2.3.2. Развитие опорной транспортной сети
2.3.2. Развитие опорной транспортной сети.
Особое место в транспортной инфраструктуре общего пользования занимает опорная транспортная сеть - совокупность путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих устойчивую взаимосвязь крупнейших населенных пунктов, экономических центров и основные внешнеэкономические связи, пространственное и функциональное единство транспортной системы.
Развитие опорной транспортной сети осуществляется в увязке с перспективными сценариями развития производительных сил на основе транспортно-экономического баланса.
Транспортно-экономический баланс является основой для модернизации и развития опорной транспортной сети, для разработки региональных транспортных программ, а также планов и программ развития отдельных видов транспорта.
При разработке транспортно-экономического баланса расчетные перспективные пропускные и провозные мощности коммуникаций различных видов транспорта и транспортных узлов, а также приоритетные направления территориального развития инфраструктуры увязываются с долгосрочными перспективами развития производительных сил, регионов, внешней торговли. При этом должны учитываться:
приоритетность требований обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
неизбежный рост спроса на автомобильные перевозки грузов в условиях развития рыночных отношений, а также растущее использование личного автотранспорта по мере автомобилизации страны;
необходимость упреждающего создания резерва пропускных возможностей на коммуникациях, где прогнозируется наибольший рост грузо- и пассажиропотоков;
необходимость согласования мощности основных транспортных узлов и транспортных подходов к ним.
Инструментом разработки транспортно-экономического баланса являются экономико-математические методы.
Развитие опорной транспортной инфраструктуры координируется с приоритетами Энергетической стратегии России на период до 2020 года и прогнозными балансами топливно-энергетических ресурсов. Прежде всего речь идет о стратегической модернизации и развитии действующей системы магистральных трубопроводов и транспортной инфрастуктуры, которая обеспечивает экспорт нефти, нефтепродуктов, угля и природного газа.
Развитие трубопроводного, морского, железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры нефтегазового сектора связано со стратегиями добычи нефти и газа на территории России и выхода на мировые рынки углеводородного сырья, определенные Энергетической стратегией России в качестве приоритетных. Ориентирами развития транспортной инфраструктуры в этой сфере являются:
целесообразность формирования новых направлений экспорта российской нефти и нефтепродуктов, в том числе, минуя территорию сопредельных государств;
необходимость наличия достаточных нефтеналивных мощностей в морских портах Российской Федерации для морских поставок нефти на традиционные и новые рынки;
наметившиеся ограничения для развития экспорта нефти по традиционным морским маршрутам, связанные с действиями третьих стран;
развитие новых центров добычи нефти на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф острова Сахалин);
снижение добычи нефти в европейской части страны, в первую очередь в Волго-Уральском и Северокавказском регионах;
появление в странах Каспийского региона крупных центров добычи нефти, для которых система российских нефтепроводов станет транзитной;
необходимость резерва пропускной способности нефтетранспортных мощностей для повышения их гибкости и конкурентоспособности;
необходимость развития наиболее эффективного нефтепродуктопроводного транспорта.
Строительство новых, расширение и увеличение производительности действующей системы магистральных нефтепроводов увязывается с программами развития инфраструктуры морского и железнодорожного транспорта.
Существенное изменение территориальной структуры добычи и потребления угля обусловливает увеличение межрегиональных поставок твердого топлива, прежде всего в направлении Восток - Запад. Для решения проблемы межрегиональных перевозок, связанной с дополнительными поставками угольной продукции на тепловые электростанции Урала и центра, а также в порты Балтийского и Черного морей, необходимо увеличить провозную способность железных дорог в западном направлении на 70 млн. т в год.
Коммуникации и объекты инфраструктуры, относящиеся к опорной транспортной сети, как правило, находятся в государственной собственности, что обусловлено стратегической значимостью соответствующих объектов, обеспечивающих жизненно важные национальные интересы России, а также безопасное и экологически устойчивое функционирование транспортной системы.
Эксплуатация и содержание таких коммуникаций и объектов могут осуществляться негосударственным оператором, отобранным на конкурсных началах и действующим на условиях публичного договора.
По мере развития рыночных отношений отдельные находящиеся в государственной собственности объекты транспортной инфраструктуры могут приватизироваться с обременением владельцев обязательствами перед пользователями и государством.
Для обеспечения финансирования имеющих общегосударственное значение проектов в области развития транспортной инфраструктуры, наряду с прямым финансированием из федерального бюджета, применяются следующие механизмы:
выпуск внутренних целевых займов на проекты с надежными показателями окупаемости, но длительными сроками реализации. Такие займы должны быть обеспечены государственными гарантиями прежде всего, для подтверждения общественной важности проекта и готовности государства обеспечить его успешную реализацию. Операторами таких проектов могут выступать крупнейшие государственные организации, отвечающие за эксплуатацию и развитие элементов опорной инфраструктуры;
использование для ускорения реализации крупнейших проектов с длительным сроком реализации внешних заимствований, включая такие финансовые институты как МБРР, ЕБРР, ЕИБ и другие;
привлечение крупнейших транспортных операторов и грузоотправителей, непосредственно заинтересованных в модернизации или создании отдельных элементов транспортной инфраструктуры, к участию в соответствующих проектах;
развитие механизмов государственно-частного партнерства. Приоритетными сферами частно-государственного партнерства должны стать концессии при сооружении платных объектов на дорожной сети и строительстве участков железных дорог;
создание свободных экономических зон и технопарков в крупнейших транспортных узлах для привлечения целевых инвесторов к их развитию.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей