Таблица 13. Основные целевые индикаторы реализации сценариев развития
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ
┌───────────────────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┐
│ Наименование показателя │ 2006 г. │ 2010 г. │ 2015 г. │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Объем отгруженных товаров │ │ │ │
│собственного производства, │ │ │ │
│выполненных работ и услуг │ │ │ │
│собственными силами в ценах │ │ │ │
│соответствующих лет (без НДС и │ │ │ │
│акцизов), млрд. руб. │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Сценарий инерционного развития │1041,2 │1632,2 │Х │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Сценарий инновационного │1041,2 │2269,0 │4729,5 │
│развития │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Доля химического комплекса в │ │ │ │
│объеме отгруженных товаров │ │ │ │
│собственного производства, │ │ │ │
│выполненных работ и услуг │ │ │ │
│собственными силами в целом по │ │ │ │
│обрабатывающим производствам, %│ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Сценарий инерционного развития │10,2 │10,3 │Х │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Сценарий инновационного │10,2 │10,6 │12,2 │
│развития │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Производство важнейших видов │ │ │ │
│продукции на душу населения, │ │ │ │
│кг/чел.: │ │ │ │
│Синтетические смолы и │ │ │ │
│пластические массы │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Сценарий инерционного развития │27,7 │42 │Х │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Сценарий инновационного │27,7 │44,2 │68,5 │
│развития │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Химические волокна и нити │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Сценарий инерционного развития │1,1 │2,9 │Х │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Сценарий инновационного │1,1 │3,0 │5,2 │
│развития │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Синтетические каучуки │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Сценарий инерционного развития │8,6 │10,0 │Х │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Сценарий инновационного │8,6 │10,7 │14,5 │
│развития │ │ │ │
└───────────────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Реализация сценария инновационного развития предусматривает:
- стимулирование инвестиций в развитие химического комплекса за счет применения регулирующих функций государства на основе частно-государственного партнерства;
- повышение технико-экономического уровня производств за счет реконструкции, модернизации и нового строительства;
- расширение на территории России производства продукции химического комплекса с высокой добавленной стоимостью;
- снижение удельных расходов сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на производство химической и нефтехимической продукции;
- совершенствование структуры экспортных поставок в направлении повышения доли продукции глубокой переработки;
- развитие импортозамещающих производств;
- углубление переработки углеводородного и минерального сырья на основе новейших технологий, в том числе за счет эффективного использования попутного нефтяного газа;
- разработку нанотехнологий и расширение их использования для получения материалов со специфическими эксплуатационными свойствами (сверхпрочность, твердость, химо-термостойкость, химическая и каталитическая активность и др.), широко используемых практически во всех сферах деятельности;
- максимальное внедрение результатов отечественных разработок и использование новейшего оборудования отечественных машиностроительных предприятий при реконструкции, техническом перевооружении и строительстве новых производств;
- расширение обеспечения химических производств отечественным оборудованием посредством стимулирования создания интегрированных структур, включающих производителей оборудования, систем управления и контроля, их потребителей и профильные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро и способных выпускать комплектное оборудование для конкретных технологических производств, осуществлять его поставку и сервисное обслуживание;
- внедрение экологически безопасных технологий с целью снижения выхода отходов и удельных выбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны, а также автоматизированных систем контроля за состоянием окружающей среды;
- обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами за счет более широкого привлечения новых специалистов и переподготовки работающих в химическом комплексе.
Для этого имеется как ряд предпосылок и возможностей, так и ограничения.
1) Наличие крупных корпоративных структур, способных самостоятельно или при поддержке государства организовывать выпуск конкурентоспособной химической продукции, а также широкой сети предприятий малого и среднего бизнеса, работающих во взаимосвязи с крупными компаниями.
Хотя структура российского химического комплекса еще далека от развитых стран, где она носит олигополистический характер, в ней имеются достаточно стабильно функционирующие крупные корпоративные структуры (компании), к числу которых относятся:
- ОАО "Сибур Холдинг" (Группа "Сибур");
- крупнейшая холдинговая компания ОАО "МХК "ЕвроХим";
- группа ЗАО "Лукойл-Нефтехим" - вертикально интегрированный холдинг в составе группы ОАО "Лукойл";
- ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг";
К числу крупных компаний следует также отнести ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", холдинговую компанию "Акрон", ОАО "Уралкалий", ОАО "Сильвинит", ООО "ХК Амтел", ОАО "Тольяттиазот", ОАО "Уфанефтехим", ЗАО "Куйбышевазот", ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "Саянскхимпласт" и ряд других.
Особую актуальность для химического комплекса имеет формирование крупных интегрированных научно-производственных структур, которые позволят наиболее полно реализовывать преимущества законченных технологических цепочек, начиная от добычи и переработки углеводородного сырья до выпуска и реализации продукции высоких переделов.
Наряду с крупнейшими химическими компаниями и предприятиями в химической индустрии успешно функционирует и развивается малый бизнес. В 2006 г. в химическом производстве функционировало 4,9 тыс. малых предприятий, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 6,0 тысячи (в 2005 г., соответственно, 5,1 и 5,3 тысячи).
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий в химическом производстве в 2006 г. составила 87,1 тыс. человек (в 2005 г. - 74,8 тыс. человек), в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 98,0 тыс. человек (в 2005 г. - 83,0 тыс. человек), что составляет, соответственно, 5,0 и 5,7% от численности малых предприятий в обрабатывающих производствах (в 2005 г. - 4,7 и 5,2%).
Оборот малых предприятий в химическом производстве в 2006 г. составил 65,3 млрд. руб. (в 2005 г. - 57,5 млрд. руб.), в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 80,8 млрд. руб. (в 2005 г. - 59,1 млрд. руб.), что составляет, соответственно, 5,7 и 7,0% от оборота малых предприятий в обрабатывающих производствах (в 2005 г., соответственно, 6,2 и 6,4%).
Расширение сети малого предпринимательства в период до 2015 г., благодаря своей мобильности и способности реализовывать новые идеи, позволит улучшить ассортимент товаров бытовой химии, лакокрасочных материалов, изделий из полимерных материалов и других продуктов, а также улучшить их качество и внешний вид (упаковку).
Это в свою очередь будет способствовать созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и увеличению выпуска высококачественной, пользующейся спросом у потребителя отечественной продукции.
2) Наличие собственного углеводородного и минерального сырья.
По разведанным запасам и добыче природного газа Россия стоит на первом месте в мире, нефти - на втором. Разведанные запасы отдельных видов минерального сырья обеспечат работу предприятий химического комплекса на 100 и более лет (подробнее - см. Дополнительные материалы).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей