3.1. Развитие железнодорожного транспорта и продолжение реформирования отрасли
3.1. Развитие железнодорожного транспорта и продолжение
реформирования отрасли
Железнодорожный транспорт общего пользования остается ведущим звеном транспортной системы России. В долгосрочной перспективе железнодорожные перевозки останутся самым экономически эффективным способом транспортировки значительных по объемам стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния.
Российские железные дороги имеют возможность обеспечить значительный прирост перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов и эффективно использовать транзитный потенциал страны.
При выполнении грузовых перевозок на средние расстояния железнодорожный транспорт конкурирует с автомобильным и речным транспортом. Перевозка нефтеналивных грузов является сферой конкуренции с трубопроводным, морским и речным транспортом.
При выполнении пассажирских перевозок на дальние расстояния железнодорожный транспорт общего пользования конкурирует с авиационным транспортом, при осуществлении пригородных и межобластных перевозок - с автомобильным и в некоторых случаях - с речным транспортом.
Эффективность железнодорожного транспорта будет определяться динамикой обновления основных производственных фондов отрасли, темпами роста спроса на железнодорожные перевозки, результатами реализации структурной реформы отрасли, эффективностью тарифной политики в регулируемых государством естественно-монопольных секторах деятельности, интенсивностью использования российских участков международных транспортных коридоров.
На перспективу до 2010 года значительную долю на рынке грузовых и пассажирских перевозок будет занимать ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"). В собственности указанной компании будет находиться вся существующая в настоящее время инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования.
ОАО "РЖД" должна выступать на рынке транспортных услуг не только как ведущий общенациональный железнодорожный перевозчик, интегрированный в евроазиатскую транспортную систему, но и как партнер других транспортных компаний, обеспечивающий им недискриминационный доступ к инфраструктуре.
В процессе структурного реформирования железнодорожного транспорта на рынке перевозок будут улучшаться условия для развития компаний-операторов, владеющих собственным парком грузовых вагонов. Из состава ОАО "РЖД" будут выделяться дочерние и зависимые компании, осуществляющие дальние пассажирские и пригородные перевозки, грузовые перевозки специальным подвижным составом, услуги по ремонту технических средств и некоторые другие виды деятельности.
Стабильность взаимодействия железнодорожного транспорта общего пользования с грузовладельцами, ускорение грузодвижения и снижение транспортных издержек во многом будут зависеть от эффективности деятельности организаций железнодорожного транспорта необщего пользования. Это требует согласованного государственного регулирования тарифов, условий перевозок и требований к безопасности перевозочного процесса со стороны государственных регулирующих органов.
Ключевым вопросом развития железнодорожного транспорта остается повышение его инвестиционной привлекательности и разработка принципиально новых механизмов привлечения средств для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры общего пользования. Особое внимание должно быть уделено привлечению инвестиций для опережающего развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в Азиатской части страны для обеспечения, освоения ресурсной базы и активизации экономического роста.
При привлечении частных инвестиционных ресурсов в развитие железнодорожного транспорта необходимо учитывать необходимость адекватного развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
Продолжение структурной реформы железнодорожного транспорта ведется на основе положений Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте <*>, которая предусматривает поэтапное дерегулирование деятельности железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг, совершенствование государственного регулирования естественно-монопольного сектора на железнодорожном транспорте и обеспечение недискриминационного доступа пользователей к его инфраструктуре.
--------------------------------
<*> Утверждена Правительством Российской Федерации в 2001 году.
Реформирование федерального железнодорожного транспорта предусматривает поэтапное вхождение железнодорожного транспорта в рынок транспортных услуг, коммерциализацию отрасли, сокращение определенного законодательством естественно-монопольного сектора на железнодорожном транспорте. Целями структурной реформы являются: повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития; формирование единой гармоничной транспортной системы страны; снижение совокупных затрат на перевозки грузов; удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.
Реформа осуществляется на принципах сохранения единой государственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления, государственного контроля за деятельностью железнодорожного транспорта, обеспечения управляемости, бесперебойности, устойчивости функционирования железнодорожного транспорта, безопасности движения поездов и экологической безопасности.
В ходе дальнейшего развития реформы предполагается:
обеспечить финансовую прозрачность всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета;
обеспечить гарантированный недискриминационный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта независимых перевозчиков и операторов подвижного состава;
повысить материальную заинтересованность работников железнодорожного транспорта, сохранить социальные гарантии работникам;
продолжить совершенствование тарифной политики с целью обеспечения нормальной рентабельности инвестированного в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта капитала и стимулирования конкуренции в отрасли;
предусмотреть поэтапное прекращение перекрестного субсидирования убыточных социально-ориентированных видов перевозок за счет доходов от иных видов перевозок и услуг;
завершить выделение из ОАО "РЖД" объектов социально-бытового и иного непроизводственного назначения;
разработать принципы выделения из ОАО "РЖД" комплексов по пассажирским и грузовым перевозкам, а также по ремонтно-эксплуатационной деятельности;
выделить в составе ОАО "РЖД" комплексы пригородных и дальних пассажирских перевозок, с последующим созданием компаний пригородных перевозок;
предусматривать создание отделенных от инфрастуктуры компаний -перевозчиков грузов;
обеспечить выделение из состава единого хозяйствующего субъекта ремонтно-эксплуатационной базы.
При проведении реформы будет обеспечено дальнейшее сохранение централизованного диспетчерского управления, государственного регулирования развития железнодорожной инфраструктуры общего пользования, в первую очередь международных и национальных транспортных коридоров, предусмотрена недопустимость выполнения одним хозяйствующим субъектом деятельности в естественно-монопольном и потенциально конкурентом секторах.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей