Приказом Минпромторга России N 651, Минэнерго России N 172 от 08.04.2014 утверждена Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года.

Таблица 17. Заявленные и реализуемые инвестиционные проекты в области полимерных материалов (тыс. т)

Таблица 17

ЗАЯВЛЕННЫЕ И РЕАЛИЗУЕМЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

В ОБЛАСТИ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ТЫС. Т)

┌────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────────────┐

│ Наименование │2007 г.│2008 г.│2009 г.│2010 г.│2011 - 2015 гг.│

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│Полиэтилен │ │ │ │ │ │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ОАО "Казаньоргсинтез" │95 │30 │120 │- │- │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ООО "Томскнефтехим" │30 │- │- │- │- │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ОАО "Нижнекамскнефтехим"│- │230 │- │- │- │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ОАО "Астраханский ГПЗ" │- │- │- │- │300 │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│Предприятие в Самарской │- │- │- │- │200 │

│обл. │ │ │ │ │ │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│Полипропилен │ │ │ │ │ │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ОАО "Ставролен" │120 │- │- │- │- │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ОАО "Астраханский ГПЗ" │- │- │- │300 │- │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ОАО "НОВАТЭК" │- │- │- │- │200 │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│Поливинилхлорид │ │ │ │ │ │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ЗАО "Каустик", │- │- │- │40 │50 │

│г. Стерлитамак │ │ │ │ │ │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ОАО "Саянскхимпласт" │- │- │- │- │350 │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ОАО "Сибур-Нефтехим" │- │- │- │- │330 │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ООО "Химпромусолье" │- │- │- │- │120 │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│Полиэтилентерефталат │ │ │ │ │ │

│(ПЭТФ) │ │ │ │ │ │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ОАО "Сибур-ПЭТФ", │30 │- │- │- │- │

│г. Тверь │ │ │ │ │ │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ЗНП "Сенеж", Московская │- │10 │110 │- │- │

│обл. │ │ │ │ │ │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ОАО "ПОЛИЭФ", Республика│120 │- │- │- │- │

│Башкортостан │ │ │ │ │ │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ОАО "Нижнекамскнефтехим"│- │- │- │- │250 │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│Предприятие в │- │- │240 │- │- │

│Калининградской обл. │ │ │ │ │ │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│Поликарбонат │ │ │ │ │ │

├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤

│ОАО "Казаньоргсинтез" │65 │- │- │- │- │

└────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────────────┘

Следует отметить, что в условиях повышенной инвестиционной активности особую важность приобретает стратегическое планирование, обеспечивающее грамотную политику в отношении товарной структуры инвестиций и позволяющее избежать снижающее эффективность инвестиций перепроизводство одинакового товара, намечаемого к выпуску рядом компаний.

Государство постоянно расширяет спектр форм своего участия в инвестиционном процессе. Наряду с налоговым стимулированием и совершенствованием механизма бюджетных целевых программ в 2005 - 2007 гг. были созданы Инвестиционный фонд и Банк развития, предназначенные инвестировать в рамках государственно-частного партнерства существенные суммы и предоставлять государственные гарантии.

Немаловажную роль в управлении инвестиционным процессом играют меры таможенно-тарифного и технического регулирования.

Как показывает опыт ОЭЗ в Елабуге (Татарстан) одной из эффективных форм государственной поддержки развития химического комплекса служит создание особых экономических зон.

4) Наличие на территории России крупных химических узлов (центров, комплексов), представляющих собой совокупность взаимоувязанных производств, объединенных производственно-технологическими связями и общей инфраструктурой (очистные сооружения, ТЭЦ, водозаборы, транспорт и т.д.).

В целом, сложившееся территориальное размещение отраслей химического комплекса с преимущественным развитием производств в нескольких крупных зонах и субъектах европейской части России сохранится как в ближайшей, так и отдаленной перспективе.

Так, возрастут конкурентные преимущества Приволжского федерального округа, который останется основным и крупнейшим регионом развития химического комплекса. Наряду с использованием имеющихся в регионе крупных и разнообразных природных ресурсов, в нем все в большей степени будет использоваться нефтегазовое сырье, получаемое из Уральского и Сибирского федеральных округов.

Намечен рост и сохранение специализации сложившихся производств: в Республиках Татарстан (полимерная химия, продукция основного органического синтеза), Башкортостан (полимерная химия, продукция основного органического и неорганического синтеза, хлорорганическая продукция), Пермском крае (минеральные удобрения, продукция основного органического и неорганического синтеза), Самарской (полимеры, изделия из пластмасс, шины), Томской (полимеры) и Нижегородской областях (организация новых производств полимерной химии, хлорорганическая, а также продукция органического и неорганического синтеза) и др.

Намечается организация нового производства полимеров в Уральском федеральном округе.

В других крупных регионах размещения химических и нефтехимических производств (Центральном, Южном и Сибирском федеральных округах) прогнозируется сохранение основной специализации и дальнейшее развитие производства на основе использования прогрессивных ресурсосберегающих технологий.

"Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР" (одобренная Правительственной комиссией по вопросам ТЭК и воспроизводства минерально-сырьевой базы и утвержденная Приказом Минпромэнерго России N 340 от 3 сентября 2007 г.) будет способствовать развитию химического комплекса в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

В прогнозе потребления газа по интенсивному варианту предусматривается газ на газохимию по Восточной Сибири в объемах по 6,6 млрд. куб. м в 2020 г. и 2030 г., по Дальнему Востоку - по 7,0 млрд. куб. м соответственно.

Ввод новых мощностей продукции нефтегазохимического комплекса с учетом добычи сырья и ожидаемой потребности прогнозируются, в основном, за рамками настоящей Стратегии, в Восточной Сибири с 2017 г., на Дальнем Востоке - не раньше 2020 г. Предусматривается создание газохимических комплексов в Красноярском крае, в Республике Саха (Якутия), а также реконструкция Ангарского и Саянского НХК. В рамках настоящей Стратегии прогнозируется начало производства этилена, винилхлорида и поливинилхлорида в 2012 г., этиленгликоля - в 2013 г. и пропилена - в 2015 г.

Особой проработки требуют вопросы развития химии и нефтехимии в Дальневосточном федеральном округе, которые могут быть рассмотрены в рамках Программы социально-экономического развития этого региона. Одним из вариантов может быть развитие нефтехимической промышленности Дальнего Востока на базе глубокой переработки углеводородного сырья шельфа Охотского моря (о. Сахалин). При этом может быть удовлетворена не только потребность в продукции полимерной химии восточных регионов страны, но и усилен экспортный потенциал региона.

Исходя из задачи развития конкурентоспособности российского химического комплекса новые мощности целесообразно размещать на площадках рядом с крупными транспортными узлами в непосредственной близости от экспортных рынков и в точках, удобных для подключения к нефте- и газопроводам. Такие производства могут быть размещены в Республике Коми, Вологодской (Череповец), Ленинградской, Иркутской (Саянск) и Астраханской областях.

В ряде регионов намечается и уже реализуется создание конкурентоспособных на глобальном рынке химических и нефтехимических кластеров.

В области химии и нефтехимии под кластерами следует понимать сообщество сконцентрированных фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Кластерное развитие позволяет снизить затраты на переподготовку кадров, консалтинговые и инжиниринговые услуги, разработку новых технологий и продуктов, решить социальные и инфраструктурные задачи и др. Кроме того, кластеры способны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса.

5) Наличие потенциала по отдельным направлениям научно-технического развития, способного разрабатывать самые современные технологии и продукты.

По состоянию на 2006 г. научный потенциал химического комплекса состоит из 53 отраслевых научно-исследовательских организаций, в том числе 24 ФГУПов и 29 акционерных обществ. Научными исследованиями и разработками в области химии и нефтехимии занимаются профильные институты РАН и кафедры ВУЗов, научные подразделения крупных вертикально интегрированных структур и ЦЗЛ отдельных предприятий.

Ряд научных коллективов способны в своей области предложить предприятиям инновационные разработки по актуальным направлениям развития химического комплекса на уровне мировых достижений, реализация которых сможет коренным образом изменить положение в ряде направлений и приблизить их к уровню, достигнутому в промышленно развитых странах.

Обследование около 400 инновационно-инвестиционных проектов показало, что более половины из них (57%) защищены патентами РФ, а некоторые - патентами в ведущих зарубежных странах; 53% проектов направлено на создание и разработку новых технологий, 36% - на создание принципиально новых химических продуктов, а 11% - на разработку нового оборудования.

Для повышения эффективности НИОКР в химическом комплексе необходимо:

- повышение уровня участия науки в развитии отрасли, усиление интеграции с предприятиями;

- обеспечение концентрации научно-технического потенциала отрасли, которая позволит направить усилия нескольких коллективов на решение перспективных задач развития промышленных предприятий;

- создание благоприятных правовых и экономических условий для формирования и развития малого инновационного предпринимательства;

- формирование единой стратегии продвижения инновационных продуктов на рынке;

- обеспечение оптимизации расходов предприятий на разработку проектов;

- создание благоприятных условий для привлечения молодых специалистов в научно-техническую сферу.

Механизмы реализации политики в научно-технической и инновационной сфере:

- концентрация бюджетных и внебюджетных средств для создания и реализации инновационных продуктов;

- создание научно-производственных центров с привлечением частного капитала для обеспечения непрерывности функционирования цикла "наука - производство";

- формирование финансово-кредитной инфраструктуры с целью комплексной поддержки инновационной деятельности;

- сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями, создание технопарков.

6) Исправить ситуацию в области отечественного химического машиностроения могут как общие меры развития химического комплекса и инновационной деятельности, так и специальные усилия по организации интегрированных структур, включающих производителей оборудования, их потребителей, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, внедрение на всех заводах, производящих химическое оборудование, систему управления качеством в соответствии с ISO 9001 и другие меры. Определение и реализация таких мер могло бы стать предметом ведомственной целевой программы.

Реализация Стратегии даст возможность:

1. Увеличить объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2015 г. по сравнению с 2006 г. в 3,3 раза, что составит в ценах данного года 4729,5 млрд. рублей (152,1 млрд. долл. США).

2. Довести долю химического производства и производства резиновых и пластмассовых изделий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в целом по обрабатывающим производствам до 12,2% в 2015 году.

3. Увеличить производство важнейших видов продукции на душу населения. Производство пластических масс и синтетических смол на душу населения прогнозируется в 2015 г. в объеме 68,5 против 25,9 кг/чел. в 2005 г., химических волокон и нитей - 5,2 против 1,1 кг/чел., синтетических каучуков и латексов - 14,5 против 8,0 кг/чел. соответственно.

4. Увеличить объемы производства важнейших видов продукции, качественной социально-ориентированной продукции и обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка в химикатах и новых материалах, расширить ассортимент выпускаемой продукции (на 20 - 25% ассортимент композиционных материалов, смесей и сплавов на основе базовых полимеров, сложных минеральных удобрений, химических волокон и нитей).

5. Увеличить объем экспорта продукции в 2010 г. на 44,2% и в 2015 г. на 60,2% по сравнению с 2005 г.

6. Осуществить эффективное импортозамещение и снизить зависимость внутреннего рынка от влияния зарубежных компаний, обеспечив тем самым экономическую безопасность. Доля импорта в 2015 г. по сравнению с 2005 г. уменьшится:

по синтетическим моющим средствам - с 12,9 до 9,0%;

пластическим массам и синтетическим смолам - с 26,8 до 10,0%;

химическим волокнам и нитям - с 59,7 до 34,0%;

лакокрасочным материалам - с 33,7 до 26,9%;

изделиям и деталям производственного назначения из пластмасс - с 21,6 до 14,0%;

изделиям культурно-бытового и хозяйственного назначения из пластмасс - с 16,3 до 6,0%;

листам из термопластов - с 49,4 до 14,0%;

таре и упаковке из полимерных материалов - с 16,1 до 10,0%;

трубам и деталям трубопроводов из термопластов - с 24,6 до 11,0%.

7. Увеличить долю наукоемкой и с высокой добавленной стоимостью продукции, осуществить качественные изменения в отраслевой и видовой структуре химического комплекса в направлении сокращения удельного веса сырьевых производств. В 2015 г. к 2005 г. рост объема производства составит:

шин автомобильных - 155,7%;

синтетических каучуков и латексов - 175,9%;

пластических масс и синтетических смол - 268,9%;

изделий и деталей производственного назначения из пластмасс - 194,9%;

изделий культурно-бытового и хозяйственного назначения - 205,9%;

листов из термопластов - 396,7%;

пленки полимерной - 237,4%;

тары и упаковки из полимерных материалов - 174,9%;

труб и деталей трубопроводов из термопластов - 445,7%;

стеклопластиков и изделий из них - 214,9%.

8. Довести удельный вес технологий, соответствующих мировому уровню, до 30 - 50%, повысить объем промышленной продукции, выпускаемой по ресурсосберегающим технологиям на 20 - 25%.

9. Обеспечить требования экологической безопасности в соответствии с техническим регламентом "О безопасности химической продукции".

10. Содействовать решению проблемы эффективного использования природных ресурсов (использование углеводородного сырья увеличится в 2015 г. по сравнению с 2005 г. в 2,0 раза, в том числе этана - в 7,1 раза, прямогонного бензина - в 1,8 раза, сжиженных углеводородных газов - в 2,0 раза).

11. Содействовать развитию высокотехнологичной транспортной инфраструктуры с целью увеличения объемов и безопасности транспортировки химических грузов.

12. Способствовать развитию регионов, формированию взаимосвязанных региональных и межрегиональных комплексов (кластеров).