2.1.1. Принципы и основные направления совершенствования системы государственного регулирования транспортной деятельности
2.1.1. Принципы и основные направления совершенствования системы государственного регулирования транспортной деятельности.
Государственное регулирование транспортной деятельности, государственное финансирование отдельных элементов транспортной системы и видов транспортной деятельности в условиях рынка остаются объективной необходимостью. При этом государство исходит из необходимости сокращения своего участия в транспортной деятельности, которое в настоящее время является, в целом, избыточным.
В основу транспортной политики государства положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций. При этом, государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, повышает эффективность государственного регулирования на транспорте, направляя его на повышение качества обслуживания и снижение общественных затрат, связанных с транспортной деятельностью.
При безусловных отраслевых и региональных различиях в транспортной системе на макроуровне государство рассматривает транспорт как единый объект управления. Согласованное развитие и организация взаимодействия различных видов транспорта делают транспорт единым комплексом, что обеспечивает дополнительный системный эффект.
Единство государственного управления транспортом предполагает:
развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности;
развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта;
сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;
координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта, в первую очередь - в транспортных узлах и на подходах к ним;
развитие интермодальных перевозок на основе единых технических и информационных стандартов и технологий, а также унифицированных перевозочных документов;
координацию обеспечения средствами транспорта безопасности и обороноспособности страны;
оптимизацию и развитие инфраструктуры контрольно-надзорных служб;
согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы и "стыковку" транспортных систем отдельных регионов;
формирование на транспорте единого информационного пространства;
согласование интересов и объединение усилий государства и бизнеса в развитии транспортной системы.
Сферами ответственности государства в управлении транспортом являются:
совершенствование правовых основ транспортной деятельности;
решение задач оборонного и мобилизационного характера;
создание условий для обеспечения безопасности и антитеррористической защиты на транспорте;
обеспечение соответствия развития опорной транспортной инфраструктуры развитию производительных сил;
обеспечение работоспособности опорной транспортной инфраструктуры, определение стабильных источников инвестиций для ее обновления;
выработка и контроль выполнения стандартов безопасности транспортных процессов и воздействия транспорта на окружающую среду, в том числе - установление требований к транспортным средствам и системам;
проведение структурных преобразований на транспорте;
устранение и недопущение возникновения правовых и административных барьеров в процессах перевозок пассажиров и грузов, а также оказания сопутствующих им услуг;
выработка и контроль соблюдения правил конкуренции и условий недискриминационного доступа к инфраструктуре;
выработка и реализация эффективной тарифно-ценовой политики на транспорте;
обеспечение транспортного обслуживания для всех слоев населения и регионов страны. Целевая поддержка пользователей или операторов в тех случаях, когда рынок не может обеспечить такого обслуживания;
совершенствование системы контроля и надзора в транспортном комплексе, усиление контрольных органов, совершенствование правовых основ их функционирования;
обеспечение интеграции транспортной системы России в мировую транспортную систему, в том числе - в рамках интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Сферами, в которых государство стимулирует и поддерживает необходимые изменения, являются:
реализация инвестиционных проектов, особо значимых для ликвидации узких мест и недостающих звеньев в транспортной инфраструктуре, обеспечение притока инвестиций в транспортный сектор;
развитие конкуренции на рынке транспортных услуг;
прекращение перекрестного субсидирования одних видов деятельности за счет других;
инновации на транспорте, внедрение наиболее эффективных технологий перевозок грузов и пассажиров;
развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для отечественных транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг;
повышение доступности транспортных услуг для населения с низкими доходами, инвалидов, пенсионеров, учащихся;
развитие социального партнерства на транспорте;
развитие транспортной системы в интересах обеспечения задач в области обороны и безопасности государства.
Важнейшей сферой ответственности государства является обеспечение безопасности функционирования транспорта.
Государственное регулирование в области обеспечения безопасности строится на следующих принципах:
гарантированное обеспечение государством функционирования и развития систем обеспечения безопасности на транспорте;
распространение государственного контроля и надзора в области безопасности на производителей, импортеров и владельцев транспортных средств любых форм собственности и видов деятельности;
обеспечение адекватности применяемых санкций (наказаний) степени общественной опасности нарушений норм и правил;
координация действий по обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте;
координация действий по использованию транспорта в целях защиты населения и территорий в части гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ликвидации их последствий с одновременным недопущением создания чрезвычайных ситуаций вследствие эксплуатации транспортной инфраструктуры;
формирование единых принципов и подходов к профессиональному отбору, подготовке и переподготовке работников транспортной сферы;
укрепление кадровой профессиональной базы транспорта, совершенствование системы специализированных, в том числе закрытых учебных заведений в соответствии с перспективными требованиями к высококвалифицированным специалистам транспорта.
Государственное управление транспортом включает меры, учитывающие универсальный характер транспортной деятельности.
Значительное повышение доступности и расширение использования автомобилей, речных и воздушных судов для личных потребностей и нужд домохозяйств предполагает развитие адекватных форм регулирования и контроля, направленных, прежде всего, на соблюдение требований по обеспечению безопасности и экологических требований в сфере некоммерческого использования транспортных средств.
Важнейшей задачей в этой связи является системное регулирование процесса автомобилизации страны.
В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления транспортом на федеральном уровне:
принимаются уставы и кодексы, федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных видов транспорта;
устанавливаются требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса;
принимаются принципиальные решения по развитию опорной транспортной инфраструктуры;
решаются вопросы, связанные с международной интеграцией в области транспорта, осуществляется регулирование международных перевозок, обеспечивается реализация обязательств Российской Федерации в рамках международных соглашений;
принимаются нормативные правовые акты, относящиеся к межрегиональным перевозкам, и осуществляется их регулирование.
Федеральное законодательство должно предусматривать возможность применения в регионах дифференцированных социальных, экологических и иных нормативов, связанных с транспортной деятельностью.
При этом должны учитываться такие индивидуальные особенности отдельных регионов, как общий уровень развития транспортной системы, соотношение спроса и предложения на транспортные услуги, загруженность транспортной инфраструктуры, показатели безопасности транспортного процесса, экологическая ситуация в регионе.
Органы государственного управления транспортом осуществляют делегирование отдельных функций, связанных с регулированием транспортной деятельности.
Делегирование функций осуществляется адекватно развитию рынка транспортных услуг и саморегулируемых организаций транспорта, а также по мере совершенствования системы государственного управления.
Важным направлением совершенствования государственного регулирования является перестройка системы статистического наблюдения, которая ведется в следующих направлениях:
сокращение объема данных статистического наблюдения за счет информации, имеющей технологический или корпоративный характер;
дополнение системы статистического наблюдения показателями, необходимыми для принятия управленческих решений в условиях рынка;
унификация форм статистического учета на различных видах транспорта;
охват статистическим наблюдением субъектов транспортной деятельности, не относившихся традиционно к транспортной отрасли;
замена в ряде случаев сплошного статистического наблюдения выборочным;
делегирование отдельных функций мониторинга и статистического наблюдения саморегулируемым организациям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей