Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2020 N 20-р утв. Стратегия на период до 2030 года.

ВВЕДЕНИЕ

Под Стратегией развития электронной промышленности России (далее - Стратегия) понимается взаимоувязанная по целям, задачам, срокам реализации, финансовому обеспечению и мерам государственной поддержки совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, обеспечивающих динамичное развитие отрасли на перспективу.

Стратегия, в первую очередь, согласуется с целями государства в области высоких технологий и направлена на реализацию мероприятий по обеспечению разработки и организации выпуска отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ).

Инструментом Стратегии являются федеральные, межгосударственные, межотраслевые, отраслевые и ведомственные целевые программы и подпрограммы.

Так, например, в 2007 году основой Стратегии будет Подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы на 2007 - 2011 гг." ФЦП "Национальная технологическая база России на 2007 - 2011 годы". С 2008 года базой реализации Стратегии до 2015 года будет новая Федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы.

Одновременно развитие ЭКБ будет проводиться в рамках следующих программ: "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года" и "Глобальная навигационная система".

В соответствии с поставленной Советом Безопасности от 20 июня 2006 года задачей разработки прогноза и программы научного и технологического развития российской экономики до 2025 года Стратегия развития электронной промышленности с учетом достигаемых результатов реализации Подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы на 2007 - 2011 годы" и новых задач по обеспечению отечественной ЭКБ охватывает ближний период до 2011 года, средний период до 2015 года и дальний период 2025 года. Конкретизация задач Стратегии на указанные периоды будет определяться в рамках Федеральных целевых программ, в первую очередь определяемыми установленными приоритетами государственной политики.

"Основами политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденными Президентом Российской федерации 11 апреля 2002 г., развитие ЭКБ отнесено к числу приоритетов технической политики российского государства. Данный документ учитывает, что с середины XX века электронная промышленность - ключевая отрасль для благосостояния государства. Мировой опыт показывает, что:

- электроника производит больше добавочной стоимости, чем любая другая промышленная отрасль;

- электронная промышленность контролирует в три раза больше рабочих мест, чем производит;

- большинство других отраслей и государственных структур не смогут работать без использования достижений электроники;

- электроника составляет 30% от общих инвестиций в промышленность;

- в последующие 10 лет электронная промышленность увеличит более чем в два раза мировой ВВП.

Электронная промышленность - самая быстро развивающаяся отрасль. За период 1980 - 2005 годы совокупные темпы годового роста составили в электронике - 7,5%, гражданской авиации - 5%, химической промышленности - 5%, автомобильной промышленности - 3%, нефтяной промышленности - 2%, мировом ВВП - 3%.

Однако состояние отечественной технологической базы, разработок, серийного производства ЭКБ свидетельствует о том, что электронная промышленность Российской Федерации находится в глубоком структурно-технологическом кризисе. На фоне динамичного развития мировой электроники отечественная электронная промышленность последние 10 - 15 лет стагнирует.

Основными причинами, сдерживающими развитие отечественной ЭКБ, являются:

- резкое падение объемов производства и сокращение номенклатуры серийно выпускаемых электронных компонентов военного назначения;

- постоянное повышение доли устаревшей ЭКБ, рост применения зарубежных электронных компонентов при одновременном снижении уровня обеспеченности отечественными электронными компонентами ведущихся разработок и серийного производства систем вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ);

- моральное и физическое старение технологического оборудования и основных фондов электронной промышленности из-за отсутствия инвестиционных средств на техническое перевооружение в течение последних 15 лет;

- практически полное отсутствие отечественного гражданского сектора производства наиболее наукоемких видов ЭКБ, применяемой в вычислительной технике, средствах связи и телекоммуникациях, навигационном обеспечении и т.д.;

- открытие российского рынка для зарубежных производителей бытовой электронной техники при отсутствии какой-либо государственной протекционистской политики. За 15 лет импортная электроника и средства мобильной связи стали практически доминирующими на российском рынке.

В результате негативного проявления указанных факторов в электронной промышленности имеют место следующие тенденции:

- во вновь разрабатываемых отечественных ВВСТ применяется до 70% иностранных электронных компонентов. В силу действующих за рубежом ограничений на поставку в Россию специальных электронных компонентов разработчикам радиоэлектронных средств приходится довольствоваться не соответствующей необходимым требованиям заказчиков номенклатурой импортной ЭКБ, что приводит к целому ряду негативных моментов и, в частности, к дополнительным затратам на вынужденную проверку изделий при ее применении;

- утрачены технологии производства ЭКБ разработки 70 - 80-х годов, хотя и устаревшей, но являющейся основой находящихся в настоящее время на вооружении образцов ВВСТ, причем потери технологий составляют 40 - 50%. Частично это связано с распадом СССР, после которого часть электронных производств осталась вне России (Украина, Беларусь, Прибалтика, Армения), нарушилась сложившаяся кооперация. Наиболее существенные потери понесло производство радиационно стойкой компонентной базы;

- из-за технологического отставания в области твердотельной СВЧ-электроники имеются серьезные проблемы в создании современного радиолокационного вооружения, использующего активные фазированные антенные решетки (зенитно-ракетные системы, радиолокаторы наземного и авиационного базирования, связные системы).

Сегодня очевидно, что дальнейшее отставание России в такой ключевой области промышленности, как производство электронных компонентов крайне опасно и недопустимо, поскольку не позволит перейти от "сырьевой" экономики к экономике "знаний" и обеспечить первоочередное развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, решение задач по обеспечению безопасности государства.

Главная задача представляемой Стратегии - предложить на основе всестороннего анализа существующего состояния российской и мировой электроники оптимальный путь развития отечественной электронной промышленности, выбрать приоритеты, сконцентрировать финансовые усилия как государства, так и частного сектора на ключевых направлениях этого развития.

Реализация настоящей Стратегии должна обеспечить:

- выполнение целей и задач, поставленных Президентом РФ в "Основах политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", "Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2012 года и дальнейшую перспективу", "Основах военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу", "Основных направлениях развития вооружения, военной и специальной техники до 2020 года и дальнейшую перспективу".

- ликвидация критического научно-технологического отставания России в области ЭКБ микроэлектроники от развитых стран;

- обеспечение развития тех направлений электронной промышленности, в которых имеются отечественные научно-технические решения и продукция, опережающие мировой уровень, в частности вакуумной СВЧ-электроники;

- достижение необходимых тактико-технических характеристик ВВСТ в соответствии с Государственной программой вооружений;

- удовлетворение потребностей отраслей народного хозяйства в современной отечественной электронной компонентной базе и, как следствие, повышение конкурентоспособности и качества отечественной продукции на мировом и внутреннем рынках сбыта;

- весомый вклад в решение задачи удвоения ВВП за десятилетний период, так как продукция отрасли дает значительный мультипликативный эффект в смежных областях;

- повышение уровня потребления электронной продукции населением России;

- формирование рыночно-ориентированных бизнес-структур на основе развития взаимодействия государства и бизнеса (государственно-частного партнерства).

- успешная реализация программных мероприятий федеральных, межгосударственных и межведомственных целевых программ, таких как: "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы, "Развитие ОПК РФ на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года", "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года", "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" на 2008 - 2010 годы, "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007 - 2010 годы)", "Антитеррор" (2008 - 2012 годы) с разделом "Научно-техническое и технологическое обеспечение борьбы с терроризмом", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса на 2007 - 2012 годы", "Функциональная СВЧ-электроника-2", Программа СНГ "Радионавигация", новые программы Союзного государства, находящиеся в стадии согласования, "Создание и сертификация современного оборудования для управления воздушным движением", "Создание наукоемкой медицинской техники с использованием критических технологий двойного назначения, разработанных организациями ОПК" на 2007 - 2009 годы, "Радиотелевизионные цифровые технологии ОПК в интересах телевещания".

Стратегия исходит из реалий нынешней политической, экономической и социальной ситуации в России, опирается на имеющийся научно-технический потенциал отрасли, действующую законодательную базу и ставит задачи с учетом их приоритета в рамках развития экономической инфраструктуры государства и требований отечественного рынка.