Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение N 4

к п. 57

Заключение аудиторской фирмы (аудитора) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой.

1. Вводная часть содержит общие сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно, а также сведения о проверяемом клиенте:

- об аудиторской фирме (название фирмы, юридический адрес и телефон; номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия; номер свидетельства о государственной регистрации; номер расчетного счета; фамилии, имена и отчества руководителей аудиторской фирмы и всех аудиторов, принимавших участие в данной аудиторской проверке; продолжительность аудиторской проверки, с указанием конкретных дат ее проведения); об аудиторе, работающем самостоятельно (фамилия, имя, отчество; номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия; номер свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя, действующего без образования юридического лица; номер расчетного счета; продолжительность аудиторской проверки с указанием конкретных дат ее проведения); <*>

--------------------------------

<*> Если аудиторская фирма для заключения использует фирменный бланк, то некоторые из сведений (например, юридический адрес, телефон, номер расчетного счета и т.п.) могут быть указаны на бланке.

- о проверяемом клиенте (наименование кредитной организации, ее организационно-правовая форма; номер и дата выдачи Центральным банком Российской Федерации лицензии на право проведения банковских операций, количество филиалов).

2. Аналитическая часть включает следующую информацию:

2.1. Объем работы, выполненной в ходе аудита, а также типы аудиторской проверки (выборочная или сплошная), которые применялись в процессе аудита.

При этом, если выборочная проверка проводилась по отдельным объектам учета (операциям кредитной организации), то необходимо указать, какие объекты подвергались выборочной проверке, а какие сплошной.

2.2. Описание следующих основных вопросов:

- соблюдение действующего законодательства по совершаемым кредитной организацией операциям;

- состояние бухгалтерского учета и отчетности, соответствие аналитического учета синтетическому;

- правильность составления бухгалтерской и финансовой отчетности;

- соблюдение установленных Банком России обязательных экономических нормативов;

- правомерность формирования уставного, резервного и других фондов;

- законность открытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам);

- правомерность и правильность проведения активно-пассивных операций (ссудных, депозитных, валютных, операций с ценными бумагами, переоценки балансовых счетов в иностранной валюте и т.д.);

- состояние кредитно-экономической работы;

- выполнение функций агента валютного контроля;

- своевременное и полное депонирование средств в фонде обязательных резервов и создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг;

- выполнение предписаний, направленных Центральным банком Российской Федерации;

- обеспечение сохранности денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей;

- правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов);

- качество управления кредитной организацией;

- состояние системы внутреннего контроля (при этом подразумевается, что ответственность за состояние контроля несет руководство кредитной организации и его оценка производится с целью определения объема работы, которую необходимо выполнить в ходе аудита);

- выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.

3. Итоговая часть содержит следующую информацию:

3.1. Аудит проводился в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", и Временным положением об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации.

3.2. Бухгалтерская отчетность (сводный баланс и Отчет о прибылях и убытках) составлена кредитной организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, установленного Центральным банком Российской Федерации.

3.3. Распределение ответственности между клиентом и аудиторской фирмой должно быть определено при заключении договора между ними (клиент несет ответственность за достоверность представленных фирмой данных аналитического и синтетического учета, а также бухгалтерских форм отчетности; аудиторская фирма несет ответственность за данное заключение о достоверности бухгалтерской отчетности на основе проведенного ею аудита).

3.4. Мнение аудиторской фирмы, аудитора, работающего самостоятельно, относительно достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации.

3.5. При неподтверждении аудиторской фирмой, аудитором, работающим самостоятельно, достоверности баланса и Отчета о прибылях и убытках кредитной организации об этом факте сообщается в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка Российской Федерации с указанием причин неподтверждения.

3.6. По завершении проверки составленное аудиторской фирмой заключение подписывается руководителем фирмы или уполномоченным им лицом (заместителем руководителя или специалистом фирмы, имеющим квалификационный аттестат Банка России на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита), заверяется печатью аудиторской фирмы и датируется.

Аудиторское заключение подписывается аудитором (если аудитор работает самостоятельно и имеет лицензию Банка России), проводившим проверку, и заверяется его личной печатью и датируется.

Аудиторское заключение в обязательном порядке должно быть прошито. На последней странице делается запись "прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ... страниц".