Розничный рынок сжиженного газа и его регулирование
Количество сжиженного газа, поставляемого в баллонах, значительно меняется в зависимости от региона, но в среднем по Российской Федерации составляет около 55 процентов и превышает 90 процентов в 22 субъектах Российской Федерации. Сжиженный газ, поставляемый из групповых резервуарных установок, преимущественно потребляется в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах (там доля сжиженного газа, поставляемого в баллонах, составляет примерно 30 процентов потребления сжиженного газа населением в бытовых целях). В Сибирском федеральном округе доля газа, поставляемого из групповых резервуарных установок, составляет около 53 процентов, а в Уральском - около 44 процентов, в других федеральных округах - 35 процентов и ниже.
Регулирование цен на сжиженный газ на розничном рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Розничный рынок сжиженного газа для бытовых нужд в Российской Федерации сегментирован.
Существует традиционный сектор рынка сжиженного газа для бытовых нужд населения, который сформирован потреблением сжиженного газа в жилищах, газифицированных еще в советский период. В этом секторе было отмечено существенное падение потребления сжиженного газа (в 1,5 - 2 раза в зависимости от региона) в течение 1991 - 1998 годов. Это падение было вызвано снижением производства сжиженного газа при одновременном существенном росте цен на него и организационными изменениями в системе доставки и реализации сжиженного газа населению. В этот период ряд потребителей (в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке) отказались от использования сжиженного газа. Кроме того, почти в 2 раза снизилась норма его фактического потребления. В настоящее время потребление сжиженного газа составляет в среднем около 32 - 33 килограммов на человека в год при норме расхода 50 - 55 килограммов газа на человека в год, установленной строительными нормами и правилами 2.04.08-87. По данным о потреблении сжиженного газа населением, объем этого сектора розничного рынка сжиженного газа оценивается примерно в 1 млн. тонн в год. Этот сектор розничного рынка сжиженного газа отличается низкой эластичностью спроса. Несмотря на то что в течение 1999 - 2002 годов регулируемая оптовая цена на сжиженный газ выросла в 2,7 раза (с 390 до 1050 рублей за 1 тонну), потребление населением сжиженного газа сохранилось практически на одном уровне.
В последние годы успешно развивается сектор рынка сжиженного газа, используемого в качестве автомобильного топлива. Объем этого сектора розничного рынка оценивается в настоящее время в 300 - 400 тыс. тонн в год. В данном секторе сжиженный газ конкурирует с автомобильными бензинами, которые и задают ценовой ориентир для сжиженного газа: конкурентоспособная оптовая цена поставки сжиженного газа (в рублях за килограмм) составляет 50 - 60 процентов цены бензина (в рублях за литр) распространенных марок (например, АИ-80). Таким образом, при цене бензина 10 рублей за литр конкурентная оптовая цена сжиженного газа в регионе реализации составляет 5000 - 6000 рублей за тонну.
В последнее время получило развитие использование сжиженного газа в коммерческих целях: для приготовления пищи на продажу, для отопления помещений и т.д.
Соответственно на розничном рынке сжиженного газа для бытовых нужд, с одной стороны, существует проблема его поставки малообеспеченным слоям населения (около 10 процентов), которые даже при существующем уровне цен на сжиженный газ нуждаются в субсидиях на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства в целом (и поставок сжиженного газа в частности), с другой стороны, - проблема неудовлетворенного спроса на сжиженный газ со стороны населения.
Существующая система государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд не позволяет обеспечить адресность субсидий. В результате конечными получателями субсидий выступают не только малоимущие граждане, но и граждане с высокими и средними доходами. Эта система отрицательно влияет на предприятия, предоставляющие гражданам коммунальные услуги, выпадающие доходы которых, возникающие от реализации услуг по цене ниже их реальной стоимости, зачастую компенсируются не в полном объеме.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей