ОСОБОЕ МНЕНИЕ

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.А. ГАДЖИЕВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ФЕВРАЛЯ 2010 ГОДА N 148-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСОВ ПРЕЗИДИУМА

КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 405 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 148-О-О было отказано в принятии к рассмотрению запросов президиума Курганского областного суда, как не отвечающих требованиям допустимости обращений в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Не могу согласиться с выводом, сформулированным в резолютивной части данного Определения, а также с аргументацией, приведенной в мотивировочной части, в связи с чем излагаю свое особое мнение.

Статьей 102 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливается специальный критерий допустимости запроса суда в Конституционный Суд Российской Федерации. Согласно содержащейся в ней норме запрос суда допустим, если закон применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.

В своих запросах в Конституционный Суд Российской Федерации президиум Курганского областного суда просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации положения статьи 405 УПК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14 марта 2009 года N 39-ФЗ) в части, не допускающей пересмотр в порядке надзора вступившего в законную силу постановления или приговора судьи в связи с неправильным применением уголовного закона по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного.

Заявитель, по существу, ставит вопрос о невозможности исправления в надзорном порядке очевидных ошибок, связанных с неправильным применением судом норм Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающих правила назначения уголовных наказаний, в сторону, ухудшающую положение осужденного. Заявитель обосновывал свой запрос тем, что Федеральным законом от 14 марта 2009 N 39-ФЗ "О внесении изменений в статьи 404 и 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" федеральный законодатель ограничил круг фундаментальных нарушений закона, влекущих пересмотр вступившего в законную силу судебного решения в сторону, ухудшающую положение осужденного, лишь процессуальными нормами, содержащимися в Уголовно-процессуальном кодексе, не включив в них нормы материального права, содержащиеся в уголовном законе.

В основе принятого Конституционным Судом Российской Федерации решения лежит правовая позиция, выраженная в Постановлении от 11 мая 2005 года N 5-П по делу о проверке конституционности статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, производственно-технического кооператива "Содействие", общества с ограниченной ответственностью "Карелия" и ряда граждан. Конституционный Суд Российской Федерации признал статью 405 УПК Российской Федерации в той мере, в какой она в системе действующего уголовно-процессуального регулирования пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, не допуская поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора по жалобе потерпевшего (его представителя) или по представлению прокурора, не позволяет тем самым устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, 21, 46 (часть 1), 52, 55 (часть 3) и 123 (часть 3), во взаимосвязи со статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом 2 статьи 4 Протокола N 7 к ней (в редакции Протокола N 11).

Обосновывая отказ в принятии запросов к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации, по существу, констатировал отсутствие неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации положений статьи 405 УПК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14 марта 2009 года N 39-ФЗ).

Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемый в обращении закон Конституции Российской Федерации (часть вторая статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Полагаю, что такая неопределенность имеется, доказательством чего является расширительное истолкование Конституционным Судом своего Постановления от 11 мая 2005 года N 5-П.

По жанру изложения данное Определение в большей степени соответствует официальному разъяснению согласно статье 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Под официальным разъяснением решения Конституционного Суда Российской Федерации понимается истолкование содержания и смысла отдельных его положений, содержащихся как в резолютивной, так и в мотивировочной части. Официальное разъяснение решения Конституционного Суда Российской Федерации дается в пределах содержания разъясняемого решения и не должно являться простым его воспроизведением; Конституционный Суд Российской Федерации не вправе формулировать правовые позиции, не нашедшие отражения в разъясняемом решении.

Г.А.ГАДЖИЕВ