Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31.12.2020 (Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 N 1084).

V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеть культурой мышления, знать его общие законы (ОК-1);

способностью формулировать понятия и суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения, выявлять значение, смысловое содержание в услышанном, увиденном или прочитанном (ОК-2);

способностью к восприятию, обобщению, анализу и синтезу информации, полученной из разных источников, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками риторики, ведения спора, дискуссии и полемики (ОК-4);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, уметь организовать работу малого коллектива исполнителей (ОК-5);

способностью находить решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-6);

обладать креативным мышлением, способностью к самостоятельному анализу ситуации, формализации проблемы, планированию, принятию и реализации решения в условиях неопределенности и дефицита времени (ОК-7);

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8);

уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9);

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-10);

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-11);

способностью понимать роль естественных наук в развитии науки, техники и технологии (ОК-12);

владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13);

владеть культурой безопасности, экологическим сознанием и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности (ОК-14);

понимать проблемы устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека (ОК-15);

владеть приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества (ОК-16);

способностью и готовностью к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами (ОК-17);

готовностью к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-18);

готовностью к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (ОК-19);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-20);

способностью и готовностью соблюдать права и обязанности гражданина, к свободному и ответственному поведению (ОК-21);

способностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (ОК-22);

способностью и готовностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии (ОК-23);

способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-24);

способностью приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии (ОК-25);

способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям своей страны, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-26);

способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-27);

способностью понимать место и роль области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами (ОК-28);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-29);

способностью и готовностью осознавать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-30);

способностью и готовностью понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ОК-31);

способностью и готовностью понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (ОК-32);

способностью к критическому восприятию информации ("критическому мышлению"), ее анализу и синтезу (ОК-33);

способностью и готовностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-34);

способностью и готовностью понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса (ОК-35);

обладать математической и естественнонаучной культурой как частью профессиональной и общечеловеческой культуры (ОК-36);

способностью актуализировать все имеющиеся знания, умения и навыки при принятии решения и реализации его в действиях (ОК-37);

обладать способностью проводить доказательства утверждений как составляющей когнитивной и коммуникативной функции (ОК-38);

владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, в том числе с использованием навыков самоконтроля (ОК-39);

готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-40);

способностью и готовностью осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-41);

готовностью к конструктивному и бесконфликтному общению (ОК-42);

готовностью к работе в команде, способностью адекватно эмоционально откликаться на поведение и состояние членов коллектива (ОК-43);

способностью и готовностью использовать на практике базовые знания и методы математики и естественных наук (ОК-44);

способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-45);

способностью использовать математическую логику для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам (ОК-46);

владеть методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов (ОК-47);

способностью уметь использовать математические методы решения профессиональных задач с использованием готовых программных средств (ОК-48);

понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации (ОК-49);

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-50);

знать английский язык в объеме не менее 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (ОК-51);

владеть английским языком в объеме, достаточном для эффективного общения на общие темы (ОК-52);

готовностью работать с информацией из различных источников (ОК-53);

способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ОК-54);

способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-55);

способностью проводить физические эксперименты, обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения (ОК-56);

способностью использовать знания основных физических теорий для решения возникающих физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе выходящих за пределы компетентности конкретного направления (ОК-57);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-58);

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-59);

способностью находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики (ОК-60);

способностью и готовностью использовать методы микро- и макроэкономики при решении профессиональных задач (ОК-61).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

уметь использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-1);

готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач (ПК-2);

готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-3);

способностью использовать аналитические и численные методы для решения профессиональных задач с использованием готовых программных средств (ПК-4);

способностью использовать методы дифференциального и интегрального исчисления, векторного анализа, дискретной математики, оптимизации, линейного программирования, теории вероятностей, случайных процессов и математической статистики для решения профессиональных задач, составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональный (физический) смысл полученного математического результата (ПК-5);

уметь выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-6);

способностью использовать знание законов и моделей механики, колебаний и волн, электричества и магнетизма, квантовой физики, статистической физики и термодинамики для решения профессиональных задач (ПК-7);

уметь применять методы решения задач анализа и расчета характеристик колебаний в механических, электромагнитных и комбинированных системах для решения профессиональных задач (ПК-8);

уметь использовать основные приемы обработки экспериментальных данных при решении профессиональных задач (ПК-9);

владеть авиационным английским языком в объеме, достаточном для эффективного общения на общие, конкретные и связанные с работой темы (ПК-10);

иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-11);

готовностью пользоваться информацией, получаемой из глобальных компьютерных сетей (ПК-12);

готовностью работать с программными средствами общего назначения (ПК-13);

способностью использовать языки и системы программирования, инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и производственных задач (ПК-14);

способностью предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности (ПК-15);

способностью формулировать профессиональные задачи и находить пути их решения (ПК-16);

владеть культурой профессиональной безопасности, способностью идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-17);

готовностью применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-18);

для эксплуатационно-технологической и сервисной деятельности:

способностью эксплуатировать воздушные суда, двигатели и бортовые системы, включая радио- и электросветотехническое оборудование, системы автоматики и управления и бортовое аварийно-спасательное оборудование, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов (ПК-19);

способностью эксплуатировать пилотажно-навигационные комплексы, бортовые системы связи, навигационные системы и оборудование (ПК-20);

способностью эксплуатировать объекты авиационной инфраструктуры в соответствии с требованиями воздушного законодательства, федеральных авиационных правил и нормативных правовых актов Российской Федерации (ПК-21);

способностью эксплуатировать автоматизированные системы обслуживания воздушного движения, радиоэлектронные системы наблюдения, навигации и связи, средства навигационного и метеорологического обеспечения воздушного движения (ПК-22);

способностью и готовностью осуществлять проверку работоспособности эксплуатируемого оборудования (ПК-23);

готовностью осуществлять выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры (ПК-24);

способностью настраивать и осуществлять обслуживание аппаратно-программных средств (ПК-25);

готовностью осуществлять проверку технического состояния и остаточного ресурса оборудования, профилактические осмотры и текущий ремонт (ПК-26);

готовностью осуществлять приемку и освоение вводимого оборудования (ПК-27);

уметь составлять заявки на оборудование и запасные части, оформлять техническую документацию (ПК-28);

готовностью обеспечивать и обслуживать полеты воздушных судов (ПК-29);

готовностью осуществлять обслуживание воздушного движения (ПК-30);

готовностью обеспечивать и обслуживать воздушные перевозки и авиационные работы (ПК-31);

способностью обеспечивать безопасность полетов воздушных судов и авиационную безопасность (ПК-32);

готовностью осуществлять планирование полетов воздушных судов, составлять рабочие планы полетов для целей обслуживания воздушного движения (ПК-33);

способностью использовать все виды метеорологической информации при исполнении своих профессиональных обязанностей (ПК-34);

владеть методами и процедурами обеспечения авиационной безопасности (ПК-35);

готовностью грамотно действовать в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации (ПК-36);

владеть методами и процедурами обеспечения безопасности полетов воздушных судов и использования воздушного пространства (ПК-37);

готовностью выполнять работы по информационному обслуживанию эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, организации воздушного движения, аэронавигационного обслуживания полетов и использования воздушного пространства с помощью средств вычислительной техники (ПК-38);

готовностью участвовать в проведении маркетингового анализа потребности в сервисных услугах при эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, при организации, выполнении, обеспечении и обслуживании полетов воздушных судов, воздушных перевозок и авиационных работ (ПК-39);

способностью безопасно эксплуатировать технические системы и объекты (ПК-40);

готовностью работать с клиентурой (ПК-41);

для организационно-управленческой деятельности:

готовностью организовать работу малых коллективов исполнителей (ПК-42);

готовностью участвовать в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-43);

готовностью выполнять работы по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-43);

способностью разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений (ПК-45);

готовностью участвовать в подготовке документации для создания системы менеджмента качества предприятия (ПК-46);

готовностью участвовать в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, обеспечению безопасности полетов воздушных судов и безопасности использования воздушного пространства, обеспечению авиационной безопасности и качества работ и услуг (ПК-47);

для производственно-технологической деятельности:

способностью организовать и эффективно осуществлять входной контроль качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов (ПК-48);

готовностью участвовать в организации и проведении производственного контроля параметров технологических процессов, качества продукции, работ и услуг (ПК-49);

готовностью эффективно использовать материалы, оборудование, соответствующие алгоритмы и программы расчетов параметров технологических процессов (ПК-50);

готовностью участвовать в проведении стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий, работ и услуг (ПК-51);

готовностью участвовать в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства (ПК-52);

готовностью осуществлять метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества (ПК-53);

готовностью обеспечивать экологическую безопасность эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры (ПК-54);

готовностью обслуживать технологическое оборудование (ПК-55);

готовностью участвовать в выполнении поисковых и аварийно-спасательных работ (ПК-56);

готовностью участвовать в расследовании авиационных происшествий и инцидентов (ПК-57);

готовностью выполнять работы по повышению научно-технического потенциала авиационного персонала (ПК-58);

способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности (ПК-59);

владеть методами расчета свойств и характеристик электрических и электронных цепей при решении профессиональных задач (ПК-60);

владеть современными средствами измерений и методами проведения измерений (ПК-61);

готовностью выполнять правила и процедуры эксплуатации аэродромов и организации аэропортовой деятельности (ПК-62);

способностью выполнять требования технологических карт по эксплуатационному содержанию элементов аэропортового комплекса (ПК-63);

владеть правилами воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов (ПК-64);

владеть методами обеспечения и обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ (ПК-65);

для научно-исследовательской деятельности:

способностью выполнять научные исследования по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками (ПК-66);

готовностью участвовать в выполнении эксперимента, проведении наблюдений и измерений, составлении их описания и формулировке выводов, способностью формулировать выводы (ПК-67);

готовностью участвовать в проведении фундаментальных и прикладных исследований в области аэронавигации (ПК-68);

способностью осуществлять информационный поиск и анализ информации по объектам исследований (ПК-69);

готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-70);

готовностью изучать технические данные, обобщать их и систематизировать, проводить необходимые расчеты с использованием современных средств вычислительной техники (ПК-71);

готовностью проводить измерения и наблюдения, составлять описание проводимых исследований (ПК-72);

готовностью участвовать в подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, во внедрении результатов исследований и разработок (ПК-73);

уметь составлять отчет по выполненному заданию, готов участвовать во внедрении результатов исследований и разработок (ПК-74);

готовностью участвовать в работах по исследованию и разработке проектов и программ, связанных с эксплуатацией воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры, организацией, выполнением, обеспечением и обслуживанием полетов воздушных судов, организацией использования воздушного пространства, организацией и обслуживанием воздушного движения, организацией, обеспечением и обслуживанием воздушных перевозок и авиационных работ (ПК-75);

способностью к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе графических моделей пространства, практически реализуемых в виде чертежей и трехмерных компьютерных моделей (ПК-76);

способностью обосновывать правильность выбранной модели при решении профессиональных задач, сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений (ПК-77);

способностью использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований (ПК-78);

способностью производить расчет на прочность деталей конструкций при динамических и переменных нагрузках при решении профессиональных задач (ПК-79);

для учебно-тренировочной и методической деятельности:

готовностью участвовать в проведении профессионального обучения авиационного персонала в соответствии с установленными требованиями (ПК-80);

готовностью участвовать в проведении теоретической подготовки по видам и формам профессиональной подготовки авиационного персонала (ПК-81);

готовностью участвовать в проведении тренировки авиационного персонала на тренажерах, воздушных судах и автоматизированных системах обслуживания воздушного движения (ПК-82);

готовностью участвовать в разработке тематических планов и программ технической учебы авиационного персонала, переподготовки на новые типы воздушных судов и современные автоматизированные системы обслуживания воздушного движения, повышения и подтверждения квалификации авиационных специалистов, разработке программ проверки для допуска к работе (ПК-83).