Распоряжением Правительства РФ от 17.08.2017 N 1756-р утверждена Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года.

Таблица 2.9. Парк собственного подвижного состава по состоянию на 1 августа 2006 г., ед.

Таблица 2.9

ПАРК СОБСТВЕННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПО СОСТОЯНИЮ

НА 1 АВГУСТА 2006 Г. <*>, ЕД.

--------------------------------

<*> По данным формы обследования 1-ТР (жел.).

┌───────────────────────────┬──────┬─────────────────────────────┐

│ Тип подвижного состава │Всего │В том числе с возрастом, лет │

│ │ ├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤

│ │ │от 1 │от 5 │от 10│от 15│свыше│

│ │ │до 5 │до 10│до 15│до 20│ 20 │

├───────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Электровозы │807 │6 │22 │20 │148 │611 │

├───────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Тепловозы │9724 │234 │307 │1274 │3035 │4874 │

├───────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Грузовые вагоны │104652│14386│5500 │21640│21563│41563│

│магистральные │ │ │ │ │ │ │

├───────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Грузовые вагоны для │55213 │5721 │2623 │7391 │16074│23404│

│промышленности │ │ │ │ │ │ │

├───────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Вагоны пассажирские │883 │48 │61 │46 │201 │527 │

└───────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘

Внутренний рынок транспортного машиностроения увеличился в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 9,2% (со 140 млрд. рублей до 153 млрд. рублей). При этом доля отечественных товаропроизводителей на рынке остается стабильной и составляет около 85% (129 млрд. рублей). В Россию импортируется продукция транспортного машиностроения более чем 40 странами мира. Импорт в 2006 году составил 24 млрд. рублей (15%), причем более 80% поставок приходится на Украину. Частные перевозочные компании и промышленные предприятия в настоящее время закупают магистральные грузовые тепловозы производства Украины (100% рынка) и грузовые вагоны (20% рынка).

Следует отметить, что рыночное поведение некоторых зарубежных компаний - производителей подвижного состава не всегда соответствует международным нормам и правилам ВТО. В период с 2000 по 2006 год товарооборот российских производителей подвижного состава снизился на 30 млрд. рублей, вследствие недобросовестной конкуренции извне, поэтому выравнивание конкурентных условий на российском рынке транспортного машиностроения является одной из проблем, которые необходимо сегодня решать в рамках стимулирования развития отечественных производителей.

Основными российскими потребителями продукции отрасли являются следующие компании:

акционерные компании:

- ОАО "Российские железные дороги" (и его дочерние общества) - компания со 100%-ным государственным капиталом, крупнейший собственник железнодорожного подвижного состава и владелец 99% путей общего пользования и других элементов железнодорожной инфраструктуры;

- прочие владельцы подвижного состава и железнодорожных путей (операторы подвижного состава, предприятия промышленного железнодорожного транспорта и др.);

муниципальные и региональные предприятия транспортного комплекса, а также транспортные компании смешанной формы собственности (например, пригородные пассажирские компании, находящиеся в совместной собственности ОАО "РЖД" и региональных администраций);

предприятия транспортного машиностроения России (в рамках внутриотраслевой кооперации).

В настоящее время уровень износа основных производственных фондов открытого акционерного общества "Российские железные дороги", являющегося основой железнодорожной транспортной системы страны, составляет 58,9%, а амортизационный износ подвижного состава приблизился к критическим значениям:

- по тепловозам - 84,2%;

- по электровозам - 72,5%;

- по грузовым вагонам - 85,9%;

- по электропоездам - 63,9%;

- по пассажирским вагонам локомотивной тяги - 74,1%.

При этом около 7 тыс. локомотивов, 128,7 тыс. грузовых вагонов, более 7 тыс. секций электропоездов, более 6,5 тыс. единиц путевой техники и более 2 тыс. единиц пассажирского подвижного состава требуют списания по срокам службы.

Указанный критический износ стал основным фактором роста внутреннего спроса на локомотивы и пассажирские вагоны.

Для обновления парка тягового подвижного состава необходимо в период до 2015 года поставить железнодорожному транспорту 9480 локомотивов нового поколения, 15157 пассажирских и 466000 грузовых вагонов.