Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2020 N 20-р утв. Стратегия на период до 2030 года.

Таблица 1. Структура мирового рынка основных типов экб, млрд. долларов

Таблица 1

СТРУКТУРА МИРОВОГО РЫНКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ЭКБ, МЛРД. ДОЛЛАРОВ

┌──────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┐

│ Тип ЭКБ │ 2004 │ 2005 │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │

├──────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Микропроцессоры │31,227 │34,965 │36,584 │39,748 │44,892 │51,257 │57,299 │

│Микроконтроллеры │11,491 │12,655 │13,124 │14,067 │15,655 │17,632 │19,344 │

│DSP │7,053 │8,309 │9,125 │10,173 │11,660 │13,459 │15,072 │

│ASIC │8,415 │9,377 │10,188 │10,430 │11,221 │12,561 │13,749 │

│ПЛИС │3,19 │3,832 │4,404 │4,808 │5,547 │6,436 │7,218 │

│SoC │24,020 │28,358 │32,323 │34,350 │37,738 │42,506 │46,258 │

│Драйверы дисплеев │5,472 │6,551 │7,621 │8,396 │9,649 │11,273 │12,713 │

│Аналоговые системы│30,960 │35,719 │38,830 │40,243 │45,443 │52,200 │58,887 │

│МОМ-память │39,314 │46,237 │47,305 │49,566 │59,336 │72,591 │81,774 │

│Итого │161,142│186,003│199,504│211,781│241,140│279,917│312,243│

└──────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

Значительно ослаблены позиции отечественных производителей электроники на внутреннем рынке - доля импортной ЭКБ в настоящее время составляет 60% от объема электронных изделий, продающихся в России.

Структура современного отечественного рынка электронной техники обусловлена не только потребностями экономики и сферы потребления страны, но и возможностями производства организаций электронной промышленности и импорта иностранной электронной компонентной базы и готовых изделий. Емкость отечественного рынка радиоэлектронной аппаратуры в 2006 году оценивается в 7,9 млрд. долларов, из которых продукция отечественного производства составляет только 3,5 млрд. долларов.

Наиболее значимыми сегментами отечественного рынка радиоэлектронной аппаратуры являются:

- системы электронной обработки данных ~ 2,0 млрд. долларов;

- телекоммуникации и связь ~ 1,7 млрд. долларов;

- бытовая электроника ~ 1,1 млрд. долларов;

- специальная электроника ~ 0,9 млрд. долларов;

- промышленная электроника ~ 0,7 млрд. долларов;

- прочие виды электроники, включая автомобильную, медицинскую, научную и т.д. ~ 1,5 млрд. долларов.

При этом продажа ЭКБ отечественного производства составила только 439 млн. долларов (или 37,5%) из 1,17 млрд. долларов электронных изделий, представленных на внутреннем рынке. Это обусловлено значительным технологическим отставанием и, как следствие, низкой конкурентоспособностью отечественной ЭКБ.

В настоящее время на российский рынок ЭКБ поставляются изделия 162 организаций радиоэлектронного комплекса, а также продукция 24 предприятий-производителей из стран ближнего зарубежья и СНГ.

Более 600 компаний из стран дальнего зарубежья являются активными участниками российского рынка ЭКБ.

Основные сегменты отечественного рынка ЭКБ по количеству участников среди российских организаций и организаций стран СНГ распределились следующим образом:

- интегральные схемы - 52 бренда;

- полупроводниковые приборы - 49;

- оптоэлектроника - 464

- приборы СВЧ-техники и электровакуумные приборы - 41;

- пьезо- и акустоэлектроника - 32;

- RLC (резисторы, конденсаторы, трансформаторы, дроссели, катушки индуктивности) - 75;

- материалы и структуры электронной техники - 25.

Объем продаж микроэлектронной ЭКБ (интегральные схемы и полупроводниковые приборы) на российском рынке в 2006 году составил 630 млн. долларов, в том числе отечественной микроэлектроники на сумму 40 млн. долларов, импортной - на 590 млн. долларов.

Модернизация отечественной экономики в направлении приоритетного развития высокотехнологичных отраслей неизбежно приведет к увеличению объема внутреннего рынка электронной техники, что, в свою очередь, потребует наращивания объемов отечественной ЭКБ новых технологических уровней. Ожидается, что объем отечественного рынка ЭКБ к 2015 г. должен увеличиться в 2,0 - 2,5 раза. Очевидно, что изменится структура рынка электронной техники в связи с появлением новых перспективных и емких сегментов, таких как системы радиочастотной идентификации, в том числе электронные паспорта с биометрическими данными, средства навигационного и координатного обеспечения, цифровое радио и телевидение и т.д.

Очень важным обстоятельством является то, что в ближайшие годы в России открываются новые рыночные ниши, еще не занятые иностранным производителем. Наличие такого потенциального рынка создает реальные условия для быстрого развития электронного производства. Ниже приведены особенности развития некоторых сегментов рынка.