Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2017 N 737-р утверждена Стратегия обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года.

2.6. Финансовое состояние

В соответствии с установившейся мировой практикой финансирование работ в области обеспечения единства измерений осуществляется как из государственных, так и негосударственных источников.

За рубежом государственному финансированию подлежат работы по содержанию и развитию эталонной базы, фундаментальным исследованиям в области метрологии и приоритетным для государства работам, связанным с метрологией. При этом объемы государственной поддержки, как правило, привязываются к объемам внутреннего валового продукта (ВВП). В частности, ЕЭК ООН на своей 6-ой сессии 13 - 15 мая 1996 года рекомендовал правительствам стран ЕЭК поддерживать разработку и обновление национальных первичных эталонов в объемах 0,005% от ВВП.

Анализ показывает, что государственное финансирование в среднем для стран ЕЭС составляет - 0,007% ВВП, для быстроразвивающихся стран Тихоокеанского региона - 0,01% ВВП, для США - 0,003% ВВП.

Схема финансирования работ в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации включает бюджетные и внебюджетные источники финансирования. Внебюджетные объемы складываются в основном из средств, полученных от оказания метрологических услуг и работ по передаче размеров единиц величин, которые поступают непосредственно исполнителям данных работ. Для России это аккредитованные юридические лица, осуществляющие поверку и калибровку, ФГУ ЦСМ и ФГУП МНИИ, подведомственные Ростехрегулированию. Полученные средства в основном расходуются на разработку и изготовление образцов заказываемого измерительного оборудования, заработную плату, оплату коммунальных услуг, поддержание эталонной базы в рабочем состояние и налоги.

Средняя цена одной поверки в 2008 году составила 75 - 80 рублей. Рассчитывать на существенное увеличение этой цены, учитывая нынешний уровень экономического развития страны, в ближайшие несколько лет нереально. Поэтому полученных сегодня внебюджетных средств явно недостаточно для модернизации эталонной базы России.

В большинстве стран средства на развитие системы обеспечения единства измерений выделяются из государственного бюджета. Тем более, что значительная часть собираемых государством налогов связана с работой промышленных предприятий, успешная деятельность которых напрямую связана с исправностью и правильным функционированием используемых ими средств измерений.

Проведенный анализ показал, что налоговые поступления в бюджет только от поверки и калибровки средств измерений в 2006 году превысили 2,0 млрд. рублей. Налоговые поступления от организаций, производящих, продающих и эксплуатирующих измерительную технику (более 1,0 млрд. средств измерений) составляют еще более значительную сумму. Таким образом, средств, поступающих в федеральный бюджет от деятельности, связанной с измерениями, вполне достаточно для финансирования важнейших метрологических работ в объемах, рекомендуемых ЕЭК ООН. Ясно также, что состояние и уровень развития системы обеспечения единства измерений оказывает существенное влияние на увеличение ВВП.

В соответствии с Законом Российской Федерации (1993 г.) "Об обеспечении единства измерений" бюджетному финансированию подлежали следующие направления:

- разработка, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин;

- работы, связанные с деятельностью ГСВЧ, ГССО и ГСССД;

- содержание, приобретение и разработка оборудования, необходимого для оснащения органов государственной метрологической службы;

- разработка нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Всего за период 2006 - 2008 гг. объем финансирования указанных направлений деятельности по обеспечению единства измерений за счет средств госбюджета составил 972090,7 тыс. рублей.

Поддержка Правительством Российской Федерации мероприятий по развитию системы обеспечения единства измерений нашла отражение в решении заседания Правительства от 20 сентября 2007 года: поручением Минэкономразвития России, Минфину России, Минобрнауки России обеспечить принятие ведомственной программы развития государственных эталонов.

Предусматривались субсидии на осуществление расходов в области обеспечения единства измерений в 2009 году в объеме 602129,7 тыс. рублей (в том числе на совершенствование и создание государственных первичных эталонов в обеспечение приоритетных направлений науки и техники - 491129,7 тыс. рублей, на содержание Государственных служб ГСВЧ, ГСССД, ГССО - 111000,0 тыс. рублей), а также на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенствованию государственных первичных эталонов, фундаментальные исследования в области метрологии в 2009 году - 98500,0 тыс. рублей. В условиях сложной экономической ситуации и проводимой работы по корректировке федерального бюджета на 2009 - 2011 годы определять финансовое обеспечение мероприятий Стратегии на период до 2015 года не представляется целесообразным.