Магистратура важна для успешного строительства карьеры
Онлайн-интервью с д.э.н., профессором, проректором по магистратуре и аспирантуре Финансового университета при Правительстве РФ Екатериной Анатольевной Каменевой
Что такое магистратура, в чем ее отличие от второго высшего образования, как подготовиться к поступлению, какие перспективы открываются молодым специалистам после ее завершения - мы узнали у д.э.н., профессора, проректора по магистратуре и аспирантуре Финансового университета при Правительстве РФ Екатерины Анатольевны Каменевой.
КонсультантПлюс: Расскажите, что представляет собой магистратура? Можно ли ее назвать формой второго высшего образования?
Е.А. Каменева: В соответствии со ст. 69 Закона №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" п. 8:
"Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:
1) по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;
2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;
3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки - лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;
4) по программам подготовки научно-педагогических кадров - лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук".
Таким образом, если человек впервые поступает в магистратуру и не имеет при этом диплома специалиста, такую магистратуру вторым высшим образованием назвать нельзя.
Отмечу, что с переходом к трехступенчатой структуре высшего образования в России (бакалавриат-магистратура-аспирантура) вообще исчезает как таковое понятие "второго высшего" - образование становится непрерывным - через всю жизнь.
Взрослый человек (например, выпускник бакалавриата) должен понимать и осознавать, какие знания и умения ему нужны в жизни, чтобы достичь успеха в профессиональной деятельности. Вариантов для выстраивания индивидуальной образовательной траектории после окончания бакалавриата сегодня много:
- пойти в магистратуру, чтобы углубить свои знания по освоенному в бакалавриате направлению подготовки;
- пойти в магистратуру, при этом кардинально изменив образовательную траекторию - например, бакалавр экономики поступает в магистратуру по педагогике; бакалавр юриспруденции идет в магистратуру на социологию; бакалавр-инженер решает стать финансистом…. Другой вопрос - сможет ли такой "непрофильный" студент успешно закончить магистратуру? Такое решение - это ответственность абитуриента. Выбор направлений подготовки в магистратуре практически не привязан к базовому образованию. В соответствии со ст. 69 Закона №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": "…к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня".
- освоить программу дополнительного профессионального образования (MBA, программы повышения квалификации или переподготовки);
- пройти обучение для сдачи квалификационного экзамена и получения профессионального сертификата (например, по иностранному языку - IELTS, TOEFL и др., или по финансовому менеджменту и бухучету - ACCA, ICAEW, CFA и др.).
Опять же, повторюсь, важно четко понимать, что нужно молодому человеку для успешного строительства карьеры, и - остается сделать верный выбор.
Напомню также, что об освоении программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры свидетельствует диплом о высшем образовании государственного образца. Все остальное - это достройка основной образовательной траектории и заканчивается выдачей профессиональных сертификатов, удостоверений о повышении квалификации или переподготовке и других документов, подтверждающих успешное освоение образовательной программы, которые выдает не государство, а образовательная организация, проводившая обучение.
КонсультантПлюс: Зачем выпускнику, закончившему бакалавриат, поступать в магистратуру? Какие преимущества она дает? Какие существенные различия между бакалавром и магистром?
Е.А. Каменева: Выпускник магистратуры отличается от выпускника бакалавриата освоенными компетенциями и полученным уровнем квалификации (см. таблицу - Приказ Минтруда России от 12.04.2013 №148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов").
Уровень |
Показатели уровней квалификации |
||
Полномочия и ответственность |
Характер умений |
Характер знаний |
|
6 уровень - бакалавриат |
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации |
Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений |
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации |
7 уровень - магистратура, специалитет |
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений |
Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных Разработка новых методов, технологий |
Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации |
8 уровень - магистратура, аспирантура |
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли |
Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов |
Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности |
КонсультантПлюс: Расскажите коротко об условиях поступления в магистратуру: кто может поступить, какие экзамены предстоит сдать, какие документы необходимо предоставить?
Е.А. Каменева: Процесс поступления в магистратуру регулируется Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. №1147) и локальными нормативными актами вузов.
В магистратуру может поступить абитуриент, имеющий диплом о высшем образовании (бакалавриат, специалитет). На программы магистратуры прием проводится по результатам вступительных испытаний, установление перечня и проведение которых осуществляется организацией самостоятельно. Поэтому о перечне документов, о вступительных испытаниях - необходимо смотреть порядок (или правила) приема конкретного вуза, куда вы будете поступать.
В Финансовом университете, например, два вступительных испытания в виде компьютерного тестирования (профильная дисциплина и иностранный язык). Также у нас действует порядок признания федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ), индивидуальных достижений (портфолио), международных сертификатов по иностранному языку.
КонсультантПлюс: Может ли поступить в магистратуру выпускник специалитета? Нужно ли ему это делать?
Е.А. Каменева: Конечно, может. Нужно ли выпускнику специалитета поступать в магистратуру - смотри мой ответ на первый вопрос. Могу привести пример из своего личного опыта принятия подобного решения. Моя сестра 8 лет назад успешно закончила специалитет с дипломом экономиста. В прошлом году она поступила в магистратуру на образовательную программу "Менеджмент дошкольных образовательных учреждений" по направлению подготовки "Педагогика". Зачем? Ответ прост: будучи экономистом, она захотела связать свою жизнь с дошкольным образованием. Однако, в соответствии с квалификационными требованиями, без базового педагогического образования это невозможно.
КонсультантПлюс: Существуют ли возрастные ограничения для поступающих в магистратуру?
Е.А. Каменева: Таких ограничений нет.
КонсультантПлюс: Кто может претендовать на бюджетные места?
Е.А. Каменева: На бюджетные места по программам магистратуры могут претендовать:
- победители олимпиад;
- лица, имеющие льготы, согласно Закону №273-ФЗ "Об образовании в РФ";
- абитуриенты, набравшие достаточно баллов по итогам общего конкурса.
КонсультантПлюс: Как проходит обучение магистрантов, какова специфика обучения, какие формы обучения существуют, чего в магистратуре больше: теории или практики? Может ли будущий магистр совмещать работу с обучением?
Е.А. Каменева: Фундаментальная подготовка, безусловно, очень важна и в магистратуре. Однако магистратура должна быть более практико-ориентированной. Преподаватели-практики, мастер-классы профессионалов, командная работа, развитие критического и системного мышления, научный поиск - вот основные характеристики современной магистратуры.
Вопрос совмещения обучения в магистратуре и профессиональной деятельности - это вопрос конкретного вуза. Целиком отдаться профессиональной деятельности вряд ли получится, но совмещение возможно.
КонсультантПлюс: Очевидно, что магистратура предназначена не для всех студентов. Могли бы вы описать типичного представителя магистратуры?
Е.А. Каменева: Типичных магистрантов можно условно разделить на две категории:
- свежий выпускник бакалавриата, который хочет углубить специализацию и повысить уровень подготовки, полученные в бакалавриате;
- человек, уже имеющий опыт работы (после бакалавриата, специалитета) и четко понимающий, как достроить с помощью магистратуры свою образовательную траекторию для профессионального роста.
КонсультантПлюс: Что вы посоветуете нашим читателям - студентам экономических и юридических факультетов, которые хотят учиться в магистратуре?
Е.А. Каменева: Если решение о поступлении в магистратуру уже принято, нужно использовать все возможности для получения высоких баллов и успешного поступления.
Например, можно принять участие в независимой внешней оценке знаний - сдать Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ), озаботиться формированием портфолио и, конечно, активно готовиться к вступительным испытаниям.