Увеличение производства сжиженного газа существенным образом зависит от эффективности использования сырьевой базы. Поскольку одним из основных видов сырья для производства сжиженного газа является нефтяной попутный газ, предлагается как экономическими, так и административными методами стимулировать его использование.
Для этого необходимо уже на первом этапе, до проведения либерализации оптовых цен на сжиженный газ, отменить государственное регулирование цен на нефтяной попутный газ, а также разработать и принять систему четких обязательств недропользователей по использованию (утилизации) газов, полученных при добыче углеводородов, в том числе в обязательном порядке предусматривать во вновь выдаваемых лицензиях на разработку месторождений обязательства по использованию этих газов.
Синхронно с внедрением указанной системы обязательств недропользователей по использованию газов, полученных при добыче углеводородов, предполагается разработать и реализовать комплекс мер по стимулированию газопереработки и облегчению доступа на рынки продуктов газопереработки. В частности, усилить антимонопольный контроль за функционированием системы транспортировки сжиженного газа (продуктопроводы, наливные эстакады, наливные причалы, спецтранспорт). Целесообразно рассмотреть вопрос о возможности распространения режима регулирования Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации на продуктопроводы, используемые для транспортировки продуктов переработки нефтяного попутного газа и газового конденсата.
Для стимулирования производственной деятельности производителей сухого (отбензиненного) газа, получаемого при переработке нефтяного попутного газа, предлагается реализовать равное право доступа к магистральным газопроводам всех поставщиков газа, в том числе поставщиков сухого газа. Это означает, что газотранспортная компания лишается права отказа в доступе к газопроводам поставщиков сухого газа (в случае оформления заявки на доступ в соответствии с установленными правилами).
Отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд позволит прекратить существование "серого" рынка этого газа и создаст единые экономические условия для функционирования всех секторов рынка сжиженного газа. Однако форсирование сроков отмены государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд может привести к ее значительному одномоментному росту, который вызовет повышение розничных цен в ряде регионов в размере 40 - 50 процентов. Рост этих цен скажется в основном на малоимущих слоях населения.
Поэтому оптимальным представляется поэтапное повышение оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд с прекращением ее государственного регулирования не ранее 2005 года, поскольку к этому времени должны быть усовершенствованы механизмы предоставления адресных субсидий нуждающимся слоям населения.
Поэтапное повышение оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд будет осуществляться в установленном порядке. Динамика повышения оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд будет определяться необходимостью приведения регулируемой оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд к уровню цены, сложившейся на нерегулируемом сегменте оптового рынка сжиженного газа к моменту прекращения государственного регулирования оптовой цены. Для компенсации нуждающимся слоям населения соответствующего увеличения расходов на сжиженный газ в связи с предполагаемым ростом оптовой цены (на 1250 - 2250 рублей за тонну) потребуется выделение из бюджетов всех уровней субсидий в размере около 200 млн. рублей. Это потребует также разработки соответствующей методики, устанавливающей предельный рост розничных цен в наиболее чувствительных к повышению этих цен регионах.
В ходе поэтапного повышения цены на оптовом рынке сжиженного газа и до полной отмены государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд будет функционировать система балансировки производства, транспорта, внутреннего потребления и экспорта сжиженного газа, осуществляемой посредством формирования графиков поставок сжиженного газа для бытовых нужд, учитывающих динамику производства и потребления сжиженного газа, долю сжиженного газа в общем объеме продукции, производимой на предприятиях различного типа, расстояние между производителями и потребителями сжиженного газа, в том числе для бытовых нужд.
В целях формирования дополнительных механизмов стабильности поставок сжиженного газа и создания условий для дальнейшего развития рынков сжиженного газа в Российской Федерации будет создана система информационно-аналитической поддержки, включающая в себя:
публикацию информации об уровне цен на сжиженный газ (например, об индикативных ценах);
корректировку форм статистической отчетности о производстве и потреблении сжиженного газа в Российской Федерации и регулярную публикацию сводных данных по этой отчетности;
разработку методики организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженного газа потребителям Российской Федерации.
В целях оперативного регулирования величины вывозной таможенной пошлины на сжиженный газ и наполнения внутреннего рынка будет отменена введенная в 2002 году "увязка" вывозной таможенной пошлины на сжиженный газ с вывозной таможенной пошлиной на нефть.
Кроме того, предлагается одновременно включить сжиженный газ в утверждаемый Правительством Российской Федерации список видов товаров и сырья, экспорт которых может быть ограничен, что даст возможность при определенных условиях в соответствии с законодательством приостанавливать экспорт сжиженного газа на срок до 6 месяцев.
Отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ потребует совершенствования порядка установления розничных цен для населения путем определения прав и обязанностей уполномоченных компаний, осуществляющих реализацию сжиженного газа в регионах, разработки методики формирования розничных цен на сжиженный газ в регионах, определения механизмов создания резервов сжиженного газа на всех уровнях (производство, транспорт, распределение).
Регулирование цен на розничном рынке будет сохранено на первом этапе в рамках субъектов Российской Федерации.
Проведение работы по регулированию розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд потребует пересмотра норм потребления, устанавливаемых как на региональном, так и на федеральном уровнях. Проведение унификации указанных норм позволит более четко определять стоимость услуг по обеспечению населения сжиженным газом.
Предполагается, что первый этап продлится 1 - 2 года и завершится отменой государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей