2.1.2. Совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности на транспорте
2.1.2. Совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности на транспорте.
Бюджетное финансирование транспортного сектора должно направляться, прежде всего, на следующие цели:
обеспечение функций государственного управления в транспортной сфере;
гарантированное поддержание в работоспособном состоянии и воспроизводство объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности;
обеспечение гарантированной сохранности опорной транспортной сети в условиях растущей нагрузки на нее за счет адекватного бюджетного финансирования;
инициирующее бюджетное финансирование важнейших транспортных проектов;
гарантированное финансирование законодательно закрепленных государственных обязательств, в том числе по финансированию выданных федеральными и региональными властями социальных мандатов;
целевое субсидирование пользователей транспортных услуг или перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки;
выполнение и стимулирование мероприятий по поддержанию мобилизационной готовности средств и объектов транспорта и путей сообщения, а также мероприятий, осуществляемых в интересах национальной безопасности;
обеспечение безопасности на транспорте.
При реализации транспортных проектов за счет бюджетного финансирования обеспечение строительства материалами, техническими средствами, оборудованием, услугами, проектно-конструкторскими и строительно-монтажными работами должно осуществляться в порядке, установленном для выполнения работ для государственных нужд, то есть по результатам открытых конкурсов.
Совершенствование бюджетной политики в отношении транспорта осуществляется в следующих направлениях:
оптимизация бюджетной сети в транспортном комплексе;
при субсидировании отдельных видов деятельности - переход от покрытия убытков транспортных операторов к закупке транспортных услуг или к адресной компенсации расходов потребителей транспортных услуг;
увеличение доли инициирующего финансирования инвестиционных проектов с участием частного капитала (или бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов) с частичным использованием средств федерального бюджета;
отказ от полномасштабного финансирования коммерчески окупаемых проектов, концентрация бюджетных средств на реализации проектов, имеющих преимущественно социально-экономическую эффективность;
исключение бюджетного финансирования потенциально конкурирующих между собой инвестиционных проектов с участием государства или инвестиционных проектов при наличии конкурирующих частных проектов;
реализация программно-целевого подхода при планировании и исполнении бюджета по статьям расходов, усиление целевого характера финансирования транспортных проектов;
расширение среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления развития транспортного комплекса. Поэтапный переход к трех-, пятилетнему периоду бюджетного планирования крупнейших инвестиционных проектов и программ;
совершенствование межбюджетных отношений в соответствии с уточнением ответственности и полномочий органов государственного управления различных уровней.
Перспективная модель финансирования транспортной отрасли должна быть ориентирована на создание условий для повышения ее инвестиционной привлекательности.
Соответствующими мерами являются:
разработка и реализация экономических механизмов, стимулирующих ускоренное обновление парка транспортных средств;
предоставление государственных гарантий по привлекаемым для финансирования наиболее значимых инвестиционных проектов капиталам отечественных и иностранных инвесторов;
содействие в развитии лизинга современных транспортных средств;
содействие в организации консорциумов и других объединений инвесторов для финансирования капиталоемких проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов;
учет особенностей транспортной инфраструктуры при установлении условий аренды государственного имущества, землеотвода и землепользования;
расширение элементов платности пользования инфраструктурой для покрытия соответствующих эксплуатационных расходов.
Перспективным направлением привлечения негосударственных средств для финансирования транспортной отрасли является государственно-частное партнерство.
Основной формой государственно-частного партнерства являются концессии, прежде всего - в сфере платных дорог, железнодорожного строительства, развития аэропортов, городского общественного транспорта.
Приоритетной задачей является разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором, а также определение приоритетных сфер применения государственно-частного партнерства на транспорте.
При формировании перспективной финансово-экономической модели транспортной системы государство с использованием механизмов экономического регулирования:
обеспечивает условия для воспроизводства объектов транспортной инфраструктуры, многие объекты которой носят "вековой" характер, с учетом их высокой фондоемкости и длительных периодов амортизации;
стимулирует применение наиболее экономически эффективных, безопасных и экологичных транспортной техники и технологий;
обеспечивает для российских транспортных организаций равные конкурентные условия при работе на международном рынке транспортных услуг с учетом особенностей этого рынка;
исключает создание неоправданных конкурентных преимуществ для одних операторов над другими.
По мере развития транспортной системы все более широкое применение должен получать принцип "пользователь платит".
В соответствии с мировым опытом, реализация этого принципа должна стимулировать производство и применение наиболее экономичных и экологичных транспортных средств, рациональное распределение спроса на транспортные услуги между видами транспорта, применение рациональных форм организации перевозок и эффективных транспортных технологий, разумное ограничение транспортных потребностей.
Реализация принципа "пользователь платит", в частности, предполагает:
- приближение стоимости транспортных услуг к полным экономическим издержкам, прежде всего, связанным с экологическим ущербом, наносимым транспортной деятельностью;
- расширение элементов платности в использовании транспортной инфраструктуры.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей