1. Причины роста платежей в сфере ЖКХ

В целях анализа причин увеличения платы за коммунальные услуги, прежде всего, необходимо отметить многофакторный характер ее расчета.

┌───────────────────────┐

│N │

│ (НОРМАТИВ потребления)│

┌────────────┐ ┌────────┐ └───────────────────────┘ ┌────────────┐

│ ПЛАТЕЖ ЗА │ │ │ │К │

│КОММУНАЛЬНЫЕ│ = │Т │ x либо x │ (СУБСИДИИ и│

│ УСЛУГИ │ │ (тариф)│ │ ДОТАЦИИ) │

└────────────┘ └────────┘ ┌───────────────────────┐ └────────────┘

│V (ОБЪЕМ потребления │

│ коммунального ресурса)│

│ по приборам учета) │

└───────────────────────┘

В этой связи следует учитывать, что понятия "тариф за коммунальные услуги (ресурсы)", оказываемые (поставляемые) организациями коммунального комплекса потребителям, и "платеж за коммунальные услуги", предъявляемый гражданам исполнителем коммунальных услуг, не являются тождественными.

Исполнителями, как правило, являются управляющие организации, приобретающие у организаций коммунального комплекса коммунальные ресурсы, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Исполнителем могут быть товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Размер платежа за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для ресурсоснабжающей организации в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления. Кроме того, в отдельных случаях размер платы может быть скорректирован ввиду наличия (ликвидации) бюджетных дотаций организациям коммунального комплекса или субсидий (льгот), предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам на оплату коммунальных услуг.

Следовательно, динамика размера платежа граждан за коммунальные услуги зависит не только от уровня установленных тарифов, но и от объема потребления коммунальных услуг (в том числе норматива потребления услуг), а также от изменения доли оплаты населением установленных тарифа с учетом предоставляемых им субсидий и льгот.