"Аудитор должен совершенствоваться, без этого сложно оставаться в профессии"
Онлайн-интервью с генеральным директором ООО АК "Аудит-ЭЛ", профессором кафедры "Экономика и управление" Российской академии предпринимательства Антошиной Ольгой Александровной
О тонкостях профессии аудитор, о личностных качествах аудитора и построении карьеры в этой сфере мы поговорили с генеральным директором ООО АК "Аудит-ЭЛ", профессором кафедры "Экономика и управление" Российской академии предпринимательства Антошиной Ольгой Александровной.
КонсультантПлюс: Cложился стереотип о том, что аудитор выполняет схожие функции с ревизором: неожиданно появляется, начинает проверку всей финансовой и хозяйственной деятельности компании, при этом сотрудники компании, в частности главбух и бухгалтеры, смотрят на его работу с опаской и ждут некоего приговора. Развенчайте, пожалуйста, этот миф о профессии. Кем в действительности является аудитор, чем он занимается, каковы его обязанности? Чем отличается по функционалу аудитор от бухгалтера?
Ольга Александровна Антошина: Во-первых, я не согласна с тем, что аудитор появляется неожиданно. В любом договоре на аудит отдельно согласовываются сроки, этапы проведения работ. Таким образом, организация-заказчик всегда заранее знает, когда будут работать аудиторы.
Аудитор - это, прежде всего, специалист, имеющий отличные профессиональные навыки, связанные с бухгалтерским учетом, налогообложением, владеющий международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), знающий и соблюдающий профессиональную этику.
При этом этот специалист постоянно совершенствуется, без этого невозможно оставаться в профессии.
Основная задача аудитора - выразить свое мнение о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. Данное мнение он выражает на основе проведенной аудиторской проверки, которая, в свою очередь, базируется на законе об аудиторской деятельности и аудиторских стандартах.
При этом российское законодательство в области аудита позволяет аудиторам оказывать и сопутствующие аудиту услуги: консалтинг, анализ финансово-хозяйственной деятельности, обучение и другие виды.
Цели и задачи профессиональной деятельности аудитора и бухгалтера разные и регламентируются разными законами. Бухгалтер в ходе своей профессиональной деятельности ведет бухгалтерский учет - формирует документированную систематизированную информацию об объектах, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и составляет на ее основе бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Аудитор, в свою очередь, выражает независимое мнение об этой отчетности.
КонсультантПлюс: Какими качествами должен обладать аудитор? Что он должен знать и уметь? Какой опыт работы должен быть у претендента на эту должность? Какие еще требования существуют к соискателям: сдача квалификационного экзамена, подтверждение своей квалификации?
Ольга Александровна Антошина: Ответ на данный вопрос можно найти в законе об аудиторской деятельности.
Во-первых, стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, должен быть не менее трех лет, из которых не менее двух лет должны приходиться на работу в аудиторской организации. Во-вторых, претендент должен иметь высшее образование. И, в-третьих, соискатель должен сдать квалификационный экзамен, который состоит из компьютерного тестирования и выполнения письменной работы.
Как видим, объем знаний, которыми должен обладать аудитор, очень большой и разнообразный. Помимо этого аудитор обязан в течение каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.
Таким образом, девиз В.И. Ленина "Учиться, учиться и учиться!" не теряет своей актуальности и на сегодняшний день.
КонсультантПлюс: Деятельность аудиторов отражена в законодательстве, также известно, что существует профессиональный кодекс этики. Приведите, пожалуйста, вкратце его базовые принципы, на которые должны ориентироваться аудиторы в своей работе.
Ольга Александровна Антошина: Аудитор при осуществлении профессиональной деятельности должен соблюдать следующие основные принципы этики: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение.*
*(Данные принципы представлены в разделе 1 Кодекса профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол N 4) (ред. от 27.06.2013)).
В ходе образовательного процесса очень интересно обсуждать с современными студентами данные базовые принципы. На мой взгляд, эти принципы должны работать в любой профессии и тогда наше общество будет значительно лучше.
КонсультантПлюс: С чего, как правило, начинается карьера аудитора? Какой может быть стартовая позиция молодого специалиста, желающего в будущем заниматься аудиторской деятельностью?
Ольга Александровна Антошина: С желания молодого специалиста жить этими вопросами. Надо любить свою профессию, чтобы посвятить ей жизнь. Тот молодой человек, который хочет заниматься аудитом, всегда найдет возможность для своей реализации. Ко мне приходили молодые сотрудники, которые говорили: "Я очень мало знаю, но я хочу и буду учиться". И они, сделав свой выбор, были в этой профессии. Но приходили и такие, которые говорили, что они достаточно много знают, начинали калькулировать свой будущий доход, а в профессии задерживались, увы, недолго.
Также очень много в жизни любого человека зависит от педагога. Когда к студенту приходит преподаватель, у которого горят глаза от любви к своей профессии, когда он готов поделиться не только теорией, но привести много практических примеров, студент заражается этой энергией и любовью к профессии.
КонсультантПлюс: Есть ли разделение внутри этой профессии по профилю, например, если аудитор занимался изначально проверкой только банковской сферы, значит ли, что его карьера будет строиться только в рамках этого профиля?
Ольга Александровна Антошина: К сожалению, история развития аудита в России показывает нам достаточно сложные его вехи. И раньше квалификационные аттестаты, выдаваемые аудиторам, делились на следующие категории "Общий аудит", "Аудит кредитных организаций и банков", "Аудит страховых организаций", "Аудит профессиональных участников рынка ценных бумаг и финансовых организаций". На каждый аттестат необходимо было сдавать отдельный экзамен. Сейчас, в свете реформирования аудита в России на базе международных стандартов аудита, выдается единый квалификационный аттестат, при получении которого сдается экзамен, учитывающий все отраслевые особенности.
Я согласна с позицией реформаторов о том, что современный аудитор должен знать МСФО, должен знать и соблюдать Кодекс профессиональной этики, но я в корне не согласна, что таким образом мы повышаем качество аудиторских услуг. Мне очень нравится сравнение аудитора и врача. У каждого врача есть своя специализация, и пока никому в голову не приходит стоматолога в принудительном (законодательном) порядке заставить дополнительно пройти обучение на кардиолога для того, чтобы лечить зубы. Однако с аудиторами именно так и получилось, их вынудили пересдавать квалификационный экзамен и учить то, что им никогда не пригодится. Действительно, аудитор, который имел аттестат на общий аудит и работал в реальном секторе экономики, вряд ли пойдет проверять банк или страховую организацию (там План счетов другой, другие отраслевые требования к формированию отчетных данных), но при реформах это оказалось не услышано.
Мое мнение - лучше быть хорошим специалистом в одной сфере экономики, чем посредственностью во многих отраслях.
КонсультантПлюс: Как выстраивался ваш личный путь к этой профессии? Кого можете назвать вашим учителем в профессии? В чем заключается ваша работа, в какой области вы специализируетесь?
Ольга Александровна Антошина: Мое становление в профессии пришлось на 90-е годы, когда очень многое было вновь для нашей экономики. Я с большим удовольствием хочу высказать теплые слова благодарности моему руководителю, на то время финансовому директору одного из крупных российских холдингов, доценту ВШЭ Степиной Антонине Федоровне, профессионалу с большой буквы! Уже в то время она и вела активную профессиональную деятельность, и преподавала в Высшей школе экономики. Мне было на кого равняться, я много училась, и мне очень хотелось быть похожей на нее. Сейчас, спустя почти 20 лет, могу сказать, что получилось, и Антонине Федоровне не придется краснеть за ее подчиненную-ученика, хотя в свое время без ошибок не обходилось.
Еще раз спасибо и низкий поклон.
Сегодня я - аудитор, профессор высшей школы, ведущая многих авторских семинаров по проблемам бухгалтерского учета и налогообложения.
КонсультантПлюс: Опишите, пожалуйста, ваш стандартный распорядок дня. Что важнее всего в вашей работе: интуиция или аналитический склад ума? Есть ли в вашей работе место творчеству?
Ольга Александровна Антошина: Стандартного распорядка дня нет. Каждый день особенный, в зависимости от того, что сегодня делаю: работаю со студентами, консультирую клиента, еду на аудит, читаю семинар, строю свой график индивидуально на каждый день. Но, каждый день выделяется время на изучение нового в нормативном регулировании, на отдельные аспекты личностного развития, на общение с семьей.
Трудно ответить, что важнее, интуиция или аналитика: без этой пары невозможно.
Творчество? Конечно, есть: ведь один и тот же факт хозяйственной жизни можно отразить по-разному, финансовый результат будет разный, данные финансовой отчетности разные, и все это в рамках действующего законодательства.
КонсультантПлюс: Какие подводные камни существуют в профессии, о которых надо знать заранее молодым специалистам?
Ольга Александровна Антошина: Нельзя терять квалификацию, даже если ты в отпуске по уходу за ребенком, то должен проходить обучение и повышать квалификацию. Не каждая молодая мама готова к этому.
КонсультантПлюс: Какие ошибки наиболее часто совершают аудиторы, как их избежать молодым специалистам? Как им нужно начинать зарабатывать репутацию, от которой многое зависит в вашей профессии?
Ольга Александровна Антошина: Наиболее часто мы сталкиваемся с тем, что молодые специалисты относятся к работе халатно ("авось и так сойдет"). Это сразу бьет по репутации самого сотрудника и рикошетом по репутации аудиторской организации.
На мой взгляд, очень эффективно работает в аудиторской организации система наставничества, когда молодой специалист прикрепляется к опытному наставнику, который передает знания и навыки, а также культуру профессионального общения. Причем подобный опыт полезен обоим участникам: молодой задает вопросы, а опытный должен быть готов на них ответить. А вопросы иногда бывают не из простых.
КонсультантПлюс: Приведите интересный случай из вашей практики, который вас больше всего поразил или удивил во время аудиторской проверки.
Ольга Александровна Антошина: На аудиторскую проверку предоставлен авансовый отчет, в котором лежит расписка от лица, получившего взятку: "Я, Иванова Мария Ивановна, ХХ.ХХ.2011 года, получила от Петрова Петра Петровича 3000,00 рублей в качестве вознаграждения за…..". Поразило всё, от первого до последнего: кто-то это написал, подотчетное лицо приложил к авансовому отчету, бухгалтер принял, руководитель утвердил. "Отчетность достоверна!"
КонсультантПлюс: Аудитор - это профессия, которая требует от специалиста постоянного развития, ему приходится постоянно учиться, хорошо знать нормативную базу и быть в курсе изменений законодательства. Как вы обычно отслеживаете изменения в законодательстве? Используете ли в своей работе справочные правовые системы? Нужно ли студентам изучать этот инструмент в вузе?
Ольга Александровна Антошина: Система КонсультантПлюс - это мой проводник в постоянно меняющейся правовой базе нашего государства. Мы вместе с 1996 года! Сейчас я даже представить себе не могу, а как может быть иначе.
На мой взгляд, студенты, чтобы в дальнейшем быть профессионально востребованными должны знать правила работы с системой. На работе нет времени разбираться, как это работает, надо уже ЗНАТЬ!
Студенты, к сожалению, не могут, не умеют и не хотят читать законы, и это печально. Такие навыки нужно развивать в вузе, кстати, сейчас это доступно всем студентам (без ограничений в разделах законодательства).
При организации практических занятий в вузе я всегда использую материалы системы КонсультантПлюс, показываю студентам, как работает программа, как быстро решить поставленную задачу.
КонсультантПлюс: Посоветуйте нашим читателям - студентам экономических факультетов, что все-таки нужно для успешного построения карьеры в вашей сфере, как стать востребованным специалистом?
Ольга Александровна Антошина:
- Желание стать профессионалом.
- Стремление получать новые знания.
- Понимание того, что учиться надо всю жизнь.
И еще не лениться! Не ждать готового решения, а искать и находить самим, пытливый ум - это как раз про нашу профессию! Не бойтесь принимать решения. Не бойтесь ответственности, ведь тот, кто ее боится, никогда не выразит своего мнения.