Распоряжением Правительства РФ от 17.08.2017 N 1756-р утверждена Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года.

Таблица 5.1. Сравнительные результаты реализации альтернативных вариантов развития транспортного машиностроения

Таблица 5.1

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ

ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

┌────────────────────────────┬──────────┬───────────┬────────────┐

│ Показатель │ Ед. изм. │При наличии│В отсутствие│

│ │ │ гос. │ гос. │

│ │ │ поддержки │ поддержки │

├────────────────────────────┼──────────┼───────────┴────────────┤

│Среднегодовой объем │млрд. руб.│218 │

│российского рынка ПС │ │ │

│(локомотивы, электропоезда, │ │ │

│пассажирские и грузовые │ │ │

│вагоны) │ │ │

├────────────────────────────┼──────────┼───────────┬────────────┤

│Доля российских │% │90 │20 │

│производителей на внутреннем│ │ │ │

│рынке к 2015 году │ │ │ │

├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤

│Объем экспорта ПС │млрд. руб.│33 │0 │

│российскими производителями │ │ │ │

│к 2015 году │ │ │ │

├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤

│Доля экспорта в объеме │% │15 │0 │

│выпуска к 2015 году │ │ │ │

├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤

│Налоговые отчисления │млрд. руб.│~ 34 │~ 10 │

│производителей подвижного │ │ │ │

│состава к 2015 году │ │ │ │

│накопленным итогом │ │ │ │

├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤

│Налоговые отчисления │млрд. руб.│~ 49 │~ 15 │

│российских производителей- │ │ │ │

│комплектаторов к 2015 году │ │ │ │

│накопленным итогом │ │ │ │

├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤

│Количество занятых на │тыс. чел. │162 │25 │

│производстве подвижного │ │ │ │

│состава (без учета занятых │ │ │ │

│на ремонтных работах) │ │ │ │

├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤

│Инвестиции в техническое │млрд. руб.│~ 30 │~ 4,5 │

│перевооружение и расширение │ │ │ │

│производства до 2015 года │ │ │ │

│накопленным итогом │ │ │ │

├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤

│Доля отечественных │% │95 │25 │

│комплектующих в составе │ │ │ │

│подвижного состава │ │ │ │

│к 2015 году │ │ │ │

└────────────────────────────┴──────────┴───────────┴────────────┘

Необходимо учитывать и другие факторы, присущие инерционному варианту:

- снижение объема налога на имущество, связанное с деинвестированием и ликвидацией собственного производства комплектующих, а также сам объем и структура деинвестирования;

- дополнительные расходы местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату пособий по безработице и реализацию программ по переобучению и трудоустройству высвобождающихся работников отрасли;

- снижение численности предприятий - производителей комплектующих и связанное с этим снижение выплат единого социального налога и подоходного налога;

- снижение доходов бюджетов всех уровней, недополученных в результате сворачивания экспортной деятельности;

- дополнительные расходы на переоборудование ремонтно-технической базы для обслуживания зарубежных образцов подвижного состава, а также рост эксплуатационных расходов.

В случае реализации умеренно-оптимистичного сценария развитие российского транспортного машиностроения окажет влияние на разные сферы жизнедеятельности государства.

Социальная сфера. В перспективе до 2015 года будет происходить повышение эффективности труда занятых в отрасли. Освоение российскими предприятиями новых технологий потребует повышения доли высококвалифицированного персонала. Компании, нацеленные на рост и активный выход на внешние рынки, будут инвестировать в сферу профильного образования.

Национальная безопасность. Налаживание выпуска современного, конкурентоспособного на мировом уровне подвижного состава, включая выпуск всех узлов и комплектующих, в полной мере соответствует интересам национальной безопасности. Это позволит отечественной транспортной инфраструктуре избежать любой зависимости от зарубежных поставщиков в долгосрочной перспективе. Очевидно, что обеспечение основными средствами такого стратегически значимого объекта как российские железные дороги должно в большинстве случаев осуществляться российскими поставщиками.

Экология. Повышение технического уровня выпускаемой отраслью продукции предусматривает также улучшение ее экологических характеристик. Выбранное направление развития предусматривает широкое применение трансферта технологий. Наряду с прочим, отраслью будет почерпнут европейский опыт производства техники, удовлетворяющей самым жестким экологическим требованиям. Кроме того, повышение качества продукции транспортного машиностроения будет способствовать росту конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным. А, как известно, железнодорожный транспорт вносит значительно меньший вклад в выбросы вредных веществ в атмосферу по сравнению с автотранспортом.

Социально-экономическое развитие регионов. Предприятия транспортного машиностроения в большинстве случаев распределены по разным регионам России. Таким образом, развитие отрасли в целом будет способствовать экономическому росту в целом ряде регионов страны. Указанный эффект усиливается с учетом того, что некоторые предприятия отрасли выполняют градообразующие функции.

Ожидаемый результат реализации Стратегии - устойчивое динамичное развитие отрасли, повышение конкурентоспособности (в первую очередь, по показателям производительности и надежности) продукции транспортного машиностроения на мировом рынке. Это позволит обеспечить в полном объеме удовлетворение внутреннего спроса на современный железнодорожный подвижной состав и ликвидировать дефицит железнодорожной техники к 2015 году, а также в несколько раз расширить экспорт продукции транспортного машиностроения.

Кроме того, эффект от достижения ожидаемого результата реализации Стратегии скажется на различных уровнях:

на макроуровне:

- обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования транспорта за счет обеспечения организаций железнодорожного и городского рельсового транспорта современным высокопроизводительным подвижным составом;

- сокращение сырьевой направленности российского экспорта, увеличение в нем доли высокотехнологичных товаров и, как следствие, ослабление зависимости российской экономики от конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов;

на микроуровне:

- создание в отрасли крупных корпораций, осуществляющих весь цикл работ по разработке, производству и сервисному обслуживанию широкой номенклатуры подвижного состава, что позволит более эффективно конкурировать с ведущими мировыми производителями на внешних рынках сбыта;

- увеличение инвестиционной и инновационной активности предприятий отрасли, в том числе за счет расширения спектра доступных источников финансирования, что позволит сократить сроки разработки и освоения производства современной железнодорожной техники;

в социально-экономической сфере:

- повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры, создание условий для реализации целевых программ подготовки кадров;

- повышение производительности труда;

в бюджетной сфере:

- обеспечение дополнительных налоговых поступлений, отчислений во внебюджетные фонды.