Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение N 5

Предлагается перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки кредитной организации.

1. Анализ учредительных документов: их соответствие законодательству, законность внесения в них изменений. Наличие решений Собрания пайщиков (акционеров), Совета и Правления Банка по вопросам, регулирующим деятельность кредитной организации. Правомочность их решений, соответствие действующему законодательству и Уставу кредитной организации.

Оценка документов, регламентирующих деятельность филиалов.

2. Эффективность организационной структуры кредитной организации: ее соответствие утвержденному Советом штатному расписанию; наличие Положения о структурных подразделениях: должностных инструкций сотрудников управлений (отделов); Кредитном комитете; Положений о вкладах, порядке кредитования; формирования и использования фондов банка; наличие Положения о распределении прибыли (смета затрат); наличие порядка открытия и обслуживания счетов клиентов; внутренних тарифов кредитной организации и других документов.

Оценка внутренних Правил прохождения документооборота в кредитной организации, ее филиалах и отделениях.

Наличие работы внутреннего аудита в кредитной организации.

3. Своевременность, полнота и источники формирования уставного фонда кредитной организации, правильность отражения его в учете. Аудит процедуры эмиссии кредитной организацией ценных бумаг; правильности выплаты дивидендов.

4. Проверка правильности и своевременности осуществления операций по счетам клиентов; оценка юридического оформления "досье" клиентов; законность открытия и закрытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов).

5. Организация и состояние бухгалтерского учета и отчетности; оценка внутренней бухгалтерской политики; соответствие аналитического учета синтетическому.

5.1. Проверка расчетных операций.

5.2. Правильность оформления и ведения кассовых операций, отражения их в учете.

5.3. Учет основных средств, МБП, нематериальных активов.

5.4. Учет заработной платы.

5.5. Учет собственных средств кредитной организации.

5.6. Оформление и учет операций по совместной деятельности (сч. 825).

5.7. Состояние дебиторской и кредиторской задолженности по рублевым и валютным операциям (учет расчетов с подотчетными лицами и т.д.).

5.8. Правильность совершения внутрибанковских операций по расчетам с филиалами, отделениями (представительствами).

5.9. Учет доходов кредитной организации.

5.10. Учет расходов кредитной организации.

5.11. Формирование и распределение прибыли.

5.12. Правильность исчисления и уплаты кредитной организацией налога на прибыль, НДС, спецналога и других налогов, подлежащих перечислению в бюджет в соответствии с действующим законодательством.

5.13. Отражение в учете операций по формированию прибыли и ее использованию, а также заключительных оборотов по счетам 944, 950, 969, 970, 979, 980 и др.

5.14. Правильность составления Отчета о прибылях и убытках, другой финансовой отчетности на основании сводного баланса кредитной организации (включая отчетность филиалов).

6. Анализ активно-пассивных операций кредитной организации.

6.1. Кредитование юридических и физических лиц. Межбанковские кредиты. Правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов). (Анализ деятельности коммерческих банков показал, что одной из основных причин, приводящей к ухудшению финансового положения ряда банков, явилась плохо налаженная работа по управлению ссудным портфелем).

Учитывая это, при проведении аудиторских проверок следует обратить особое внимание на этот участок.

Прежде всего, следует проанализировать следующие вопросы: производятся ли вовремя и в полном объеме платежи в счет погашения основной суммы и процентов; является ли финансовая информация, которую обязан предоставить должник, полной и не устарела ли она; как давно последний раз проводился анализ финансового состояния должника; есть ли основания предполагать, что основная сумма и проценты будут выплачены не полностью или вообще не будут выплачены; какова должна быть сумма резервов на возможные потери по ссудам; является ли документация по ссуде полной и юридически действительной; правильно ли оформлены документы по обеспечению и гарантиям; является ли кредитная документация доступной и ясной не только для оформляющего ссуды работника банка, но и для других; как в дальнейшем строится работа информирования руководства тем работником, который оформлял ссуду; как применяются необходимые меры воздействия в отношении должника на основании заключений работника банка, оформляющего ссуды; является ли анализ этого вопроса предметом внимания внутрибанковского контроля.

6.2. Операции с ценными бумагами. Учет операций (синтетический, аналитический и внебалансовый). Переоценка ценных бумаг.

6.3. Прочие операции кредитной организации по размещению средств в рублях: их юридическое оформление, учет.

6.4. Депозитные операции в кредитной организации. Процентная политика. Учет движения привлеченных средств юридических и физических лиц; правильность начисления и выплаты процентов.

6.5. Привлечение централизованных кредитных ресурсов; отчетность по их использованию и учет.

6.6. Анализ просроченной задолженности по привлеченным средствам и выданным кредитам. Полнота и своевременность ее отражения в учете.

7. Анализ правильности расчета и соблюдения экономических нормативов. Своевременность и полнота депонирования средств в фонде обязательных резервов и создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг.

8. Операции кредитных организаций в иностранной валюте.

8.1. Активные и пассивные операции кредитной организации в иностранной валюте.

8.2. Проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов в иностранной валюте. Установление корреспондентских отношений с иностранными и российскими кредитными организациями.

8.3. Осуществление операций по купле - продаже иностранной валюты.

8.4. Валютное обслуживание граждан в соответствии с действующим законодательством.

8.5. Неторговые операции. Работа обменных пунктов, соответствие их оборудования требованиям Банка России.

8.6. Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.

8.7. Валютный контроль за поступлением товаров, услуг по импортным контрактам резидентов.

9. Административные и экономические санкции, наложенные на кредитную организацию (дата наложения санкции, орган, наложивший санкцию, причина наложения, вид и размер санкции, ее выполнение).

* * *

Кредитная организация, имеющая филиалы, представляет в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка Российской Федерации сводный баланс, достоверность которого подтверждена аудиторской организацией.

Условия подтверждения достоверности баланса с учетом филиалов должны быть определены в заключенном договоре на проведение аудиторской проверки. Для подтверждения сводного баланса у кредитной организации, имеющей филиалы, должно быть проверено не менее 40% учреждений кредитной организации.

При этом аудиторская фирма (аудитор) может проверять филиалы самостоятельно, а также полагаться на результаты проверки филиалов, проведенной другими аудиторскими фирмами (аудитором), службой внутреннего аудита кредитной организации. В последнем случае проверка осуществляется по специальной программе, согласованной с аудитором.

Аудиторская проверка должна осуществляться на основе следующих документов:

1. Учредительные документы.

2. Внутренние акты (положения, протоколы, регламенты, должностные инструкции), регулирующие деятельность кредитной организации.

3. Ежедневные бухгалтерские балансы.

4. Оборотно-сальдовые ведомости.

5. Бухгалтерские журналы по всем балансовым счетам.

6. Лицевые счета.

7. Бухгалтерские (мемориальные) документы, в т.ч.:

- по операциям клиентов кредитной организации (расчетные документы);

- по вкладам граждан;

- по операциям с иностранной валютой и по расчетам в иностранной валюте;

- по операциям внутрибанковского значения (раздел 1, XXI - XXIV);

- по ссудам;

- кассовые документы.

8. Документы аналитического учета по всем операциям, подлежащим аналитическому учету.

9. Книги учета основных средств, МБП, инвентарные карточки.

10. Книга учета бланков строгой отчетности.

11. Книга регистрации открытых счетов предприятиям и организациям.

12. Платежно-расчетные документы.

13. Юридические дела клиентов, карточки с образцами подписей и оттиска печати.

14. Кредитные договора, договора залога, страхования и т.п.

15. Гарантийные обязательства кредитной организации.

16. Соглашения и договора по другим операциям кредитной организации.

17. Бухгалтерская и аналитическая отчетность кредитной организации.

18. Документация отдела кадров.

19. Документация, связанная с операциями в иностранной валюте, в том числе обменных пунктов.