Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2020 года подготовлена Минпромторгом России и другими заинтересованными ведомствами исполнительной власти на базе утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 29 мая 2007 г. N 177 "Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года" во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства В.В. Путина от 24.07.2008 N ВП-П9-13пр "О мерах по развитию черной металлургии и обеспечению металлопродукцией внутреннего рынка") в соответствии с методическими указаниями и прогнозными макроэкономическими показателями Минэкономразвития России.
Металлургическая промышленность, являясь базовой отраслью, вносит существенный вклад в экономику России. Успехи в развитии отрасли в период 2000 - 2007 гг. были обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами, с другой, - исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой вплоть до 2008 г. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургической промышленности в прирост ВВП и других макроэкономических показателей.
В связи с введением с 1 января 2005 года общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированного с международными аналогами, отрасль "металлургия" отражена в разделе D "Обрабатывающие производства", а горнорудный передел отнесен к разделу C "Добыча полезных ископаемых", включающих следующие подразделы (рис. 1 - здесь и далее рисунки не приводятся):
- CB - добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических.
Добыча железных руд - подкласс 13.1 и добыча руд цветных металлов, кроме урановой и ториевой руд, - подкласс 13.2;
- DJ - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
- DI - производство прочих неметаллических минеральных продуктов (производство огнеупорных изделий - подкласс 26.8);
- DN - прочие производства (обработка металлических отходов и лома - подкласс 37.1);
- DF - производство кокса - подкласс 23.1.
В составе металлургической промышленности - комплекс предприятий по добыче и обогащению руд черных и цветных металлов, нерудных материалов, по производству чугуна, стали, проката, труб стальных, метизов, ферросплавов, огнеупоров, кокса, алюминия, меди, никеля, кобальта, свинца, цинка, олова, сурьмы, ртути, вольфрама, молибдена, ниобия, тантала, редкоземельных металлов, по обработке цветных металлов (алюминия, титана, магния, тяжелых цветных металлов), по производству твердосплавной, углеродной, полупроводниковой продукции, по переработке ломов и отходов, производству ряда видов химической продукции, большой комплекс предприятий вспомогательного назначения, а также научно-исследовательские и проектные организации.
Доля металлургической промышленности в ВВП страны составляет около 5%, в промышленном производстве порядка 18%, в экспорте - 14%. Доля металлургической промышленности в налоговых платежах во все уровни бюджетов составляет более 5%. Как потребитель продукции и услуг субъектов естественных монополий металлургия использует от общепромышленного уровня 28,0% электроэнергии, 5,4% природного газа от общего потребления, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках - 23%.
Металлургическая промышленность является одной из отраслей специализации России в современном международном разделении труда. На сегодняшний день по производству стали Россия занимает 4-е место в мире (уступая Китаю, Японии и США), по производству стальных труб - 3 место в мире, по экспорту металлопродукции - 3 место в мире (экспорт стального проката в 2007 году составил около 27,6 млн. т; из Китая - 52,1 млн. т, из Японии - 35,6 млн. т). По производству алюминия Россия занимает 2-ое место в мире (после Китая), его экспорту - 1-ое место; по производству и экспорту никеля - первое место в мире; по производству (отгрузкам) титанового проката - второе место.
Однако, несмотря на адаптацию металлургической промышленности к рыночным условиям, ее технико-технологический уровень и конкурентоспособность ряда видов металлопродукции нельзя считать удовлетворительными.
Анализ возможных направлений решения имеющихся проблем обуславливает необходимость разработки единой государственной стратегии развития металлургической промышленности, направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений и предусматривающей развитие сотрудничества между государственными структурами всех уровней, бизнес-сообществом и общественными организациями.
Стратегия разработана по трем вариантам: инерционному (вариант 1), энергосырьевому (вариант 2) и инновационному (вариант 3) с выделением трех периодов - 2009 - 2011 гг., 2012 - 2015 гг. и 2016 - 2020 гг. - соответственно Прогнозу социально-экономического развития экономики России на период до 2020 года.
Стратегия развития горно-металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (далее - "Стратегия...") представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам отдельных программ, проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем, а также создание платформы для дальнейшего качественного роста отрасли и является для металлургической промышленности России последним (по времени) программным документом.
"Стратегия..." разработана исходя из основных макроэкономических показателей экономики страны на перспективу, в том числе Концепции долгосрочного развития прогноза основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года, оценки производственного потенциала отрасли и основных тенденций в инвестиционной и инновационной деятельности, перспектив развития российских и мировых рынков металлопродукции с учетом принятых планов развития федеральными и региональными органами исполнительной власти, предприятиями, союзами и ассоциациями металлургической промышленности, а также предприятиями металлопотребляющих отраслей с учетом необходимости реализации стратегий развития судостроения, авиации, транспортного машиностроения, энергетики, железнодорожного транспорта, строительства и других отраслей экономики.
Важным элементом "Стратегии..." является разработка отраслевых мер, обеспечивающих надежную работу предприятий в кризисных условиях финансово-экономической нестабильности.
Главной целью развития металлургической промышленности России на период до 2020 года является обеспечение растущего спроса на металлопродукцию в необходимых номенклатуре, качестве и объемах поставок металлопотребляющим отраслям на внутренний рынок (с учетом перспектив их развития), на рынок стран СНГ и мировой рынок на основе ускоренного инновационного обновления отрасли, повышения ее экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсо- и энергосбережения, конкурентоспособности продукции, импортозамещения и сырьевого обеспечения.
Реализация Стратегии будет способствовать достижению уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века.
Эта цель четко корреспондируется с общенациональными задачами в развитии страны, определенными Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию, и с приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации, представленными в соответствующих документах последнего времени.
При разработке прогноза, особенно на период 2009 - 2011 гг. и частично на 2012 - 2015 гг., учтено влияние глобального экономического и финансового кризиса на показатели работы, темпы развития и положение металлургической промышленности России в мире. В течение сравнительно короткого времени этот кризис из финансовой сферы переместился в "реальные" сектора экономики, в том числе и в металлургию России. Этому способствовали:
- сокращение внутреннего спроса со стороны металлопотребляющих отраслей вследствие снижения ликвидности продукции и платежеспособности металлопотребителей (в частности, автомобилестроения) и замораживания ряда крупных инвестиционных проектов;
- снижение физических объемов экспорта из-за сокращения потребления в важных для российского экспорта регионах и экспортная экспансия со стороны, в первую очередь, китайских компаний, резко наращивающих производственные мощности и соответственно экспортные возможности;
- кризис в сбыте металлопродукции на внутреннем и внешнем рынке сопровождается значительным падением цен на продукцию отрасли, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, при ощутимом росте затрат.
В предложенном плане первоочередных мероприятий по развитию металлургической промышленности на 2009 - 2011 годы представлена программа действий государства, которая будет содействовать сбалансированному росту отрасли с учетом интересов экономики и общества в целом.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей