О подготовке юристов будущего
Онлайн-интервью с руководителем образовательной программы «Цифровой юрист» в НИУ ВШЭ Романом Михайловичем Янковским
Почему сегодня нужны юристы нового типа, какие юридические навыки будут востребованы через 10 лет, зачем юристу изучать информационные технологии – об этом и многом другом рассказал руководитель новой образовательной программы «Цифровой юрист» в НИУ ВШЭ Роман Михайлович Янковский
Роман Янковский |
КонсультантПлюс: В 2022 г. ВШЭ запустила новую программу «Цифровой юрист». Расскажите кратко, в чем ее суть и какова необходимость в ее внедрении.
Роман Михайлович Янковский: Если говорить кратко, «Цифровой юрист» — это наш ответ на вопрос, как подготовить юриста, востребованного в 2027 г.
Сегодня все больше места в профессии юриста занимают цифровые навыки, но им в наших вузах не учат. Чтобы сформировать программу, мы создали на факультете права отдельный Центр трансформации юридического образования, задача которого — сформировать видение будущего нашей профессии и придумать, как улучшить юридическое образование, чтобы наши выпускники лучше соответствовали профессии нового времени. Мы глубоко исследовали этот вопрос: подняли социологические исследования, как российские, так и зарубежные, общались с экспертами, встречались с работодателями, выпускниками.
Получилась композитная программа, некий микс из юридических предметов, курсов по софтскилз и цифровых дисциплин. Причем мы не стали сокращать ключевые юридические дисциплины, а по некоторым даже увеличили нагрузку. Чтобы всё это поместилось в учебный план, мы учим цифровых юристов пять лет вместо четырех. Пять лет, притом это все еще бакалавриат, не специалитет. С другой стороны, мы считаем, что не всем нашим выпускникам понадобится магистратура.
Мы назвали программу «Цифровой юрист», и многие думают, что это какая-то чрезвычайно специализированная программа на стыке права и IT, которая не каждому подойдет. Я так не считаю. В будущем любой юрист будет в той или иной степени заниматься IT-составляющей. Поэтому предпочитаю говорить о нашей программе, в первую очередь, как о хорошем, качественном юридическом бакалавриате, который формирует востребованного юриста. Вот что мы создали — хорошую, качественную программу, переосмысленную с точки зрения адекватности, с точки зрения задач, которые встают перед современным юристом.
КонсультантПлюс: Какое количество студентов сегодня обучается по этому направлению?
Р.М. Янковский: В этом году был первый набор, к нам пришли порядка 60 человек. Это хороший результат, мы полностью выполнили план по набору, у нас самый высокий вступительный балл среди юридических программ Высшей школы экономики. В перспективе будем расширять набор, конечно.
КонсультантПлюс: Какой вы видите потенциал у этой программы?
Р.М. Янковский: Мне кажется, за нами следят многие конкурирующие вузы, и это лучший признак, что мы движемся в нужном направлении, - наша программа имеет большой потенциал. IT-рынок в России сильно вырос за последние годы, он будет расти и дальше. А если в России не будет работы — цифровой юрист, пожалуй, самый мобильный тип юриста, мы часто работаем на удаленке, ездим по миру. Поэтому я думаю, что всё больше абитуриентов будут выбирать именно наше направление.
КонсультантПлюс: Что ждет студентов в процессе обучения: какие дисциплины они будут изучать, будут ли изучаться в полной мере справочные правовые системы, будет ли организована практика и берете ли вы какие-то обязательства по трудоустройству студентов?
Р.М. Янковский: Основной блок программы (обязательные предметы) составлен из привычных дисциплин: история права, теория права, конституционное, административное право, международное право, уголовное, гражданское, трудовое и т.д. Из необычного — мы исключили как отдельный курс правоохранительные органы (разделив между административным правом и уголовным процессом), добавили корпоративное, налоговое право и курс по интеллектуальным правам. Предпринимательское право также разделили: часть тем пойдет в гражданское право, часть в корпоративное.
Конечно, есть и дисциплины по выбору: арбитражный процесс, семейное право, право городов (смесь градостроительного и муниципального права) и другие дисциплины. В том числе по выбору будут предлагаться дисциплины в сфере цифрового права: регулирование интернета, введение в финансовые технологии, регулирование данных, новейшая история правовых учений, или, как мы ее называем, «ТГП 2.0».
В программе много цифровых предметов — от цифровой грамотности и изучения ключевых IT-технологий до программирования и основ анализа данных. На старших курсах хотим рассказать про онтологии, машиночитаемое право — если это через несколько лет все еще будет актуально у нас.
Наконец, дисциплины, посвященные навыкам. Их тоже много: критическое мышление и логика, юридическое письмо, коммуникации и медиакомпетенции, основы менеджмента, legal drafting, legal research.
Говоря про навыки, отвечу и на ваш вопрос про работу в информационных системах. У нас есть отдельный предмет по справочно-правовым системам («информационные технологии в деятельности юриста»), но помимо собственно систем у нас есть отдельный блок по legal research в курсе теории права. Там рассказываем, грубо говоря, как искать нормы, как их интерпретировать, что делать, если нормы друг другу противоречат. Также инструменты для работы юриста изучаются на курсе цифровой грамотности.
Практика на нашей программе организована, в общем-то, стандартно: учебная и производственная после 2 и 3 курса соответственно. Пока мы в процессе согласования с работодателями мест для практики и стажировки. К счастью, у нас пока не так много студентов, так что найти для всех интересные и полезные стажировки — решаемая задача.
Обязательств по трудоустройству студентов мы на себя не берем. Это принципиальная позиция нашего вуза. Но, как показывает практика, это никого не отпугивает — наши выпускники прекрасно находят себе работу сами.
КонсультантПлюс: Опишите в целом - кто такой цифровой юрист, какие у него будут знания и навыки, чем он будет заниматься, какие на него будут возлагаться обязанности?
Р.М. Янковский: Если коротко, цифровой юрист — это юрист, который говорит на одном языке и с нанимателями, у многих из которых бэкграунд в IT, и с другими юристами, в том числе с нецифровыми юристами. Это значит, что цифровой юрист разбирается не только в праве, но и в технологиях, и обладает бизнес-навыками, чтобы говорить с заказчиком на одном языке.
Чуть подробнее пройду по отдельным пунктам. Юридические знания необходимы, конечно, но важны и другие знания — не зубрежка законов, но понимание системы, на которую уже при необходимости можно будет нанизать любую детализацию в той или иной отрасли. Технологические навыки — это и общее понимание, как работают те или иные ключевые технологии, и цифровая грамотность, и базовое умение программировать. Знания в бизнесе — основы менеджмента, управления проектами, а также так называемые гибкие навыки: критическое мышление, юридическое письмо, переговоры, выступления и т.д.
Я не считаю, что в компаниях будут работать какие-то отдельные «цифровые юристы». Мне кажется, все юристы в той или иной степени будут цифровыми: будут общаться с IT-специалистами, внедрять IT-решения в свою работу, будут сталкиваться с цифровыми отраслями права (регулирование данных, интеллектуальная собственность и т.п.). Поэтому, когда мы говорим про цифровых юристов, мы, скорее, имеем в виду тех юристов, которые придут к нам через пять-десять лет, юристов будущего.
КонсультантПлюс: В нашей компании ежегодно проводится стажировка для студентов-юристов и технических специалистов. У них обычно стоит задача по решению различных кейсов в командной работе, попросту говоря, юристы создают юридические проекты и реализуют их с помощью технических специалистов. В случае прохождения вашей программы будет ли цифровой юрист в будущем нуждаться в такой помощи программистов или эта помощь ему не потребуется за счет того, что он сам сможет реализовывать любые проекты?
Р.М. Янковский: Нет, конечно, юрист, даже получивший хорошие технические навыки на программе, никогда не может заменить выпускника факультета компьютерных наук. Он и не должен таким специалистом становиться. Задача юриста — понимать границы технологий, применимых в юридической работе, понимать их возможности. Грубо говоря, правильно формулировать запрос и понимать ответ. Этот навык он сможет использовать и при общении с заказчиком, и при выборе инструментов для автоматизации своей работы.
Поэтому нет, конечно, наши выпускники не будут самодостаточны в отношении разработки технических продуктов. Уверен, им всё так же будут нужны специалисты для реализации задуманного, просто они будут гораздо быстрее находить с этими специалистами общий язык. Я думаю, наши студенты еще придут к вам на стажировку, но именно в качестве юристов.
КонсультантПлюс: Какие еще вы видите преимущества у вашего студента перед студентами обычных юридических факультетов?
Р.М. Янковский: Если вы имеете в виду, в чем особенность наших абитуриентов, — могу сказать, что к нам пришли, пожалуй, самые осознанные. В НИУ ВШЭ вообще учатся ребята, которые привыкли сами ставить себе цели по жизни и реализовывать их, будущие self-made persons. И наша программа это лишний раз доказывает. Кажется, они хорошо понимали, куда идут, и не пожалели о своем выборе.
Если вы хотите узнать, какие возможности есть у наших студентов, — тут я могу долго рассказывать. В Высшей школе экономики вообще у студентов много самых разных возможностей. Но я остановлюсь на возможностях нашей программы. Какие уникальные вещи мы делаем для студентов сейчас?
Во-первых, мы учим навыкам. Мы запустили важный курс по критическому мышлению, небольшой курс по legal research внутри курса по теории права, со следующего семестра у студентов начнется большой курс по письму. Причем мы включаем письменные задания и в классические курсы вроде теории права, чтобы студенты получали навыки письма не только из специальных курсов, но и из теоретических и отраслевых дисциплин.
Во-вторых, на днях мы запускаем большой курс по основам юридической профессии. На него удалось привлечь молодых преподавателей консалтинга, которые помогут нашим студентам как можно раньше понять, в какой индустрии они оказались, какие здесь правила, ограничения. Мы собираемся позвать на курс большое количество гостей из различных фирм, и даже водить самих студентов на экскурсии к их будущим работодателям.
В-третьих, хочу отдельно отметить внимание к психологическому состоянию наших студентов. 31 августа мы провели с первокурсниками вводную коуч-сессию по целеполаганию, далее на каждую группу назначаются три тьютора из числа старшекурсников, которые помогают студентам реализовывать свой план и следить за своим душевным равновесием. Студенты ежемесячно проводят самообследование (так называемую оценку состояния), а в следующем семестре у них будет еще одна коуч-сессия для корректировки своих планов. На старших курсах тьюторов заменят менторы из числа выпускников и работодателей.
Возможно, кому-то покажется, что такое внимание к состоянию студентов чрезмерно, но мне кажется, что в нашей реальности очень важно следить за собой и окружающими, вовремя принимать сигналы от студентов, помогать им справляться с нагрузкой.
КонсультантПлюс: Какие напутствия вы хотели бы дать вашим студентам перед началом освоения новой образовательной программы?
Р.М. Янковский: Почти десять лет назад я уже давал вам интервью, и на аналогичный вопрос ответил: меньше мыслить стереотипами, а также правильно разделять цели и средства для их достижения. Тогда слово «осознанность» было не в ходу, но, кажется, я имел в виду именно это. Принимайте осознанные решения, чтобы потом о них не жалеть.