Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Таблица 1. Динамика экономических показателей металлургической промышленности

Таблица 1

ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

┌────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Показатель │ Годы │

│ ├──────┬──────┬──────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┤

│ │ 2000 │ 2001 │ 2002 │ 2003 │ 2004 │ 2005 │ 2006 │ 2007 │ 2008 │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │оценка │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Индекс промышленного│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│производства, % к │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│пред. году │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ черная металлургия │115,7 │99,8 │103,0 │108,9 │105,0 │102,0 │106,5 │101,8 │94,5 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ цветная металлургия│115,2 │104,9 │106,0 │106,2 │103,6 │102,8 │108,0 │102,0 │99,5 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Сальдированный фи- │205,3 │98,8 │86,8 │204,6 │446,2 │420,5 │604,8 │780,0 │572,5 │

│нансовый результат, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│млрд. руб., всего │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ черная металлургия │68,4 │31,6 │38,4 │101,6 │288,9 │284,2 │355,6 │430,0 │332,5 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ цветная металлургия│136,9 │67,2 │48,4 │103,0 │157,3 │136,3 │249,2 │350,0 │240,0 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Рентабельность про- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│даж, % │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ черная металлургия │25,6 │12,5 │16,5 │21,8 │36,2 │23,8 │24,0 │24,0 │15,0 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ цветная металлургия│51,6 │34,4 │29,8 │33,8 │36,2 │26,1 │27,0 │27,0 │26,0 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Экспорт, млрд. долл.│16,7 │14,5 │15,2 │18,9 │31,9 │34,2 │43,2 │52,1 │46,0 │

│США, всего │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ черная металлургия │7,7 │7,1 │8,1 │10,8 │20,0 │22,3 │22,5 │27,1 │29,0 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ цветная металлургия│9,0 │7,4 │7,1 │8,1 │11,9 │13,9 │20,7 │25,0 │17,0 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Импорт, млрд. долл. │4,0 │4,1 │3,8 │4,9 │7,0 │8,5 │11,7 │17,2 │17,5 │

│США, всего │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ черная металлургия │2,3 │2,5 │2,4 │3,5 │5,1 │6,3 │8,5 │13,2 │14,0 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ цветная металлургия│1,7 │1,6 │1,4 │1,4 │1,9 │2,2 │3,2 │4,0 │3,5 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Налоговые поступле- │н. д. │н. д. │76,0 │94,8 │149,8 │143,6 │165,0 │212,0 │169,0 │

│ния, млрд. руб., │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│всего │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ черная металлургия │н. д. │н. д. │33,7 │48,9 │89,7 │106,2 │115,0 │135,0 │109,0 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ цветная металлургия│н. д. │н. д. │42,3 │45,9 │60,1 │37,4 │50,0 │77,0 │60,0 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Среднегодовая │1271 │1209 │1265 │1217 │1181 │1200 │1190 │1185 │1150 │

│численность ППП, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│тыс. чел., всего │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ черная металлургия │711 │727 │695 │664 │656 │670 │665 │662 │645 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ цветная металлургия│560 │582 │570 │553 │525 │530 │525 │523 │505 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Среднемесячная зара-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ботная плата ППП, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│руб. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ черная металлургия │3521,0│4827,8│6055,3│7901,6 │9417,0 │10830,0│12450,0│15300,0│17000,0│

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ цветная металлургия│6180,5│8090,5│9526,5│11578,0│13807,0│15870,0│17500,0│21120,0│23400,0│

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Степень износа │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│основных фондов на │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│конец года, % │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ вся промышленность │51,9 │49,9 │52,9 │51,4 │50,6 │49,9 │49,3 │47,0 │46,5 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ черная металлургия │53,5 │53,6 │51,0 │49,3 │49,0 │48,5 │48,0 │44,0 │43,5 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ цветная металлургия│44,5 │44,8 │45,0 │43,1 │43,0 │42,5 │42,0 │42,0 │41,8 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Инвестиции в основ- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ной капитал, млрд. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│руб. <*> │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ в целом по метал- │55,5 │76,7 │76,9 │91,8 │145,1 │154,6 │186,2 │196,0 │198,0 │

│лургическому комп- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│лексу │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ черная металлургия │23,4 │31,0 │28,9 │36,2 │81,0 │100,8 │122,3 │128,0 │140,0 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ цветная металлургия│32,1 │45,7 │48,0 │55,6 │64,1 │53,8 │63,9 │68,0 │58,0 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Охрана окружающей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│среды: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│выбросы в атмосферу │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│загрязняющих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│веществ, отходящих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│от стационарных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│источников, млн. т │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ вся промышленность │15,2 │15,5 │15,8 │15,9 │16,7 │17,2 │17,55 │17,9 │18,0 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ черная металлургия │2,4 │2,3 │2,2 │2,2 │2,2 │2,0 │2,0 │1,9 │1,8 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ цветная металлургия│3,5 │3,4 │3,3 │3,3 │3,3 │3,2 │3,2 │3,1 │3,0 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│объем сброса сточных│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│вод в поверхностные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│водоемы, млрд. куб. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│м │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ вся промышленность │34,7 │35,2 │33,8 │33,0 │31,9 │14,65 │14,37 │14,15 │14,0 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ черная металлургия │0,9 │0,9 │0,8 │0,7 │0,7 │0,67 │0,65 │0,62 │0,59 │

├────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ цветная металлургия│0,9 │0,9 │1,0 │0,9 │0,9 │0,45 │0,38 │0,33 │0,30 │

└────────────────────┴──────┴──────┴──────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

--------------------------------

<*> В фактически действующих ценах.

В целом российская металлургическая промышленность - это успешный в инвестиционном отношении сегмент экономики. Предприятия способны реализовывать крупные проекты, в том числе и за рубежом. На большинстве предприятий приняты перспективные инвестиционные программы развития на период до 2015 года и далее.

Главная задача государства - содействие инвестиционным процессам, происходящим в отрасли, создание дополнительных возможностей для ее участников, а также решение задач, которые бизнес не может решить самостоятельно (например, инфраструктурных в рамках государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда, которые дают значительный мультипликативный эффект; защита российских производителей на внутреннем и внешнем рынках, а также поддержка российских производителей за рубежом).

Надежным источником развития металлургической промышленности должен стать рост экономики, предопределяющий рост внутреннего потребления металлов. В период до 2008 года усиливались тенденции роста емкости внутреннего рынка черных и цветных металлов.

В 2007 году в России видимое потребление готового проката черных металлов возросло по сравнению с 2000 годом на 15,4 млн. тонн (на 71,0%) и составило 37,1 млн. т. Часть спроса была удовлетворена за счет импорта, который увеличился на 1,9 млн. тонн.

Рост внутреннего потребления черных металлов связан в основном с развитием предприятий машиностроения и ростом объемов спроса в строительстве, созданием новых современных прогрессивных видов машиностроительной продукции (автомобилей, локомотивов, вагонов и другого железнодорожного подвижного состава, сельскохозяйственной техники), расширением дорожного, производственного и жилищно-коммунального строительства. Росту потребления способствует расширение номенклатуры и создание новых видов продукции вследствие проведения металлургическими предприятиями мероприятий по повышению технического и технологического уровня производства.

Объемы экспорта готового проката в последние три года имели некоторую тенденцию к снижению и составили в 2007 году 27,6 млн. тонн (46,3% от производства). Это связано с ориентацией производителей готового проката на растущий внутренний рынок. Рост внутреннего потребления металла во многом определяется уровнем инвестиционной активности и имеет выраженный инвестиционный характер.

Потребление основных цветных металлов на внутреннем рынке в 2007 году увеличилось: алюминия первичного по сравнению с 2000 годом на 32% (включая катанку и прокат), меди - в 3,1 раза.

На мировом рынке металлов ситуация для российских экспортеров черных и цветных металлов в последние годы складывалась благоприятно. Наблюдался рост цен по всем основным видам металлопродукции.

На внутреннем рынке во втором полугодии 2008 года существенно увеличились цены на сырье и металлопродукцию, что вызвало негативную реакцию у потребителей. В связи с этим было рекомендовано заключать между поставщиками и потребителями долговременные контракты на поставку продукции с формулой цены, что должно было обеспечить прозрачность и предсказуемость рыночной ситуации. Многие металлургические, горно-рудные и угольные предприятия заключили такие контракты. Однако в октябре 2008 г. мировой финансово-экономический кризис существенно повлиял на промышленность России и, в частности, на металлургию. Падение спроса привело к снижению производства продукции и невольному нарушению контрактов.

В соответствии с Основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 - 2030 годов предполагаются три сценария развития экономики Российской Федерации - инерционный, энергосырьевой и инновационный, которые положены в основу прогноза развития металлургической промышленности.

Сценарий инерционного развития характеризуется отказом от реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ с участием государства, снижением технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств, стагнацией в развитии топливно-энергетической отрасли. Рост внутреннего спроса на металлопродукцию по этому варианту будет происходить в основном за счет развития строительной отрасли, что вызовет, в свою очередь, сохранение в структуре производства преимущественно сортового проката, включая заготовки. Прирост мощностей в металлургической промышленности будет происходить преимущественно за счет реконструкции и модернизации действующих объектов.

Сценарий энергосырьевого развития опирается на наиболее полное использование конкурентных преимуществ России в энергетическом секторе, устойчивое наращивание экспорта сырья и повышение глубины его переработки, модернизацию транспортной инфраструктуры страны. Реализация данного сценария позволяет сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии энергосырьевых отраслей - ТЭК, металлургического и химического комплексов, а также транспорта. Соответствующий импульс технологического развития получат обрабатывающие отрасли, связанные с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта.

Развитие металлургической промышленности по данному сценарию будет характеризоваться наращиванием производства за счет строительства новых и реконструкции действующих предприятий и совершенствования производства, однако в структуре производства и экспорта сохранится значительная доля продукции с невысокой добавленной стоимостью. Объемы производства металлопродукции из черных металлов по данному варианту будут максимальными.

Сценарий инновационного развития наряду с использованием конкурентных преимуществ в энергосырьевом секторе предполагает прорыв в развитии высоко- и среднетехнологичных производств. Инновационный сценарий выступает в качестве целевого для экономической политики, поскольку только он в полной мере позволяет реализовать стратегические ориентиры развития России.

Основные преимущества инновационного сценария в динамике экономического роста по сравнению с энергосырьевым проявляются после 2015 - 2018 годов. В среднесрочной перспективе инновационный сценарий отличается от энергосырьевого качественными параметрами экономического развития.

Данный сценарий отражает использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (энергетика, металлургия, транспорт), но и в новых наукоемких секторах и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Его реализация позволяет обеспечить выход страны на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности.

Реализация данного сценария в развитии металлургической промышленности характеризуется опережающим развитием внутреннего спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, что в свою очередь будет способствовать развитию новых технологий и производства высокотехнологичных видов продукции.

В соответствии с прогнозами динамики ВВП, продукции промышленности и инвестиций в основной капитал при определении спроса на металлопродукцию в период 2011 - 2020 годов учитывались среднегодовые темпы роста ВВП при различных сценариях развития экономики России (инерционном, энергосырьевом, инновационном) в интервале 3,8 - 6,5%. Рост ВВП в 2020 году по сравнению с 2007 годом - в интервале 1,8 - 2,3 раза, инвестиций в основной капитал - в интервале 2,4 - 4 раза. В связи с мировым финансово-экономическим кризисом 2008 года, повлиявшим на развитие экономики России, проводится корректировка ряда показателей в сторону снижения.

Емкость внутреннего рынка металлопродукции из черных металлов определяется состоянием основных металлопотребляющих отраслей машиностроительного (включая ОПК), топливно-энергетического и строительного комплексов.

В 2007 году видимое потребление готового проката черных металлов составило 37,1 млн. тонн. По сравнению с предыдущим годом существенно возрос объем импорта готового проката (до 5,1 млн. тонн), а доля импортных поставок в удовлетворении спроса внутреннего рынка составила 13,7%.

Свыше 17,4 млн. тонн готового проката, или 47% от общего объема потребления, израсходовано в металлургическом комплексе на производство стальных труб, проката с покрытиями и других изделий дальнейшего передела и метизов. Около 19,7 млн. тонн, или 53%, составило потребление готового проката в металлопотребляющих отраслях экономики.

В 2008 году производство готового проката снизилось до 56,6 млн. тонн в связи с тем, что среднемесячное производство за три последних месяца 2008 г. (октябрь - декабрь) составило 3,3 млн. т против 5,2 млн. т за январь - сентябрь. В России снижение производства будет небольшим по сравнению с другими странами-сталепроизводителями. Объем экспорта остался на уровне 2007 года - около 27,3 млн. тонн, импорта - сократился до 3,7 млн. тонн. Таким образом, внутреннее потребление составило 33,0 млн. тонн, т.е. снизилось по сравнению с 2007 годом на 4,1 млн. тонн (на 11%).

В период 2009 - 2010 гг. внутренний спрос будет сокращаться. Оживление спроса со стороны основных металлопотребляющих отраслей и начало выхода их из кризиса можно прогнозировать не ранее 2010 года, восстановление емкости внутреннего рынка до уровня докризисного (базового) 2007 года произойдет в 2012 - 2014 гг.

К 2020 году спрос внутреннего рынка в готовом прокате может составить от 53 до 61 млн. тонн, т.е. прирост потребления готового проката по сравнению с 2007 годом может составить 16 - 24 млн. тонн. При этом вследствие опережающих темпов роста производства продукции с высокой добавленной стоимостью потребление готового проката в металлургическом комплексе вырастет примерно в 1,7 раза, а доля готового проката, потребляемого металлургическим переделом, вырастет до 54 - 55% по сравнению с 47% в 2007 году.

Примерно на 36 - 40% вырастет потребление готового проката в машиностроительном и строительном комплексах России, а также в других отраслях экономики. Основными факторами, определяющими рост спроса внутреннего рынка в период до 2020 года, будут являться:

- реализация проектов утвержденных отраслевых стратегий развития промышленности и транспорта;

- развитие инфраструктурных проектов (Сочи-2014, национальные проекты, инфраструктурные проекты в рамках государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда, реформирование ЖКХ);

- развитие оборонно-промышленного комплекса;

- освоение новых проектов топливно-энергетического комплекса.

Можно ожидать оживления спроса со стороны наиболее металлоемких подотраслей машиностроения - железнодорожного транспорта, подъемно-транспортного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного машиностроения, автомобильной промышленности, оборонно-промышленного комплекса, энергетического и атомного машиностроения. Потенциально высоким может быть спрос на металлопродукцию для железнодорожного транспорта, в том числе на рельсы и рельсовые скрепления для высокоскоростных магистралей.

Прогнозируется повышение спроса на прокат из легированных сталей - инструментальных, подшипниковых, нержавеющих. В связи с прогнозируемым развитием листоемких производств опережающими темпами будет расти потребление листового проката (25 - 31 млн. тонн в 2020 году по сравнению с 18,5 млн. тонн в 2007 году). Потребление холоднокатаного листового проката в 2020 году может составить 8,6 - 12,1 млн. тонн по сравнению с 5,9 млн. тонн в 2007 году, что будет определяться, в первую очередь, развитием производства листа с защитными покрытиями.

Прогнозируется, что после снижения экспорта готового проката в 2009 году в 2010 - 2015 гг. объем экспортных поставок может стабилизироваться на уровне 25 - 26 млн. тонн, а затем будет иметь некоторую тенденцию к снижению вследствие ориентации отечественных производителей преимущественно на внутренний рынок. Таким образом, доля экспортных поставок может составить в 2020 году 27,5 - 30,5% от объема производства готового проката против 46,3% в 2007 году.

Импортные поставки готового проката составят около 3 млн. тонн, т.е. не более 5 - 6% в общем объеме внутреннего потребления, и будут обусловлены в основном экономической целесообразностью обеспечения готовым прокатом приграничных районов, географически удаленных от российских предприятий-производителей.

Объем производства готового проката в 2020 году может составить 72 - 80 млн. тонн, т.е. прирост - 12,4 - 20,4 млн. тонн по сравнению с 2007 годом. Опережающими темпами (примерно в 1,5 раза) будет расти производство листового проката, а его доля в объеме производства готового проката (без учета заготовки для переката) вырастет с 54,7% до 62 - 65%.

Существенно в 1,8 - 2,6 раза по сравнению с 2007 годом - вырастет производство проката с защитными покрытиями, что позволит значительно сократить импорт этой продукции: с 1,3 млн. тонн в 2007 году до 400 тыс. тонн в 2020 году, а доля импорта в потреблении листового проката с покрытиями уменьшится с 31% до 5 - 8%.

Рынок стальных труб, как и прежде, будет в основном формироваться спросом топливно-энергетического, строительного и машиностроительного комплексов. В топливно-энергетическом комплексе стальные трубы используются для бурения, строительства и эксплуатации разведочных и промысловых скважин, для монтажа коммуникаций внутрипромысловых, сборных и нагнетательных трубопроводов, для строительства магистральных газонефтепроводов и распределительных сетей.

Перспективы добычи нефти и газа в России связаны с освоением месторождений Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, о. Сахалин, на шельфе арктических и дальневосточных морей. Свыше 1/3 всех стальных труб используются при строительстве газонефтепроводов. Действующая система газонефтепроводов была рассчитана в основном на внутрироссийский транспорт газа и нефти, а новое строительство трубопроводов рассчитано на транспорт углеводородов, в основном, на экспорт.

Внутренний спрос со стороны топливно-энергетического комплекса будет определяться темпами строительства и реконструкции газонефтепроводов, освоения новых месторождений в соответствии с Генеральной схемой развития газовой отрасли на период до 2030 года и Энергетической стратегией России на период до 2020 года.

В рассматриваемых вариантах производства и потребления стальных труб до 2020 года учтено падение производства в 2008 году, более глубокий спад в 2009 году и оживление производства в 2010 году.

По экспертной оценке объем инвестиций в нефтяную отрасль сократится в 2009 г. на 10 - 20% по сравнению с 2008 г., что приведет к соразмерному сокращению объема бурения эксплуатационных скважин.

Общая потребность ТЭКа в стальных трубах с учетом затрат на ремонт трубопроводов оценивается к 2020 г. в объеме 6900 тыс. т по сравнению с 5240 тыс. т в 2007 г. (по инновационному варианту).

Значительный объем стальных труб применяется в машиностроительном секторе российской экономики, увеличение производства продукции которого в 2020 г. против уровня 2007 г. составит 303%, что составит 1,35 млн. т в 2020 г. против 0,8 млн. т в 2007 г. (рост - 169%).

Стальные трубы широко применяются в строительном комплексе. Трубы используют в качестве несущих конструктивных элементов зданий и сооружений, для строительства эстакад, пролетных строений мостов, на изготовление резервуаров, строительных лесов и др. Перспективным сегментом рынка стальных труб является жилищно-коммунальное хозяйство, где в прогнозируемом периоде предстоят крупные объемы работ по реконструкции сетей различного назначения ввиду их большой изношенности. Однако в этом секторе также ожидается расширение применения заменителей стальных труб - медных труб, труб из сплавов и металлопластиков, которые долговечнее стальных труб. В рассматриваемом периоде прогнозируется рост потребления стальных труб в строительном комплексе с 1,860 тыс. т в 2007 г. до 2700 тыс. т в 2020 г. (рост в 1,4 раза).

Кроме того, значительные объемы стальных труб используются в черной и цветной металлургической промышленности, химической и нефтехимической промышленности, в сельском хозяйстве. По оценке потребление стальных труб в указанных и других отраслях увеличится с 990 тыс. т в 2007 г. до 1050 тыс. т в 2020 г.

Таким образом, в результате развития российской экономики к 2020 г. значительно возрастет спрос на стальные трубы (в 1,35 раза). Прогнозируется рост объемов производства труб (в 1,54 раза), резкое сокращение их импорта (почти в 4 раза) и увеличение экспорта (~ в 1,32 раза). Уже к 2015 году будет практически полностью решена проблема импортозамещения труб и заготовок для них за исключением импорта по соображениям логистики.

Данные о прогнозируемых объемах производства, экспорта, импорта и видимого потребления черной и цветной металлургической промышленности по годам до 2020 г. представлены в Приложении N 2.

Развитие внутреннего рынка прогрессивных видов металлопродукции из цветных металлов в период до 2020 года будет связано с увеличением спроса, прежде всего, на продукцию четвертого передела со стороны основных металлопотребляющих отраслей и, главным образом, их высокотехнологичных и наукоемких секторов.

Ключевые направления развития спроса на высокотехнологичную продукцию цветной металлургической промышленности будут определять намечаемые масштабные структурные изменения в оборонно-промышленном комплексе, авиастроении, судостроении, атомной энергетике, транспорте, строительстве.

Существенно возрастет спрос на высокотехнологичную алюминиевую продукцию в связи с реализацией Стратегий развития Объединенной авиастроительной и Объединенной судостроительной корпораций, Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года, что обеспечит более сбалансированную по видам продукции (и секторам экономики) структуру потребления алюминиевых полуфабрикатов.

Наиболее емкими областями потребления алюминия являются: транспорт - 23%, строительство - 20%, электротехника - 16%, упаковка - 14%, машиностроение - 8%, потребительские товары - 9%. Их суммарная доля в структуре потребления составляет 90%.

Прогнозируемое развитие авиа- и судостроения, энергомашиностроения, автомобильного и железнодорожного транспорта обусловит существенное увеличение спроса на алюминиевые полуфабрикаты, прежде всего в секторе машиностроения и металлообработки. Его доля в 2020 году возрастет до 24%, объемы потребления превысят уровень 2007 года в 2,8 раза. Это будет сопровождаться увеличением спроса на высокотехнологичные виды продукции: крупногабаритные алюминиевые плиты (в том числе для поставок на экспорт крупным самолетостроительным зарубежным компаниям Boeing и Airbus) и продукция кузнечно-штамповочного производства для реализации проекта создания регионального самолета Superjet 100, программ Ильюшина, Туполева и других; алюминиевые бурильные трубы, в том числе для бурения сверхглубоких скважин для развития нефтегазовой отрасли и др.

Сохранится тенденция увеличения спроса на алюминиевый прокат для производства тары и упаковки, а также на прессованную профильную продукцию и листовой прокат в строительстве (ежегодный рост спроса на алюминиевые профили составляет 10 - 15%). К 2020 году спрос на алюминиевые строительные профили может возрасти в 2,5 раза до 320 тыс. т (в 2007 г. - 130 тыс. т). Доля строительного сектора в структуре потребления алюминия возрастет до 25 - 27%.

Одна из важнейших задач развития отечественного рынка алюминиевых строительных конструкций - замещение импортной продукции отечественной. Повышение конкурентоспособности российской продукции связано с кардинальным улучшением ее качества за счет использования высокоэффективного оборудования и технологий, позволяющих выпускать конструкции любой категории сложности и широкой цветовой гаммы.

В целом спрос внутреннего рынка на алюминиевую высокотехнологичную продукцию, включая алюминиевые отливки, возрастет к 2020 году по инновационному варианту ориентировочно в 1,9 раза и составит не менее 1340 тыс. т (в 2007 г. - 717,7 тыс. т).

Российский рынок потребления медной продукции будет развиваться в соответствии с тенденциями ускоренного развития энергомашиностроения, электротехники, транспортного машиностроения, строительства. Спрос на медь для производства медьсодержащей прокатной продукции российскими предприятиями возрастет к 2020 году в 1,35 - 1,4 раза по отношению к уровню 2007 года и достигнет 900 тыс. т (с учетом катанки, поставляемой на экспорт). Основной объем спроса составит высококонкурентная продукция, что позволит существенно снизить долю импорта медного проката (с 13,8% в 2007 г. до 2,0% в 2020 г.).

Внутренний российский рынок потребления медьсодержащей продукции, включая литейную продукцию, возрастет к 2020 г. до 600 тыс. т по сравнению с 325,7 тыс. т в 2007 г. (в 1,8 раза). Более значительно возрастет спрос со стороны сектора машиностроения и металлообработки, а также строительной отрасли - ориентировочно в 2,1 раза, их доля в структуре потребления увеличится до 15,1 и 11,2% (в 2007 г. - 13,7 и 9,8%) соответственно. Сохранится высокий спрос со стороны сектора электротехнических изделий и кабельной продукции - более 60% в общей структуре потребления меди на внутреннем рынке; в секторе транспортного машиностроения - на уровне 14 - 15% при росте объемов потребления примерно в 1,8 - 1,9 раза.

Расширение спроса на медь со стороны внутреннего рынка будет сопровождаться увеличением выпуска высокотехнологичной продукции: медных и латунных лент для радиаторов толщиной 0,05 - 0,06 мм, потребляемых автомобильной промышленностью; латунных прутков повышенной точности, бронзовых полос для подшипников; медных труб для систем водоснабжения и кондиционирования, в том числе со сложным внутренним профилем (с оребрением, с полимерным пластиковым покрытием); особо тонких медных проводов и медных лент (толщиной 0,02 мм) для продукции электроники, несмотря на то, что этот сегмент рынка в целом сокращается вследствие миниатюризации изделий; медно-никелевых труб для предприятий тепловой и активно развивающейся атомной энергетики и др.

Рост спроса на никель на внутреннем рынке в ближайшие годы прогнозируется ускоренными темпами. Доля никеля, используемого российскими потребителями, возрастет от 7,0% (от объема производства) в 2007 году до 13,8% в 2020 году.

Доминирующее направление увеличения спроса на внутреннем рынке - рост производства нержавеющих и жаропрочных сплавов. Основной прирост потребления никеля для выплавки нержавеющей стали и производства высокотехнологичной продукции из нержавеющей и специальных сталей связан с реализацией федеральных программ по развитию машиностроительной отрасли, атомной энергетики, нефте- и газодобычи, химической и пищевой промышленности.

Ключевая задача - обеспечить основной прирост спроса на различные виды продукции из нержавеющей и специальной стали на внутреннем рынке за счет отечественной продукции (в настоящее время ее доля на рынке - менее 43%). Согласно прогнозным оценкам объем потребления нержавеющей стали в России увеличится к 2012 году до 420 тыс. т, к 2015 г. - до 615 тыс. т, к 2020 г. - до 740 тыс. т (по сравнению с 278 тыс. т в 2006 г., из которых 57% - импорт). В целом спрос на никель предполагается в 2015 году на уровне 30,0 тыс. т, в 2020 г. - ~ 42 тыс. т (в 2,2 раза выше по сравнению с уровнем 2007 года).

Рост спроса на цинк в период до 2020 года предполагается почти вдвое (400 тыс. т) по сравнению с уровнем потребления 2007 года (208 тыс. т). Наибольший прирост спроса связан с выпуском оцинкованной прокатной преимущественно листовой продукции для реализации масштабных проектов в сфере стройиндустрии и транспортного машиностроения.

Объем российского рынка оцинкованного листа составил в 2007 году около 3 млн. т в год (доля импорта - почти 14%). К 2020 г. спрос на оцинкованную продукцию может составить 7,4 млн. т. Объем потребления цинка для целей оцинкования продукции достигнет 130 тыс. т по сравнению с 42 тыс. т в 2007 г. (более чем в 3 раза). При этом доля строительного сектора рынка возрастет до 32,5% (в 2007 г. - 20,2%). Спрос на цинк со стороны секторов машиностроительной отрасли возрастет к 2020 г. в 1,6 раза, их суммарный объем составит 232 тыс. т по сравнению со 145 тыс. т в 2007 г.

Развитие спроса на цинк активизирует дальнейшее расширение его сырьевой базы и рост объемов производства цинка (предполагается строительство новых заводов суммарной мощностью 240 тыс. т к 2012 году), внедрение передовых технологий и оборудования, в том числе для производства оцинкованной продукции с разнообразными покрытиями.

В соответствии с прогнозируемым ускоренным развитием транспортного машиностроения (автомобилестроения, железнодорожного транспорта), станкостроения, атомной энергетики спрос внутреннего рынка на свинец для производства аккумуляторов, подшипников, оболочек электрического кабеля, различных сплавов и припоев, труб и проката, защитных экранов от радиоактивного и рентгеновского излучения возрастет к 2015 году до 98,5 тыс. т, к 2020 г. до 114 тыс. т. Прирост спроса предполагается по всем направлениям использования свинца, а в целом - в 2,2 раза по сравнению с уровнем 2007 года. Основные проблемы удовлетворения растущей потребности в свинце связаны с наличием достаточных ресурсов сырья и строительством новых заводов.

В период до 2020 года рост спроса на олово будет обусловлен развитием основных сфер его потребления - производство белой жести (не менее чем в 1,9 раза к уровню 2007 года), производство припоев в связи с ускоренным развитием машиностроения, нефтегазового комплекса, строительного сектора. В целом спрос на олово к 2020 году достигнет 4,2 тыс. т (в 2007 году - 2,9 тыс. т).

Титановая продукция - основа производства сложнейшей наукоемкой техники и новейших видов вооружений. В период до 2020 г. предполагается ускоренное инновационное развитие высокотехнологичных отраслей экономики (авиакосмической, судостроения, атомной энергетики, нефтегазодобывающей, химической промышленности) по созданию военной техники и вооружений с увеличением объемов поставок их продукции на внутренний рынок и расширением сформировавшихся ниш в мировой торговле.

Реализация Стратегии развития авиации на период до 2020 г. предполагает значительное расширение спроса на титановую продукцию для обеспечения всей отрасли работ, связанных с созданием новых поколений военной и гражданской авиатехники, расширением модельного ряда самолетов и двигателей, в том числе с выпуском промышленных газотурбинных установок и газотурбинных электростанций (на базе авиационных двигателей) для энергомашиностроения. По прогнозам к 2020 году объем воздушных перевозок в России увеличится на 15 - 20%, произойдет масштабная замена авиапарка на суперсовременные самолеты семейства RRJ.

Авиастроение - наиболее крупный и активно развивающийся сектор спроса на титановую продукцию. Его доля в структуре потребления титана составляет 49 - 52%. К 2020 году предполагается более чем двукратное увеличение объемов потребления титановой продукции для авиастроения - до 9800 т (в 2007 г. - 4200 т).

В период до 2020 г. ожидается активное развитие спроса на титановый прокат в других отраслях.

Судостроение - один из наиболее развивающихся секторов спроса на титановую продукцию для изготовления глубоководной техники, морских инженерных сооружений для добычи и средств транспортировки углеводородов и других полезных ископаемых из недр океана. Реализация Стратегии развития российского судостроения предполагает увеличение спроса на титановую продукцию в период до 2020 года в 2,7 раза по сравнению с уровнем 2007 года (от 1980 т до 5400 т); доля судостроения возрастет соответственно с 24,8% до 27%.

Энергетическое машиностроение - сектор особенно интенсивного развития спроса на титановую продукцию, что в значительной степени связано с предстоящей масштабной реконструкцией атомной отрасли. "Энергетической стратегией России" в соответствии с программой развития атомной промышленности до 2020 года предусматривается строительство сорока атомных станций в России и шестидесяти за рубежом. К 2015 г. предполагается ввести шесть новых блоков на действующих атомных станциях (Ростовской, Ленинградской, Тверской, Томской, Балтийской); к 2020 году - 26 атомных блоков, в том числе на Ленинградской - 1, Тверской - 3, Томской - 1, Нижегородской - 4, Южно-Уральской - 4, Костромской - 4, Ново-Воронежской - 2, Кольской - 4, Приморской - 2, Балтийской - 1. Доля атомной энергетики в общем объеме генерации электроэнергии РФ возрастет до 20 - 25% (в настоящее время - 16%). Спрос на титановый прокат для этих целей к 2020 году возрастет до 3 тыс. т (в 3,5 раза по отношению к 2007 г.); его доля в структуре потребления титана достигнет 15% (в 2007 г. - 10,8%).

В целом спрос российского рынка на высокотехнологичную прокатную титановую продукцию возрастет к 2020 г. до 20 тыс. т, в 2,5 раза превысив уровень 2007 года; с учетом экспортных поставок - до 58 тыс. т (27,6 тыс. т в 2007 г.). При этом доля поставок продукции на внутренний рынок возрастет до 35% по сравнению с 29% в 2007 г.

Увеличение спроса на магний в период до 2020 г. будет происходить в соответствии с развитием высокотехнологичных отраслей экономики - авиа- и ракетостроения, судостроения, автомобильной промышленности, нефтегазодобывающей отрасли. В целом перспективный спрос на магний для нужд российской экономики оценивается в 75 - 80 тыс. т, что в 1,6 - 1,7 раз превысит уровень потребления в 2007 г. (45,5 тыс. т, включая 11 тыс. т в сферах конечного потребления: на легирование алюминиевых сплавов, десульфиризацию стали, производство деформируемых магниевых сплавов, фасонных отливок и др.). В условиях увеличения объемов производства магния и сохранения экспортных поставок на уровне 2007 года емкость внутреннего рынка магния возрастет в 1,9 - 2,0 раза.

В соответствии с прогнозируемым ростом производства продукции машиностроения, в том числе для оборонных целей, ожидается рост спроса на редкие металлы (на легирующие металлы, сплавы, лигатуры и др.) не менее чем в 2,5 раза к 2020 году.

Главным фактором, определяющим работу металлургической промышленности в 2009 - 2011 гг., будет недостаток средств у предприятий и организаций - потребителей металлопродукции и кредитующих их банковских сфер. На этот период в Стратегии разработан план первоочередных мероприятий, позволяющих минимизировать потери от кризиса, сохранить накопленный кадровый и производственный потенциал, сосредоточить ресурсы на решении наиболее актуальных проблем металлургической промышленности.

Прогнозируется, что к 2012 году общеэкономическая ситуация в мире и России будет нормализована. Достаточно мощный инновационный потенциал, созданный в металлургическом комплексе, особенно благодаря резкому увеличению инвестиций в период после 2003 года, является надежной базой для значительного наращивания производства в результате обеспечения оплаты продаж российским компаниям потребителями металлопродукции в России и за рубежом после выхода из финансово-экономического кризиса. В 2004 - 2008 гг. среднегодовой объем инвестиций по металлургическому комплексу составил более 6 млрд. долл. и превысил аналогичный показатель за период 2000 - 2003 гг. в 2,4 раза. В расчете на 1 т выплавленной стали инвестиции по предприятиям черной металлургической промышленности России в 2004 - 2008 гг. составили 45 - 48 долл., что почти в 1,5 раза превышало уровень, соответствующий практике высокоразвитых стран.

За последние годы введен в действие ряд крупных современных агрегатов в черной и цветной металлургической промышленности. Создание новых мощностей на металлургических предприятиях России осуществлялось на базе (в основном) передового импортного оборудования, что создало достаточно прочную техническую базу для успешной конкуренции на внутреннем и, в определенной степени, на внешнем рынках металлопродукции.

Прогнозируется, что после спада объемов производства в 2009 - 2010 годах из-за финансового кризиса металлургическая промышленность сможет в короткие сроки компенсировать потери и последовательно наращивать выпуск металлопродукции с поставкой на внутренний и внешний рынки. Наличие ряда современных агрегатов в составе металлургической промышленности обеспечит конкурентоспособность производимой продукции.