацию системы взимания платы, в том числе по созданию и эксплуатации информационно-расчетного центра Государственной компании, выполняющего функции по формированию единых условий применения электронных средств оплаты (регистрации) проезда, обеспечению взаиморасчетов между пользователями автомобильных дорог Государственной компании и операторами (инвесторами, концессионерами), контролю сбора платы на платных участках автомобильных дорог Государственной компании;

организация дорожного движения, включая управление транспортными потоками и обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе на основе перспективных интеллектуальных транспортных систем;

взимание платы в счет возмещения вреда, причиненного тяжеловесными и (или) крупногабаритными транспортными средствами;

повышение энергетической эффективности объектов доверительного управления;

инновационное развитие Государственной компании, определенное программой инновационного развития Государственной компании в части деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, а также в части мероприятий по внедрению на автомобильных дорогах Государственной компании интеллектуальных транспортных систем, ориентированных в том числе на обеспечение движения высокоавтоматизированных транспортных средств;

обеспечение транспортной безопасности, включая организацию проведения оценки уязвимости, оснащение объектов транспортной инфраструктуры инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности;

обустройство и эксплуатация инженерных сооружений, позволяющих создать условия для обеспечения уполномоченными организациями покрытия сотовой связью надлежащего качества зон тяготения автомобильных дорог Государственной компании;

иные мероприятия, связанные с выполнением функций по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, включая планирование, мониторинг, автоматизацию бизнес-процессов деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, информационное сопровождение, продвижение в целях повышения привлекательности проезда по платным участкам автомобильных дорог Государственной компании, внедрение и обслуживание соответствующих информационных систем, правовое сопровождение и защиту объектов доверительного управления автомобильных дорог Государственной компании, сопровождение инвестиционных проектов Государственной компании на стадии эксплуатации автомобильных дорог Государственной компании.

Система мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог Государственной компании предусматривает:

проведение работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог Государственной компании и искусственных сооружений на них;

переход на повышенные требования к качеству производимых работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог Государственной компании в соответствии с их улучшенными потребительскими свойствами;

проведение работ, направленных на повышение безопасности движения на автомобильных дорогах Государственной компании, включая разработку и реализацию комплексных программ, направленных на повышение безопасности дорожного движения, проведение аудита обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Государственной компании;

разработку и внедрение современных систем диагностики, мониторинга и прогнозирования транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Государственной компании;

разработку и внедрение системы слежения за обстановкой на дорогах и контроля работы дорожной техники с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС.

В течение периода реализации Программы осуществляется поэтапный переход к выполнению основной части работ, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом автомобильных дорог Государственной компании, в рамках заключаемых долгосрочных договоров, инвестиционных, операторских и концессионных соглашений.

Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по доверительному управлению осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании, доходов от осуществления этой деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в случае принятия решения наблюдательным советом Государственной компании.

Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по доверительному управлению автомобильными дорогами, находящимися в доверительном управлении Государственной компании и (или) подлежащими передаче в доверительное управление Государственной компании, в 2010 - 2030 годах приведено в приложении N 7.

Мероприятия по собственной (иным видам) деятельности Государственной компании предусматривают обеспечение автомобильных дорог Государственной компании многофункциональными зонами дорожного сервиса (зонами комплексного обслуживания пользователей и размещения объектов дорожного сервиса, включающими (опционально) площадки отдыха, специально отведенные места для курения, туалетные комнаты, заправочные станции, в том числе объекты газозаправочной и электрозаправочной инфраструктуры, автомойки, ремонтные мастерские и станции технического обслуживания, объекты общественного питания и торговли, мотели, пункты медицинской помощи, специализированные объекты обслуживания грузового автотранспорта и грузов) и другими объектами и зонами, обеспечивающими комплекс услуг для пользователей автомобильных дорог Государственной компании (такими, как автомобильные дилерские центры, туристические и информационные центры, отели и иные). Обеспечение автомобильных дорог Государственной компании многофункциональными зонами дорожного сервиса осуществляется путем:

разработки и реализации концепции их комплексного развития, разработки и внедрения единых типовых архитектурных моделей многофункциональных зон дорожного сервиса, единых стандартов по оказанию услуг в объектах дорожного сервиса любого типа, включая оказание услуг в многофункциональных зонах дорожного сервиса;

разработки методики оценки качества объектов дорожного сервиса и оказываемых пользователям автомобильных дорог услуг и ее внедрения путем проведения соответствующего мониторинга и оценки качества;

обеспечения проектирования, строительства, реконструкции, обустройства многофункциональных зон дорожного сервиса и иных объектов дорожного сервиса и при необходимости управления проектами создания и (или) готовыми объектами дорожного сервиса, а также организации и проведения инвестиционных конкурсов (при необходимости), создания специальных проектных компаний, применения иных механизмов и инструментов, направленных на привлечение внебюджетных инвестиций для строительства и эксплуатации многофункциональных зон дорожного сервиса.

Мероприятия по собственной (иным видам) деятельности Государственной компании также предусматривают:

разработку концепции и внедрение комплексной инфраструктурной услуги пользователям автомобильных дорог Государственной компании;

обеспечение проведения инвентаризации в отношении земельных участков и автомобильных дорог Государственной компании;

обеспечение проведения кадастровых работ в целях упорядочения и (или) установления границ земельных участков, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог Государственной компании;

обеспечение проведения кадастровых и оценочных работ в отношении частей земельных участков, а также кадастровых работ в отношении земельных участков, расположенных в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, в целях получения дополнительных доходов от собственной деятельности;

обеспечение проведения инвентаризации земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных в границах придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, а также проведения работ по установлению границ придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании;

получение сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях оформления договоров аренды земельных участков;

управление земельными участками, предоставленными в аренду Государственной компании;

корпоративное управление структурными и обособленными подразделениями, дочерними обществами Государственной компании, включая специальные проектные компании;

обеспечение дополнительных доходов от собственной деятельности Государственной компании, в том числе доходов от реализации инвестиционных договоров на размещение объектов дорожного сервиса, субаренды земельных участков, рекламы в придорожной полосе (полосе отвода), установления сервитутов в отношении земельных участков Государственной компании, размещения коммуникаций в полосе отвода автомобильных дорог Государственной компании, присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам Государственной компании и др.;

организацию выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

организацию предоставления консультационных услуг;

информационное и аналитическое обеспечение деятельности Государственной компании;

проведение мероприятий по инновационному развитию Государственной компании, определенных программой инновационного развития Государственной компании в части собственной (иных видов) деятельности Государственной компании, а также в части мероприятий по внедрению на автомобильных дорогах Государственной компании интеллектуальных транспортных систем, ориентированных в том числе на обеспечение движения высокоавтоматизированных транспортных средств;

проведение мероприятий по совершенствованию бизнес-процессов, в том числе по их автоматизации и повышению эффективности деятельности Государственной компании.

Финансовое обеспечение собственной (иных видов) деятельности Государственной компании осуществляется за счет:

имущественных взносов Российской Федерации на содержание Государственной компании, компенсацию расходов на уплату арендной платы за земельные участки Государственной компании и финансирование кадастровых работ в отношении земельных участков и автомобильных дорог Государственной компании;

доходов от собственной (иных видов) деятельности Государственной компании.

Финансовое обеспечение собственной (иных видов) деятельности Государственной компании приведено в приложении N 8.

Планируемый объем доходов по видам деятельности Государственной компании в 2010 - 2030 годах приведен в приложении N 9. При этом учитываются только доходы, которые поступают в распоряжение Государственной компании, и не учитываются доходы, которые остаются в распоряжении концессионеров.

Государственная компания в рамках реализации Программы планирует рассмотреть возможность осуществления в последующем постепенного изменения источника финансирования расходов, связанных с содержанием Государственной компании, на доходы от деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании.

По структуре инвестиционные проекты Государственной компании разделяются на проекты, в которых механизм возврата частных инвестиций основан на осуществлении сбора платы с пользователей за проезд в пользу концессионера с последующим направлением указанных средств на исполнение финансовых обязательств перед кредиторами и акционерами (прямыми инвесторами), и проекты, в которых выручка от сбора платы за проезд транспортных средств не предусмотрена либо поступает в доход Государственной компании, а возмещение инвестиционных вложений концессионера (исполнителя инвестиционного соглашения) обеспечивается за счет платежей Государственной компании, выплачиваемых на эксплуатационной стадии реализации концессионного или инвестиционного соглашения. В Программе учитываются планируемые поступления от сбора платы за проезд по платным автомобильным дорогам Государственной компании, а также платежи Государственной компании, относящиеся ко второму типу концессионных и инвестиционных соглашений.

Обеспечение исполнения финансовых обязательств Государственной компании по обслуживанию и возврату средств привлеченного внебюджетного финансирования приведено в приложении N 10. Сведения, указанные в приложении N 10 к Программе, подлежат ежегодному уточнению с учетом ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации и уровня инфляции.

Баланс расходов и поступлений по видам деятельности Государственной компании приведен в приложении N 11. В период действия Программы суммарный объем расходов по всем видам деятельности Государственной компании будет обеспечен за счет поступления прогнозируемых объемов финансового обеспечения деятельности Государственной компании из федерального бюджета и прочих источников.

Одним из важнейших направлений деятельности Государственной компании в период реализации Программы является внедрение новых эффективных форм управления дорожной деятельностью и инвестиционными проектами, включая внедрение и совершенствование системы проектного управления. Государственной компанией также осуществляется решение задачи повышения кадрового потенциала отрасли, в том числе путем выполнения функций центра сбора, формирования, систематизации и распространения передовых практик и знаний в области инвестиционной, инновационной и операторской деятельности в сфере государственно-частного партнерства (центра компетенций), а также путем привлечения высококвалифицированных специалистов и реализации специальных образовательных программ по повышению квалификации персонала Государственной компании.