VI. Результаты реализации Программы

В период первого этапа реализации Программы (2010 - 2018 годы):

заключено 5 концессионных соглашений (в отношении автомобильных дорог М-1 "Беларусь" Москва - граница с Республикой Беларусь на участке обхода г. Одинцово, М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург на участках км 15 - км 58 и км 543 - км 684 и в отношении пусковых комплексов N 3 и 4 автомобильной дороги А-113 Центральная кольцевая автомобильная дорога);

заключено 8 долгосрочных инвестиционных соглашений (4 - в отношении участков км 58 - км 149, км 208 - км 543 автомобильной дороги М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург, 2 - в отношении участков км 517 - км 544 и км 633 - км 715 автомобильной дороги М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск, 2 - в отношении пусковых комплексов N 1 и 5 автомобильной дороги А-113 Центральная кольцевая автомобильная дорога);

заключено 4 долгосрочных операторских соглашения (в отношении участков км 21 - км 225, км 225 - км 633, км 1091 - км 1319 автомобильной дороги М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск и км 58 - км 543 автомобильной дороги М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург);

завершены строительство и реконструкция 1053,4 км участков автомобильных дорог Государственной компании;

соединены скоростными автомобильными дорогами 5 агломераций - Московская, Ростовская, Краснодарская, Воронежская, Тульско-Новомосковская, а также один из крупнейших портов России - морской порт "Большой порт Санкт-Петербург";

повысилась безопасность движения автомобильного транспорта по сети автомобильных дорог Российской Федерации, снизились аварийность и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий;

в строительство и реконструкцию автомобильных дорог Государственной компании за период реализации Программы привлечено 215,8 млрд. рублей внебюджетных инвестиций, что обеспечило снижение нагрузки на федеральный бюджет;

протяженность автомобильных дорог Государственной компании, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составила 2555,8 км (или 79,9 процента общей протяженности автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании);

размещены 54 многофункциональные зоны дорожного сервиса на автомобильных дорогах Государственной компании;

создана эффективная система управления автомобильными дорогами Государственной компании, эксплуатируемыми на платной основе, в том числе в части системы сбора платы;

появилась возможность широкомасштабного привлечения частных инвестиций, перехода на новую систему контрактных отношений (долгосрочные инвестиционные и концессионные соглашения, реализуемые в том числе по схеме "контракт жизненного цикла", операторские соглашения и др.), внедрения новых технологий и материалов, высокопроизводительных машин и оборудования в дорожную отрасль.

Реализация второго этапа Программы (2019 - 2024 годы) позволит осуществить развитие и расширить действующую сеть магистральных и скоростных автомобильных дорог Российской Федерации, в результате чего будут обеспечены:

скоростное автомобильное сообщение на участках международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай" от г. Санкт-Петербурга до г. Казани;

сокращение времени в пути транспортных средств, движущихся по маршруту Москва - Казань и из Центрального федерального округа по направлению к черноморским портам и курортам;

увеличение протяженности автомобильных дорог Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;

прирост протяженности автомобильных дорог Российской Федерации, на которых будут устранены ограничения пропускной способности;

уменьшение протяженности автомобильных дорог Российской Федерации, обслуживающих движение в режиме перегрузки;

повышение качества услуг, оказываемых пользователям автомобильных дорог Государственной компании;

предоставление пользователям автомобильных дорог Государственной компании комплексной инфраструктурной услуги;

покрытие автомобильных дорог Государственной компании голосовым сигналом и передачей данных по стандарту 4G (LTE).

Реализация третьего этапа Программы (2025 - 2030 годы) позволит создать объекты, предусмотренные поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, построить обходы населенных пунктов, расширить узкие места на участках дорог, работающих в режиме перегрузки, в результате чего будут обеспечены:

увеличение протяженности автомобильных дорог Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;

прирост протяженности автомобильных дорог Российской Федерации, на которых будут устранены ограничения пропускной способности;

уменьшение протяженности автомобильных дорог Российской Федерации, обслуживающих движение в режиме перегрузки;

сокращение времени в пути между населенными пунктами гг. Горячий Ключ, Туапсе и Сочи.

В результате реализации Программы планируется:

соединить скоростными автомобильными дорогами 13 агломераций - Московскую, Санкт-Петербургскую, Ростовскую, Краснодарскую, Воронежскую, Тульско-Новомосковскую, Нижегородскую, Казанскую, Владимирскую, Самарско-Тольяттинскую, Екатеринбургскую, Волгоградскую, Саратовскую, 2 крупнейших порта России "Большой порт Санкт-Петербург" и морской порт Новороссийск, а также построить новую автомобильную дорогу на Черноморском побережье от автомобильной дороги М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск до г. Сочи;

улучшить качество жизни населения страны за счет улучшения транспортной доступности;

повысить безопасность движения автомобильного транспорта по сети автомобильных дорог Российской Федерации, снизить аварийность и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий;

повысить конкурентоспособность отраслей экономики Российской Федерации на мировых рынках за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции, ускорения оборачиваемости и уменьшения товарно-материальных запасов на складах.

Дальнейшее развитие опорной сети магистральных и скоростных автомобильных дорог Российской Федерации будет способствовать инновационному развитию экономики страны, созданию новых рабочих мест, росту спроса на продукцию отраслей, обеспечивающих дорожное хозяйство, повышению скорости движения транспортных потоков и снижению транспортной составляющей в конечной цене продукции и услуг.

Деятельность Государственной компании после завершения Программы планируется определить на основе стратегии развития Государственной компании до 2035 года, в которой необходимо предусмотреть долгосрочные цели и задачи Государственной компании, систему долгосрочных целевых индикаторов ее деятельности, этапы достижения целей, конфигурацию и целевые параметры развития сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог Государственной компании и платных участков автомобильных дорог Государственной компании, а также перспективные объемы и источники финансирования. Кроме того, указанной стратегией предусматривается установить систему финансовых и технических ориентиров для участников инвестиционного рынка, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности реализуемых Государственной компанией проектов.