Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Развитие транспортных коридоров

В Сибири транспорт играет важную роль в обеспечении как перевозок внутри региона, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и межрегиональных, а также транзитных международных перевозок по Транссибирской магистрали (транспортный коридор "Транссиб"). Северные районы в значительной мере зависят от функционирования Северного морского пути.

Развитие транспортных коридоров позволит существенно снизить транспортные издержки сибирских предприятий и организаций. Основной комплекс мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры Сибири будет реализован на основе Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".

Определяющее значение для развития Сибири имеет проходящий через наиболее освоенные и населенные районы транспортный коридор "Транссиб", связывающий страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии, Казахстаном, Монголией, Китаем, а в перспективе - с Корейским полуостровом и Японией. Основой коридора являются Транссибирская магистраль, автомагистрали "Байкал", "Амур" (строящиеся в настоящее время) и "Уссури".

В числе основных мероприятий по развитию транспортного коридора "Транссиб" предполагается завершить работы по строительству Нанчхульского тоннеля под второй главный путь в направлении Абакан - Новокузнецк, по обустройству пограничных переходов на границе с Казахстаном, Монголией (станции Наушки и Ташанта) и Китаем (станция Забайкальск), по реконструкции федеральных автодорог "Байкал", "Енисей", Чита - Забайкальск - государственная граница, Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск.

В отдаленной перспективе Северный транспортный коридор свяжет северо-восточные районы европейской части страны с Дальним Востоком (от берегов Баренцева моря до порта Ванино на берегу Татарского пролива). Основой коридора станет северороссийская евразийская магистраль БАМ - Севсиб - Баренцкомур (Баренцево море - Республика Коми-Урал).

Арктический (межокеанический) коридор простирается по Северному Ледовитому океану вдоль побережья России. Основу его образует Северный морской путь. Коридор в первую очередь предназначен для обслуживания российских регионов, в том числе обеспечения северного завоза. Требуется осуществлять поддержание необходимых глубин и габаритов судового хода на эксплуатируемых участках бассейнов рек Обь, Иртыш и Енисей, а также в верховьях реки Лены.

Предполагается развитие активно осваиваемых трансконтинентальных авиамаршрутов Европа - Азия, Азия - Северная Америка. Использование этих маршрутов для развития Сибири возможно при условии создания на ее территории системы грузопассажирских аэропортов международного класса, которые могут стать пунктами распределения и перевалки грузов, а также пересадки пассажиров. В целях развития сети аэропортов в Сибири предусматриваются реконструкция взлетно-посадочных полос, аэровокзальных комплексов, грузовых складов и других объектов в аэропортах городов Новосибирск (Толмачево), Норильск, Красноярск (Емельяново), строительство комплекса аэропорта в г. Омске (Федоровка).

Первоочередная задача развития инфраструктуры трубопроводного транспорта нефти - строительство нефтепровода, который соединит Юрубчено-Тохомскую зону нефтегазонакопления с Транссибирским магистральным нефтепроводом, сооружение нефтепровода Талаканское месторождение - Верхнечонское месторождение - Ангарск. Магистральный нефтепровод от Ангарска может быть продлен в северо-восточные районы Китая и в морские порты на востоке России (Ванино, Советская Гавань, Находка).

В перспективе потребуется соединение трубопроводной сетью газодобывающих центров Эвенкийского автономного округа, Иркутской области, а также западных районов Республики Саха (Якутия) с последующей газификацией Республики Бурятия и Читинской области, а также выходом к портам российского Дальнего Востока и в северо-восточные районы Китая и, возможно, в Корею.