Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

ПРЕДИСЛОВИЕ

Стремительное развитие автомобильного рынка в России, насыщение его автомобилями иностранного производства приводит к резкому увеличению количества сделок с автомототранспортными средствами (АМТС). Одновременно растет интенсивность дорожного движения и, как следствие, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

При совершении сделок с автотранспортом и при определении ущерба вследствие ДТП владельцы АМТС обращаются к экспертам в области товароведения автомобильного транспорта. При возникновении имущественных споров и при расследовании правонарушений, связанных с эксплуатацией автомобильного транспорта, к экспертам обращаются суды, прокуратура, органы дознания ГИБДД, следственные органы. Оценивать автомобили экспертам приходится при их таможенном оформлении, при оформлении наследства у нотариуса и в других случаях.

Тем не менее автотовароведческая экспертиза в России сегодня не имеет четкой правовой и единой методической базы. На протяжении последнего десятилетия экспертные учреждения всех регионов и всех форм собственности (государственные учреждения судебной экспертизы, коммерческие организации автооценки) испытывают острую нехватку основополагающего методического документа общефедерального масштаба.

Существуют разрозненные отечественные и зарубежные методики автотовароведческих исследований, издававшиеся в 80-е - 90-е годы, но они не согласованы между собой, содержат значительные пробелы и неточности, умозрительно решают многие вопросы, не проводят строгих различий между автооценкой и экспертизой, цели которых различны. Многие из них устарели и не отвечают требованиям рынка.

Методическое руководство "Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств" может служить основой для исправления создавшегося положения. Оно подготовлено большим авторским коллективом, включающим ведущих специалистов Российского федерального и Северо-Западного регионального центров судебной экспертизы Министерства юстиции России. Настоящее руководство - результат научных исследований, проведенных обоими центрами в 1998 - 2000 гг. Авторы опирались на обобщение 20-летней экспертной практики судебно-экспертных учреждений России и зарубежных стран. В нем особо учтены современные тенденции развития российского рынка АМТС, его региональные особенности, деятельность негосударственных учреждений автооценки.

Рекомендации, данные экспертам, основываются также и на анализе современного состояния следственной практики, на положительном опыте судебного рассмотрения заключений экспертов в области автооценки как доказательств при разрешении имущественных споров. В разработке и совершенствовании методического руководства принимали участие специалисты центров и лабораторий судебной экспертизы не только Северо-Западного, но и других федеральных округов России: Челябинской ЛСЭ, Омской ЛСЭ, Саратовской ЛСЭ, Краснодарской ЛСЭ, Нижегородской ЦЛСЭ, Средне-Волжской ЦЛСЭ, Южного регионального ЦСЭ, Башкирской ЛСЭ, Брянской ЛСЭ, Воронежской ЦЛСЭ, Калининградской ЛСЭ, Калужской ЛСЭ, Пермской ЛСЭ, Ставропольской ЛСЭ, Тульской ЛСЭ, Ярославской ЛСЭ. Выход данной работы в свет был бы вряд ли возможен без поддержки руководства федерального Министерства юстиции: заместителя Министра юстиции РФ Государственного советника юстиции 2 класса Ю.И. Калинина, курирующего учреждения судебной экспертизы, и начальника отдела экспертных учреждений Государственного советника юстиции 3 класса Министерства юстиции РФ Т.П. Москвиной.

Приносим свою искреннюю признательность всем, кто способствовал изданию руководства, за их вклад в эту непростую работу.

Авторы