Необорудованная ВПП и ВПП для захода на посадку по приборам

4.2.1.1. Для проведения мероприятий по устранению препятствий, указанных в Нормах (пункт 4.2.1), необходимо определить перечень препятствий, выступающих за поверхности ограничения препятствий: внешнюю горизонтальную, коническую, внутреннюю горизонтальную, захода на посадку и переходные. Этот перечень составляется с помощью расчетных таблиц и планов поверхностей. Кроме того, планы поверхностей используются при оценке допустимости строительства в районе аэродрома новых и увеличения высоты существующих препятствий.

Планы и расчетные таблицы включаются в состав акта обследования препятствий.

4.2.1.2. Для каждого аэродрома подготавливается один план внешней горизонтальной, внутренней горизонтальной и конической поверхностей. Число планов поверхностей захода на посадку и переходных поверхностей определяется количеством направлений захода на посадку на аэродроме.

Масштаб планов выбирается с учетом особенностей конкретного аэродрома (количество и длина ВПП, количество препятствий и плотность их расположения и т.д.), но во всех случаях масштаб должен быть не менее: 1:100000 для внешней горизонтальной поверхности; 1:50000 для внутренней горизонтальной, конической, захода на посадку и переходных поверхностей.

На планы должны быть нанесены все препятствия, возвышающиеся над ограничительными поверхностями с указанием их номеров.

4.2.1.3. Размеры внешней горизонтальной поверхности рекомендуется устанавливать соответственно размерам зон учета препятствий, которые используются для построения схем маневрирования в районе аэродрома. Допускается принимать внешнюю горизонтальную поверхность в виде круга с центром в КТА и радиусом 15000 м для аэродромов класса I, II, III и 8000 м для аэродромов класса IV (рисунок 4.7).

Внешняя горизонтальная поверхность располагается на высоте 150 м над уровнем аэродрома классов I, II, III и на высоте 110 м над уровнем аэродрома класса IV.

00000109.png

Обозначения: ВШ - внешняя горизонтальная поверхность;

R = 15000 м для аэродромов класса I, II, III;

R = 8000 м для аэродромов класса IV;

В - поверхность взлета;

ЗП - поверхность захода на посадку

Рис. 4.7. Внешняя горизонтальная поверхность

и ее расположение относительно поверхностей взлета и захода

на посадку

4.2.1.4. Построение внешних границ внутренней горизонтальной и конической поверхностей показано на рисунках 4.8 и 4.9.

Для аэродромов с ВПП различных классов внутренняя горизонтальная поверхность формируется радиусами, соответствующими классу каждой ВПП. Высота конической поверхности на таких аэродромах определяется высотой конической поверхности, устанавливаемой Нормами для ВПП наивысшего класса.

Для нанесения на план внешней границы конической поверхности необходимо радиусы внутренней горизонтальной поверхности (см. таблицу 4.1 Норм) увеличить на:

00000110.wmz

для аэродромов с ВПП класса I, II, III или на:

00000111.wmz

для аэродромов, не имеющих ВПП класса I, II, III.

На планы рекомендуется наносить формулы определения высоты ограничительных поверхностей. Эти формулы получаются подстановкой конкретных значений высоты аэродрома и радиуса r в формулы, приведенные на рисунках 4.8 и 4.9.

Например, для Hа = 100 м и r = 4000 м высота внутренней горизонтальной поверхности будет равна:

HВГ = Hа + 50 = 100 + 50 = 150 м

На план наносится: "HВГ = 150 м".

Аналогично, для части конической поверхности, расположенной со стороны порога ВПП:

00000112.wmz.

На план наносится: 00000113.wmz.

Обозначения: H - высота поверхности ограничения препятствий; Hа - высота аэродрома; L - расстояние между порогами; r = 4000 м - аэродромы класса I, II, III; r = 3500 м - аэродромы класса IV; 00000114.wmz - аэродромы класса I, II, III; 00000115.wmz - аэродромы класса IV

00000116.png

Рис. 4.8. План внутренней горизонтальной и конической

поверхностей для аэродрома с одной ВПП

00000117.png

Обозначения: H - высота поверхности ограничения препятствий; Hа - высота аэродрома; 00000118.wmz - определяется по плану с учетом масштаба; r = 4000 м - для аэродромов класса I, II, III; r = 3500 м - для аэродромов класса IV

Рис. 4.9. План внутренней горизонтальной и конической

поверхностей для аэродрома с двумя ВПП

4.2.1.5. Планы поверхности захода на посадку и переходных поверхностей показаны на рисунках 4.10 и 4.11.

Внешняя граница той части переходной поверхности, которая, расположена сбоку от ЛП (линия AB на рисунках 4.10 и 4.11), криволинейна, т.к. расстояние от каждой точки линии AB до осевой линии ЛП зависит от продольного профиля ЛП.

Расстояние (в метрах) от осевой линии ЛП до точки на этой границе равно:

500 + 7 (Hа - Hо) - для ВПП класса I, II, III,

325 + 5 (Hа - Hо) - для ВПП класса IV,

где: Hа - абсолютная высота аэродрома;

Hо - абсолютная высота осевой линии ЛП, соответствующая координате X точки на границе переходной поверхности.

При построении планов согласно рисункам 4.10 и 4.11 эта линия может быть показана прямой, соединяющей точки A и B.

Длина второго и горизонтального секторов поверхности захода на посадку ВПП класса I, II или III зависит от высоты горизонтального сектора (Hг), которая равна:

Hг = Hа + 150 м.

Показанная на рисунке 4.10 точка C, в которой заканчивается зона переходной поверхности, может располагаться в пределах длины как первого, так и второго сектора поверхности захода на посадку, в зависимости от соотношения высоты аэродрома Hа и порога ВПП (H1).

На плане поверхности захода на посадку и переходной поверхности используется только прямоугольная система координат XOY, связанная с порогом ВПП, в направлении которого выполняется заход на посадку. Соответствующие оси координат указываются на плане (рисунки 4.10 и 4.11).

На эти планы также рекомендуется наносить формулы определения высоты ограничительных поверхностей. Эти формулы получаются подстановкой конкретных значений высоты порога ВПП (H1) и высоты аэродрома (Hа) в формулы, приведенные на рисунках 4.10 и 4.11.

00000119.png

--------------------------------

<1> Эта высота определяется, когда XC > 3060 м.

Точка

Координаты, м

X

Y

A

XA = -L

YA = 500 + 7 (Hа - Hо**)

B

XB = 60 м

YB = 500 + 7 (Hа - H1)

C

XC = 2560 + 50 (Hа - H1), если Hа - H1 <= 10 м

XC = 2660 + 40 (Hа - H1), если Hа - H1 > 10 м

YC = 141 + 0,15 XC

D

XD = 6660 + 40 (Hа - H1), если Hп макс <= Hа + 150 м

YD = 141 + 0,15 XD

Обозначения: H - высота поверхности ограничения препятствий; Hа - высота аэродрома; H1 - высота порога ВПП; Hо** - высота конца ЛП; Hо - высота осевой линии ЛП, соответствующая координате X препятствия; L - расстояние от порога ВПП до противоположного конца ЛП

Рис. 4.10. План поверхности захода на посадку и переходных

поверхностей для ВПП класса А, Б, В и Г

00000120.png

Точка

Координаты, м

X

Y

A

XA = -L

YA = 325 + 5 (Hа - Hо**)

B

XB = 60

YB = 325 + 5 (Hа - H1)

C

XC = 2060 + 40 (Hа - H1)

YC = 0,15 XC + 66

Обозначения: H - высота поверхности ограничения препятствий; Hа - высота аэродрома; H1 - высота порога ВПП; Hо** - абсолютная отметка конца ЛП; Hо - высота осевой линии ЛП, соответствующая координате "X" препятствия; L - расстояние от порога ВПП до противоположного конца ЛП

Рис. 4.11. План поверхности захода на посадку и переходных

поверхностей для ВПП класса Д и Е

4.2.1.6. Поверхность захода на посадку и внутренняя горизонтальная или коническая поверхность могут иметь общие зоны. Для ограничения и устранения препятствий, находящихся одновременно как в зоне поверхности захода на посадку, так и в зоне внутренней горизонтальной или конической поверхности, должна использоваться та поверхность, которая в месте расположения препятствия имеет меньшую высоту.

Пример взаимного расположения поверхностей ограничения препятствий с учетом их высоты показан на рисунках 4.12 и 4.13.

В целях более наглядного представления расположения препятствий и облегчения принятия решений при согласовании строительства высотных объектов на прилегающей к аэродрому территории рекомендуется строить планы, аналогичные показанному на рисунке 4.13, для каждого направления полетов, желательно непосредственно на карте М 1:100000. Такие планы могут включаться в акт обследования препятствий.

4.2.1.7. Для каждого аэродрома заполняются следующие одинаковые по форме расчетные таблицы (таблица 4.2):

а) расчетная таблица для внешней горизонтальной, внутренней горизонтальной и конической поверхностей (одна таблица - таблица 4.2.1);

б) расчетная таблица для поверхности захода на посадку и переходной поверхности (по одной на каждое направление захода на посадку - таблица 4.2.2 и т.д.).

Порядок заполнения расчетных таблиц 4.2 следующий:

в заголовке таблицы указывается наименование аэродрома и название тех поверхностей ограничения препятствий, для которых составляется данная таблица. При необходимости, указывается направление полета (МК = ....). Кроме того, в заголовке таблицы указывается порог ВПП, выбранный в качестве начала отсчета координат XOY ("Начало координат - порог ВПП с МКпос = ...");

в графах с 1 по 6 указываются данные о препятствиях, расположенных в зонах соответствующих поверхностей. Если одно и то же препятствие попадает в зоны нескольких поверхностей, оно вносится в соответствующие расчетные таблицы;

в графе 6 указывается высота осевой линии ЛП, соответствующая координате "X" препятствий, расположенных в зоне шириной +/-750 м по обе стороны от оси летной полосы;

в графе 7 указывается обозначение соответствующей поверхности ограничения препятствий: ВШ - внешняя горизонтальная, К - коническая, ВГ - внутренняя горизонтальная, ЗП - захода на посадку, П - переходная;

в графе 8 указывается абсолютная высота (H) ограничительной поверхности, вычисленная по приведенным на рисунках 4.8 - 4.11 формулам для значений координат X и Y препятствия.

Вследствие значительной сложности формы конической поверхности в случае аэродрома с несколькими ВПП ее высота в месте расположения препятствия определяется с помощью плана.

Для этого на плане замеряется кратчайшее расстояние (по перпендикуляру) от препятствия до границы внутренней горизонтальной поверхности 00000121.wmz. Высота конической поверхности в месте расположения препятствия равна

00000122.wmz;

в графе 9 указывается разность (Hп - H) между высотой препятствия (Hп) и высотой ограничивающей поверхности (H);

в графе 10 для препятствий, возвышающихся над ограничительной поверхностью, указывается: "Критическое препятствие".

В этих расчетных таблицах координаты X, Y (графы 3 и 4) и высоты препятствий (графа 5) указываются в соответствии с перечнем препятствий аэродрома, а высота поверхности ограничения препятствий (графа 8) указывается с округлением до 0,1 м.

Превышение препятствия над ограничительной поверхностью (графа 9) указывается с округлением до 0,1 м.

4.2.1.8. Препятствия, определенные во всех расчетных таблицах как критические, сводятся в единую таблицу "Критические препятствия по аэродрому..." (таблица 4.3).

Порядок заполнения таблицы 4.3 следующий:

в графах с 1 по 6 указываются данные о расположении и высоте критических препятствий, причем положение этих препятствий указывается в полярной системе координат, поскольку данная таблица является общей по аэродрому. Номера и наименование препятствий в ней указываются в соответствии с перечнем препятствий аэродрома;

в графе 7 указывается ограничивающая поверхность. Если препятствие пересекает одновременно несколько поверхностей, в графе 7 указывается каждая из этих поверхностей;

в графе 8 указывается величина возвышения препятствия над каждой из ограничивающих поверхностей;

в графе 9 указываются мероприятия по устранению критических препятствий.

00000123.png

Рис. 4.12. Пример взаимного расположения поверхностей

и образования результирующей поверхности ограничения

препятствий для ВПП классов I, II, III

00000124.png

Обозначения: 1 - ВПП; 2 - ЛП; ограничительные поверхности: 3 - переходная; 4 - внутренняя горизонтальная; 5 - коническая; 6 - захода на посадку; 7 - взлета; 8 - внешняя горизонтальная

Рис. 4.13. План взаимного расположения поверхностей

ограничения для ВПП классов I, II, III