Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Требования, предъявляемые к морским лоцманам

4. Морской лоцман должен иметь:

1) гражданство Российской Федерации;

2) действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов;

3) диплом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании по специальности "Судовождение" или "Морское судовождение";

4) диплом о присвоении квалификации не ниже старшего помощника капитана;

5) справку о плавании сроком не менее трех лет в должности капитана или старшего помощника капитана на морских судах валовой вместимостью 500 и более;

6) свидетельство о прохождении тренажерной подготовки по программам:

"Радиолокационное наблюдение и прокладка";

"Использование средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП)";

"Маневрирование и управление судном";

"Использование электронных карт на морских судах";

"Оператор глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ)";

7) начальную подготовку в соответствии с правилом VI/1 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты 1978 года с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95) (решение о вступлении СССР в Конвенцию принято Постановлением Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 891 <*>);

--------------------------------

<*> Постановления Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, с. 64.

8) свидетельство о прохождении профессиональной подготовки или повышении квалификации морских лоцманов;

9) справку об успешном прохождении стажировки в течение не менее 7 дней в качестве дублера оператора службы управления движением судов (СУДС), в зоне действия которой находится район лоцманской проводки, обслуживаемый лоцманской организацией, работником которой является морской лоцман или кандидат в морские лоцманы;

10) заключение медицинской комиссии о соответствии состояния здоровья требованиям, предъявляемым при дипломировании капитанов и вахтенных помощников капитана в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 года (ПДНВ 78/95);

11) трудовой договор с лоцманской организацией на выполнение обязанностей морского лоцмана.

5. Морские лоцманы, высаживаемые (снимаемые) на судно (с судна) с помощью вертолета, должны пройти специальную подготовку.

6. Морской лоцман должен знать:

1) нормы международного права и законодательство Российской Федерации об обеспечении безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море и предотвращении загрязнения окружающей среды применительно к лоцманской деятельности;

2) требования по организации штурманской службы на судах, методы и способы решения задач судовождения;

3) границы и лоцийное описание района лоцманской проводки;

4) правила плавания и обязательные постановления в морском порту, действующие в районе лоцманской проводки судов;

5) климатические, гидрометеорологические, гидрологические и навигационно-гидрографические факторы, влияющие на судно при плавании в районе лоцманской проводки судов, и способы учета воздействия этих факторов при управлении судном, в том числе направления и скорости течений, высоту и продолжительность приливов, объявленные проходные осадки, глубины в районе лоцманской проводки судов с учетом приливно-отливных явлений, названия и характеристики каналов, мелей и мысов района лоцманской проводки судов;

6) любые иные особенности района лоцманской проводки судов, оказывающие влияние на безопасность плавания судов;

7) системы разделения движения, схемы судоходства, системы управления судами, характеристики и особенности навигационных путей в районе лоцманской проводки судов, в том числе рекомендуемые курсы и расстояния района лоцманской проводки судов;

8) виды и характеристики применяемых в районе систем плавучего и стационарного навигационных ограждений;

9) оборудование мостика и средства судовождения;

10) характеристику огней и их секторы видимости и туманные сигналы, радиолокационные отражатели и радиомаяки, другие электронные средства, используемые в районе лоцманской проводки судов;

11) названия, местоположение и характеристики плавучих маяков, буев, знаков, построек и других приметных ориентиров в районе лоцманской проводки судов;

12) названия, места расположения, характеристики и особенности средств навигационного оборудования и естественных навигационных ориентиров, имеющихся в районе лоцманской проводки судов;

13) порядок использования информации, предоставляемой СУДС в целях обеспечения безопасности движения судов в районе лоцманской проводки судов;

14) характеристики и порядок использования действующих в районе лоцманской проводки судов технических систем навигации, идентификации, сигнализации, связи, контроля и управления судоходством (глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), глобальная система навигации и определения местоположения (GPS), автоматические идентификационные системы (АИС), ГМССБ и др.);

15) названия, позывные служб морского порта, СУДС, судов и других участников обеспечения плавания судов в районе лоцманской проводки судов и способы осуществления связи с ними;

16) порядок использования навигационных карт и пособий по району лоцманской проводки судов;

17) способы аналитического, графического, инструментального и глазомерного ориентирования при осуществлении контроля местоположения судна применительно к району лоцманской проводки судов;

18) отличительные глубины над подводными навигационными опасностями и мелями в районе лоцманской проводки судов;

19) имеющиеся в районе лоцманской проводки судов системы передачи навигационных предупреждений мореплавателям, объемы и сроки передаваемой ими информации;

20) порядок получения и использования в районе лоцманской проводки судов навигационной и гидрометеорологической информации;

21) порядок использования и ограничения на использование радиолокатора и систем автоматической и радиолокационной прокладки;

22) имеющиеся в районе системы передачи навигационных предупреждений, объемы и сроки передаваемой информации;

23) особенности лоцманской проводки судов, перевозящих опасные грузы;

24) технические и эксплуатационные характеристики имеющихся в районе лоцманской проводки ледоколов, буксиров и способы их использования во время плавания, маневрирования и производства швартовных операций;

25) факторы, влияющие на управляемость судна;

26) особенности, недостатки и ограничения, присущие различным системам судовых движителей, подруливающих и рулевых устройств;

27) расположение портовых сооружений, якорных стоянок, мест расхождения при движении судов в узкостях и места убежища для них;

28) характеристики и особенности имеющихся в районе лоцманской проводки судов гидротехнических сооружений (причалы, пирсы, молы, дамбы, мосты, эстакады, судоходные шлюзы, каналы, выносные перегрузочные устройства и др.), способы и приемы безопасного прохода, маневрирования и производства швартовных операций в районе лоцманской проводки судов этих сооружений в разное время суток и с учетом воздействия на судно гидрометеорологических факторов;

29) планы действий в чрезвычайных ситуациях на море;

30) расположение и характеристики имеющихся в районе лоцманской проводки судов аварийно-спасательных формирований и средств ликвидации аварийных разливов нефти;

31) способы производства швартовных операций и постановки судна на якорь в различных гидрометеорологических условиях;

32) управление судном при швартовке, постановке/снятии с якоря, швартовке и отшвартовке, маневрировании с буксирами и без них и при чрезвычайных ситуациях;

33) характерные обстоятельства и причины происшествий с судами в районе лоцманской проводки судов;

34) использование и ограничения различных типов буксиров;

35) безопасные процедуры посадки и высадки морского лоцмана;

36) английский язык в объеме, необходимом для осуществления лоцманской деятельности, не ниже знания "Стандартных фраз ИМО для общения на море" <*>.

--------------------------------

<*> См.: Резолюция ИМО A.960 (23) от 5 декабря 2003 г. "Рекомендации по подготовке и дипломированию морских лоцманов, иных чем лоцманы открытого моря, и эксплуатационным процедурам для морских лоцманов".

7. Морской лоцман должен уметь:

1) применять свои профессиональные знания и опыт при осуществлении лоцманской проводки судна на практике (давать советы и рекомендации в процессе управления судном при его движении, маневрировании и производстве швартовных операций в целях обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий с судами и защиты морской среды);

2) свободно ориентироваться на местности и в навигационной обстановке по пути следования судна в районе лоцманской проводки судов в различное время суток и при различных погодных условиях;

3) использовать искусственные и естественные навигационные ориентиры при определении и контроле за местоположением судна;

4) применять аналитические, графические, инструментальные и глазомерные методы определения и контроля за местоположением судна;

5) определять элементы движения встречных судов и решать задачи по безопасному расхождению с ними;

6) учитывать влияние гидрометеорологических и гидродинамических факторов, влияющих на судно при его движении и стоянке;

7) пользоваться судовыми и индивидуальными техническими средствами навигации, сигнализации и связи;

8) взаимодействовать с оператором СУДС при осуществлении лоцманской проводки судов;

9) давать рекомендации капитану обслуживаемого судна по работе с буксирами при осуществлении всех видов буксировочных и швартовных операций, применяемых в районе лоцманской проводки судов;

10) использовать русский и (или) английский язык в процессе общения с капитаном судна, лоцманскую проводку которого осуществляет, и другими участниками обеспечения плавания судов в районе лоцманской проводки судов, а в случае разногласий или непонимания - Стандартные фразы ИМО для общения на море <*>;

--------------------------------

<*> См.: Резолюция ИМО A.960 (23) от 5 декабря 2003 г. "Рекомендации по подготовке и дипломированию морских лоцманов, иных чем лоцманы открытого моря, и эксплуатационным процедурам для морских лоцманов".

11) оказывать первую медицинскую помощь и использовать способы личного выживания в соответствии с правилом VI/1 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95).

8. Кандидат в морские лоцманы должен:

1) удовлетворять требованиям, указанным в пунктах 4, 5, 6, 7 настоящего Положения, за исключением требований о наличии у него действующих лоцманского удостоверения и трудового договора с лоцманской организацией на выполнение трудовых обязанностей морского лоцмана;

(пп. 1 в ред. Приказа Минтранса РФ от 09.03.2010 N 57)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иметь справку об успешном прохождении стажировки в качестве ученика (стажера) лоцмана в течение не менее 6 месяцев с указанием района лоцманской проводки судов и типов проводимых судов.

9. Морской лоцман обязан:

1) совершенствовать свои знания и опыт, необходимые для успешной профессиональной деятельности;

2) не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации и аттестацию;

3) проходить медицинские обследования для подтверждения соответствия установленным требованиям состояния здоровья для работы на судах один раз в год;

4) соблюдать установленный режим труда и отдыха в целях обеспечения физической и психологической готовности к осуществлению надлежащей лоцманской проводки судна на всем ее протяжении в соответствии с установленными требованиями;

5) при осуществлении лоцманской проводки иметь при себе лоцманское удостоверение, лоцманскую квитанцию, а для проводки судов, совершающих международные рейсы, - паспорт (удостоверение личности) моряка;

6) во время посадки на судно и высадки с судна использовать индивидуальные спасательные средства.

10. Для осуществления лоцманских проводок в распоряжении морского лоцмана должно находиться следующее материально-техническое обеспечение и оснащение:

1) средства доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна, находящиеся в исправном состоянии и обладающие необходимыми техническими характеристиками исходя из протяженности района лоцманской проводки судов, продолжительности лоцманской проводки судов, интенсивности судоходства, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов (лоцманский катер, вертолет и т.п.);

2) автомобильный транспорт, функционирующий в круглосуточном режиме;

3) необходимые средства связи с судами, службами морского порта, ЦУДС и СУДС;

4) индивидуальную систему позиционирования и идентификации судов, сопряженную с информационной базой СУДС и портовых служб;

5) помещения для работы и отдыха морских лоцманов, соответствующие санитарным нормам и оборудованные телефонной связью и необходимой оргтехникой;

6) помещение и оборудование для проведения технической учебы морских лоцманов;

7) помещение, имеющее оборудование для хранения и подогрева пищи;

8) морские навигационные карты и пособия на район лоцманской проводки судов, откорректированные по последним "Извещениям мореплавателям";

9) навигационная, гидрометеорологическая и гидрологическая информация по району лоцманской проводки судов;

10) необходимые документы, связанные с лоцманской деятельностью;

11) спецодежду в соответствии с климатическими условиями района лоцманской проводки судов;

12) индивидуальные спасательные средства и средства индивидуальной связи одобренного типа;

13) медицинские средства оказания первой помощи.