Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2017 N 737-р утверждена Стратегия обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года.

7. Потребности финансирования реализации стратегии развития системы обеспечения единства измерений

7. ПОТРЕБНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Финансирование мероприятий Стратегии обеспечения единства измерений в России до 2015 г. за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Согласно указанному Федеральному закону финансируются следующие мероприятия:

1) разработка, совершенствование, содержание государственных первичных эталонов единиц величин;

2) разработка и совершенствование государственных эталонов единиц величин;

3) фундаментальные исследования в области метрологии;

4) выполнение работ, связанных с деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

5) разработка утверждаемых федеральными органами исполнительной власти нормативных документов в области обеспечения единства измерений;

6) выполнение работ по государственному метрологическому надзору;

7) проведение сличения государственных первичных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин иностранных государств <*>;

8) уплата взносов Российской Федерации в международные организации по метрологии;

9) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений;

10) оплата работ привлекаемых на договорной основе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию в области обеспечения единства измерений, экспертов по аккредитации.

--------------------------------

<*> Приведенные в данном разделе оценки объемов финансирования, начиная с 2010 года, носят ориентировочный характер и уточняются в зависимости от полученных результатов и макроэкономических прогнозов развития страны.

Оценка необходимых объемов финансирования на реализацию Стратегии (за исключением финансирования мероприятий обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности государства) показывает, что на период с 2009 по 2015 гг. потребуется за счет всех источников финансирования не менее 15300,0 млн. рублей, при этом на первом этапе (2009 - 2011 гг.) - 8600,0 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 6300,0 млн. рублей, на втором этапе (2012 - 2015 гг.) - 6700,0 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4400,0 млн. рублей.

На мероприятия по совершенствованию и содержанию государственных эталонов единиц величин, а также проведению международных сличений Ростехрегулированием в 2008 году было израсходовано 305,0 млн. рублей. При этом за счет бюджетных ассигнований были произведены работы с целью поддержания на заданном научно-техническом уровне 125 (на начало 2008 года) и 127 (на конец 2008 года) государственных первичных эталонов и их технической инфраструктуры, работы по совершенствованию 83 эталонов, созданию 2-х новых государственных эталонов, работы по международным сличениям (было выполнено 82 международных сличения), которые обеспечивают и поддерживают 1231 единицу числа позиций по калибровочным и измерительным возможностям Российской Федерации, признанным мировым метрологическим сообществом.

В 2009 году на указанные цели предусмотрено 491,1 млн. рублей. За счет указанных средств будет осуществлено создание одного нового государственного первичного эталона, два государственных эталона будут утверждены в качестве государственных первичных эталонов в результате совершенствования и модернизации 2-х ранее действующих эталонов. Продолжатся работы по совершенствованию 50 государственных первичных эталонов (срок утверждения в качестве государственных первичных эталонов для 14-ти из них запланирован: на 2010 год - четырех, на 2011 год - десяти). Планируется провести около 100 международных сличений, увеличив таким образом число позиций по калибровочным и измерительным возможностям на 369 единиц, продолжатся работы по поддержанию научно-технического уровня существующей базы государственных первичных эталонов.

На работы, связанные с деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов Ростехрегулированием в 2008 году было израсходовано 74,5 млн. рублей. Таким образом, за счет бюджетных ассигнований обеспечивались потребности страны в высокоточной информации о времени, эталонных частотах и параметрах вращения Земли, осуществлялась межотраслевая и межрегиональная координация работ по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике, были разработаны и утверждены 194 типа государственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. Проведенные работы позволили увеличить долю обеспечения достоверности при испытаниях с целью подтверждения соответствия сырья, материалов и веществ, в том числе пищевой продукции, а также в медицине, при мониторинге окружающей среды.

В 2009 году на указанные цели предусмотрено 111,0 млн. рублей, что связано с увеличением объемов выполняемых работ.

На прикладные исследования в области метрологии Ростехрегулированием в 2008 году было израсходовано 21,0 млн. рублей. При этом за счет бюджетных ассигнований были проведены теоретические и экспериментальные исследования с целью уточнения значений физических констант и анализ возможного переопределения для России основных единиц величин Международной системы единиц, разработаны теоретические основы создания системы метрологического обеспечения в Российской Федерации средств измерений потоков колебательной энергии в упругих средах и конструкциях, разработана и исследована высокоточная аппаратура для государственного эталона импульсных напряжений и измерений параметров телекоммуникационного оборудования, другие работы.

В 2009 году на прикладные исследования в области метрологии предусмотрено 98,5 млн. рублей. За счет этих средств предполагается значительно увеличить объемы научных разработок в части метрологического обеспечения приоритетных направлений науки и техники, потребностей народного хозяйства (развитие системы метрологического обеспечения в области энергосбережения, разработка методов и средств обеспечения измерений массовой концентрации компонентов в твердых и жидких средах). В 2009 году для повышения конкурентоспособности отечественной продукции впервые значительная часть научных разработок направлена на создание новых государственных эталонов в целях обеспечения признания измерительных возможностей при экспорте и импорте промышленной продукции. Так, предполагается разработать методы и средства создания эталонного комплекса в области оптометрии, провести поиск высокоточных методов измерений и воспроизведения микроконцентраций влажности газов, провести исследования методов и средств воспроизведения градиента звукового давления в водной среде и ряд других работ.

На разработку нормативных документов в области обеспечения единства измерений Ростехрегулированием в 2008 году было израсходовано 25,6 млн. рублей. За счет бюджетных ассигнований в 2008 году было разработано 96 новых документов, пополняющих нормативную базу Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), в Федеральном реестре методик выполнения измерений зарегистрировано 956 новых методик. Метрологический комплекс Программы разработки национальных стандартов 2008 года включал разработку 185 документов 11 технических комитетов по стандартизации.

В 2009 году на указанные цели предусмотрено 20,3 млн. рублей, при этом за счет бюджетных ассигнований будут разработаны 196 документов, в том числе во исполнение требований технических регламентов запланирована разработка 81 стандарта.

На финансирование государственного метрологического надзора Ростехрегулированием в 2008 году было израсходовано 271,6 млн. рублей. При этом за счет бюджетных ассигнований было проведено 13792 проверки по метрологическому надзору.

В 2009 году на указанные цели предусмотрено 324,5 млн. рублей, при этом предполагается провести 13500 проверок.

На уплату взносов Российской Федерации в международные организации по метрологии Ростехрегулированием в 2008 году было израсходовано 10,2 млн. рублей, в том числе за счет бюджетных ассигнований осуществлена уплата членских взносов следующим организациям: Международное бюро мер и весов (МБМВ) - 6,2 млн. рублей, Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) - 4,0 млн. рублей.

В 2009 году на указанные цели предусмотрено 12,7 млн. рублей, в том числе на взносы в Международное бюро мер и весов (МБМВ) - 7,8 млн. рублей, в Международную организацию законодательной метрологии (МОЗМ) - 4,9 млн. рублей.

Финансирование создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений начнется с 2009 года. Объем финансирования на указанные цели составит 5,0 млн. рублей. В целом за счет бюджетных ассигнований будут произведены работы по созданию и ведению информационных баз: нормативных правовых актов; национальных стандартов и рекомендательных документов по вопросам обеспечения единства измерений; реестра государственных эталонов, вторичных эталонов, комплектов средств поверки, установок высшей точности.

Оплату работ привлекаемых на договорной основе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию в области обеспечения единства измерений, экспертов по аккредитации планируется начать с 2010 года в объеме 33,5 млн. рублей. За счет средств федерального бюджета будут осуществлены работы по аккредитации в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений: аккредитации на право проведения поверки средств измерений, аккредитации на право проведения испытаний средств измерений для целей утверждения типа, аттестации методик выполнения измерений.

Финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий в области обеспечения единства измерений, в реализации которых принимают участие другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляется этими органами на указанные цели за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год".

Кроме того, в рамках федеральных целевых программ "Глобальная навигационная система" и "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" осуществляется реализация программных мероприятий, которые включают в себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения и прочие расходы в области обеспечения единства измерений.

Финансирование этих расходов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с этапами работ, определяемыми данными ФЦП, и в объемах, утвержденных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (ФЦП "Глобальная навигационная система" в 2008 году - 340,8 млн. рублей, в 2009 году - 898,7 млн. рублей; ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" в 2008 году - 547,4 млн. рублей, в 2009 году - 498,0 млн. рублей).

Принимая во внимание, что в создавшейся экономической ситуации велика возможность корректировки бюджетных показателей, начиная с 2010 года финансирование всех мероприятий в области обеспечения единства измерений за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять с учетом прогноза макроэкономической ситуации в стране.

Кроме того, на осуществление мероприятий по реализации Стратегии обеспечения единства измерений в России до 2015 г. предполагается направление 4600,0 млн. рублей собственных средств предприятий - участников мероприятий.

Основной особенностью финансирования мероприятий по обеспечению единства измерений в области обороны и безопасности государства является закрытый характер основных ТТХ вооружения, военной и специальной техники, а также технических характеристик значительного числа средств измерений и специальных военных эталонов, используемых для обслуживания вооружения, военной и специальной техники. Кроме того, по решению Правительства Российской Федерации создается межведомственная унифицированная система технического обеспечения силовых структур, в состав которой самостоятельной частью входит метрологическое обеспечение.

Техническую базу обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности образуют военные эталоны и военные эталонные комплексы Минобороны России. В рамках государственной программы вооружений финансируются мероприятия по созданию новых и модернизации существующих военных эталонов, эталонов-переносчиков, подвижных метрологических комплексов (подвижных лабораторий измерительной техники) и рабочих эталонов метрологических воинских частей и подразделений. Всего к 2015 году в рамках государственной программы вооружений планируется создать и принять на вооружение 19 наименований новых специальных военных эталонов. Эти специальные военные эталоны расширят возможности эталонной базы Минобороны России по обеспечению единства измерений в интересах высокоточного оружия, средств навигационного, топогеодезического и метеорологического обеспечения, оптических и радиотехнических систем наведения, гидроакустики и гидрофизических полей кораблей, решения других проблем заметности и скрытности отечественных вооружения, военной и специальной техники и надежности обнаружения военной техники противника, электромагнитной совместимости и радиоэлектронной борьбы, цифровых систем связи и управления. Указанные мероприятия предусмотрены государственной программой вооружений и будут осуществляться в пределах выделенных на ее реализацию средств.

С учетом планируемых работ по совершенствованию эталонной базы Минобороны России требуется развитие соответствующей инфраструктуры, в том числе - в части специальных помещений для размещения военных эталонов и личного состава для их применения. Финансирование развития инфраструктуры и выполнение строительных мероприятий будет осуществляться за счет общих расходов в рамках капитальных вложений Министерства обороны Российской Федерации.

Совершенствование эталонной базы предприятий ОПК осуществляется за счет собственных средств предприятий. Техническое перевооружение предприятий ОПК, в части, связанной с расходами по реализации государственной программы вооружений, учтено в составе общих мероприятий программ развития ОПК и электронной компонентной базы, а также других программ по данным направлениям.