Первый этап

Увеличение производства сжиженного газа существенным образом зависит от эффективности использования сырьевой базы. Поскольку одним из основных видов сырья для производства сжиженного газа является нефтяной попутный газ, предлагается как экономическими, так и административными методами стимулировать его использование.

Для этого необходимо уже на первом этапе, до проведения либерализации оптовых цен на сжиженный газ, отменить государственное регулирование цен на нефтяной попутный газ, а также разработать и принять систему четких обязательств недропользователей по использованию (утилизации) газов, полученных при добыче углеводородов, в том числе в обязательном порядке предусматривать во вновь выдаваемых лицензиях на разработку месторождений обязательства по использованию этих газов.

Синхронно с внедрением указанной системы обязательств недропользователей по использованию газов, полученных при добыче углеводородов, предполагается разработать и реализовать комплекс мер по стимулированию газопереработки и облегчению доступа на рынки продуктов газопереработки. В частности, усилить антимонопольный контроль за функционированием системы транспортировки сжиженного газа (продуктопроводы, наливные эстакады, наливные причалы, спецтранспорт). Целесообразно рассмотреть вопрос о возможности распространения режима регулирования Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации на продуктопроводы, используемые для транспортировки продуктов переработки нефтяного попутного газа и газового конденсата.

Для стимулирования производственной деятельности производителей сухого (отбензиненного) газа, получаемого при переработке нефтяного попутного газа, предлагается реализовать равное право доступа к магистральным газопроводам всех поставщиков газа, в том числе поставщиков сухого газа. Это означает, что газотранспортная компания лишается права отказа в доступе к газопроводам поставщиков сухого газа (в случае оформления заявки на доступ в соответствии с установленными правилами).

Отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд позволит прекратить существование "серого" рынка этого газа и создаст единые экономические условия для функционирования всех секторов рынка сжиженного газа. Однако форсирование сроков отмены государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд может привести к ее значительному одномоментному росту, который вызовет повышение розничных цен в ряде регионов в размере 40 - 50 процентов. Рост этих цен скажется в основном на малоимущих слоях населения.

Поэтому оптимальным представляется поэтапное повышение оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд с прекращением ее государственного регулирования не ранее 2005 года, поскольку к этому времени должны быть усовершенствованы механизмы предоставления адресных субсидий нуждающимся слоям населения.

Поэтапное повышение оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд будет осуществляться в установленном порядке. Динамика повышения оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд будет определяться необходимостью приведения регулируемой оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд к уровню цены, сложившейся на нерегулируемом сегменте оптового рынка сжиженного газа к моменту прекращения государственного регулирования оптовой цены. Для компенсации нуждающимся слоям населения соответствующего увеличения расходов на сжиженный газ в связи с предполагаемым ростом оптовой цены (на 1250 - 2250 рублей за тонну) потребуется выделение из бюджетов всех уровней субсидий в размере около 200 млн. рублей. Это потребует также разработки соответствующей методики, устанавливающей предельный рост розничных цен в наиболее чувствительных к повышению этих цен регионах.

В ходе поэтапного повышения цены на оптовом рынке сжиженного газа и до полной отмены государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд будет функционировать система балансировки производства, транспорта, внутреннего потребления и экспорта сжиженного газа, осуществляемой посредством формирования графиков поставок сжиженного газа для бытовых нужд, учитывающих динамику производства и потребления сжиженного газа, долю сжиженного газа в общем объеме продукции, производимой на предприятиях различного типа, расстояние между производителями и потребителями сжиженного газа, в том числе для бытовых нужд.

В целях формирования дополнительных механизмов стабильности поставок сжиженного газа и создания условий для дальнейшего развития рынков сжиженного газа в Российской Федерации будет создана система информационно-аналитической поддержки, включающая в себя:

публикацию информации об уровне цен на сжиженный газ (например, об индикативных ценах);

корректировку форм статистической отчетности о производстве и потреблении сжиженного газа в Российской Федерации и регулярную публикацию сводных данных по этой отчетности;

разработку методики организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженного газа потребителям Российской Федерации.

В целях оперативного регулирования величины вывозной таможенной пошлины на сжиженный газ и наполнения внутреннего рынка будет отменена введенная в 2002 году "увязка" вывозной таможенной пошлины на сжиженный газ с вывозной таможенной пошлиной на нефть.

Кроме того, предлагается одновременно включить сжиженный газ в утверждаемый Правительством Российской Федерации список видов товаров и сырья, экспорт которых может быть ограничен, что даст возможность при определенных условиях в соответствии с законодательством приостанавливать экспорт сжиженного газа на срок до 6 месяцев.

Отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ потребует совершенствования порядка установления розничных цен для населения путем определения прав и обязанностей уполномоченных компаний, осуществляющих реализацию сжиженного газа в регионах, разработки методики формирования розничных цен на сжиженный газ в регионах, определения механизмов создания резервов сжиженного газа на всех уровнях (производство, транспорт, распределение).

Регулирование цен на розничном рынке будет сохранено на первом этапе в рамках субъектов Российской Федерации.

Проведение работы по регулированию розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд потребует пересмотра норм потребления, устанавливаемых как на региональном, так и на федеральном уровнях. Проведение унификации указанных норм позволит более четко определять стоимость услуг по обеспечению населения сжиженным газом.

Предполагается, что первый этап продлится 1 - 2 года и завершится отменой государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд.