Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2010 N КАС09-683 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 01.12.2009 N ГКПИ09-1414, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующими пункта 1 и подпункта "ж" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Пелевина Н.П., Манохиной Г.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. об оспаривании п. 1, подп. "ж" п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761
по кассационной жалобе М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Правила определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 1).
Подпунктом "ж" п. 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в п. 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в п. 5 Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением копий документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
М., являющийся лицом без гражданства, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими со дня принятия п. 1 и подп. "ж" п. 8 Правил, в части, исключающей их распространение на лиц без гражданства. Указал, что Правила в оспариваемой части противоречат ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая наделяет лиц без гражданства правом на получение субсидий наравне с гражданами Российской Федерации, а оспариваемые положения Правил лишают его права на получение субсидий.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009г. М. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе М. просит об отмене решения суда, принятого с нарушением и неправильным применением норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения Правил соответствуют действующему законодательству, Правила изданы в пределах компетенции, предоставленной Правительству Российской Федерации, и прав заявителя не нарушают.
В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этой правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" были утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Поэтому Правительство Российской Федерации, утверждая оспариваемые заявителем, в части, Правила, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему законодателем.
Частями 2 и 3 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Положения настоящего Кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
Частью 12 названной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.
Исходя из приведенных законоположений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации не наделяет лиц без гражданства правом на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ошибочно полагает заявитель, поэтому оспариваемые заявителем положения Правил не противоречат названной норме Жилищного кодекса Российской Федерации и прав заявителя не нарушают.
В подтверждение своего вывода об отсутствии у лиц без гражданства права на получение субсидии суд обоснованно сослался на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в пункте 6 которого дано разъяснение о том, что ч. 3 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, являющихся участниками жилищных отношений, распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены данным Кодексом или другими федеральными законами. Так, ч. 5 ст. 49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. То же касается субсидий на оплату жилых помещений, коммунальных услуг (ч. 12 ст. 159 ЖК РФ) и приватизации жилых помещений (ст. 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Доводы кассационной жалобы о том, что ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации никаких исключений в отношении лиц без гражданства не предусматривает, поэтому, в том числе, на основании Европейской конвенции о гражданстве заявителю должна предоставляться субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, несостоятельны, так как не отвечают содержанию проверяемых судом норм, основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела.
Ссылка в кассационной жалобе на противоречие оспариваемых положений Правил ст. 4 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающей, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не может служить поводом к отмене решения, поскольку не регулирует вопрос выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Н.П.ПЕЛЕВИН
Г.В.МАНОХИНА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей