Таблица 5.1. Сравнительные результаты реализации альтернативных вариантов развития транспортного машиностроения
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ
ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
┌────────────────────────────┬──────────┬───────────┬────────────┐
│ Показатель │ Ед. изм. │При наличии│В отсутствие│
│ │ │ гос. │ гос. │
│ │ │ поддержки │ поддержки │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┴────────────┤
│Среднегодовой объем │млрд. руб.│218 │
│российского рынка ПС │ │ │
│(локомотивы, электропоезда, │ │ │
│пассажирские и грузовые │ │ │
│вагоны) │ │ │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┬────────────┤
│производителей на внутреннем│ │ │ │
│рынке к 2015 году │ │ │ │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Объем экспорта ПС │млрд. руб.│33 │0 │
│российскими производителями │ │ │ │
│к 2015 году │ │ │ │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Доля экспорта в объеме │% │15 │0 │
│выпуска к 2015 году │ │ │ │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Налоговые отчисления │млрд. руб.│~ 34 │~ 10 │
│производителей подвижного │ │ │ │
│состава к 2015 году │ │ │ │
│накопленным итогом │ │ │ │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Налоговые отчисления │млрд. руб.│~ 49 │~ 15 │
│российских производителей- │ │ │ │
│комплектаторов к 2015 году │ │ │ │
│накопленным итогом │ │ │ │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Количество занятых на │тыс. чел. │162 │25 │
│производстве подвижного │ │ │ │
│состава (без учета занятых │ │ │ │
│на ремонтных работах) │ │ │ │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Инвестиции в техническое │млрд. руб.│~ 30 │~ 4,5 │
│перевооружение и расширение │ │ │ │
│производства до 2015 года │ │ │ │
│накопленным итогом │ │ │ │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Доля отечественных │% │95 │25 │
│комплектующих в составе │ │ │ │
│подвижного состава │ │ │ │
│к 2015 году │ │ │ │
└────────────────────────────┴──────────┴───────────┴────────────┘
Необходимо учитывать и другие факторы, присущие инерционному варианту:
- снижение объема налога на имущество, связанное с деинвестированием и ликвидацией собственного производства комплектующих, а также сам объем и структура деинвестирования;
- дополнительные расходы местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату пособий по безработице и реализацию программ по переобучению и трудоустройству высвобождающихся работников отрасли;
- снижение численности предприятий - производителей комплектующих и связанное с этим снижение выплат единого социального налога и подоходного налога;
- снижение доходов бюджетов всех уровней, недополученных в результате сворачивания экспортной деятельности;
- дополнительные расходы на переоборудование ремонтно-технической базы для обслуживания зарубежных образцов подвижного состава, а также рост эксплуатационных расходов.
В случае реализации умеренно-оптимистичного сценария развитие российского транспортного машиностроения окажет влияние на разные сферы жизнедеятельности государства.
Социальная сфера. В перспективе до 2015 года будет происходить повышение эффективности труда занятых в отрасли. Освоение российскими предприятиями новых технологий потребует повышения доли высококвалифицированного персонала. Компании, нацеленные на рост и активный выход на внешние рынки, будут инвестировать в сферу профильного образования.
Национальная безопасность. Налаживание выпуска современного, конкурентоспособного на мировом уровне подвижного состава, включая выпуск всех узлов и комплектующих, в полной мере соответствует интересам национальной безопасности. Это позволит отечественной транспортной инфраструктуре избежать любой зависимости от зарубежных поставщиков в долгосрочной перспективе. Очевидно, что обеспечение основными средствами такого стратегически значимого объекта как российские железные дороги должно в большинстве случаев осуществляться российскими поставщиками.
Экология. Повышение технического уровня выпускаемой отраслью продукции предусматривает также улучшение ее экологических характеристик. Выбранное направление развития предусматривает широкое применение трансферта технологий. Наряду с прочим, отраслью будет почерпнут европейский опыт производства техники, удовлетворяющей самым жестким экологическим требованиям. Кроме того, повышение качества продукции транспортного машиностроения будет способствовать росту конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным. А, как известно, железнодорожный транспорт вносит значительно меньший вклад в выбросы вредных веществ в атмосферу по сравнению с автотранспортом.
Социально-экономическое развитие регионов. Предприятия транспортного машиностроения в большинстве случаев распределены по разным регионам России. Таким образом, развитие отрасли в целом будет способствовать экономическому росту в целом ряде регионов страны. Указанный эффект усиливается с учетом того, что некоторые предприятия отрасли выполняют градообразующие функции.
Ожидаемый результат реализации Стратегии - устойчивое динамичное развитие отрасли, повышение конкурентоспособности (в первую очередь, по показателям производительности и надежности) продукции транспортного машиностроения на мировом рынке. Это позволит обеспечить в полном объеме удовлетворение внутреннего спроса на современный железнодорожный подвижной состав и ликвидировать дефицит железнодорожной техники к 2015 году, а также в несколько раз расширить экспорт продукции транспортного машиностроения.
Кроме того, эффект от достижения ожидаемого результата реализации Стратегии скажется на различных уровнях:
- обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования транспорта за счет обеспечения организаций железнодорожного и городского рельсового транспорта современным высокопроизводительным подвижным составом;
- сокращение сырьевой направленности российского экспорта, увеличение в нем доли высокотехнологичных товаров и, как следствие, ослабление зависимости российской экономики от конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов;
- создание в отрасли крупных корпораций, осуществляющих весь цикл работ по разработке, производству и сервисному обслуживанию широкой номенклатуры подвижного состава, что позволит более эффективно конкурировать с ведущими мировыми производителями на внешних рынках сбыта;
- увеличение инвестиционной и инновационной активности предприятий отрасли, в том числе за счет расширения спектра доступных источников финансирования, что позволит сократить сроки разработки и освоения производства современной железнодорожной техники;
в социально-экономической сфере:
- повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры, создание условий для реализации целевых программ подготовки кадров;
- повышение производительности труда;
- обеспечение дополнительных налоговых поступлений, отчислений во внебюджетные фонды.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей