"Государственный аудитор - "цепной пес" налогоплательщика"
Онлайн-интервью с научным руководителем Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Заслуженным юристом России, д.ю.н., профессором Сергеем Михайловичем Шахраем
4 октября 2013 г. редакция сайта edu.consultant.ru встретилась с научным руководителем Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова, Заслуженным юристом Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором Сергеем Михайловичем Шахраем. В ходе встречи он рассказал о профессии государственный аудитор и его отличиях от коммерческого аудитора, остановился на специфике и преимуществах обучения студентов на факультете государственного аудита в МГУ, а также раскрыл перспективы развития профессии.
КонсультантПлюс: Аудитор - "модная" сегодня профессия, получить ее хотели бы многие молодые люди.
Рынок образовательных услуг отреагировал на этот спрос соответствующим ростом предложений. Аудиторов выпускают многие учебные заведения, есть программа подготовки аудиторов и на экономическом факультете МГУ.
Программа вашего факультета называется "Государственный аудит". Не могли бы объяснить, что входит в компетенцию специалиста, работающего в сфере государственного аудита? В чем отличие от аудитора коммерческой компании?
С.М. Шахрай: 7-10 лет назад профессия аудитора не была столь известна и популярна, поэтому с удовлетворением можно говорить, что, когда в 2007 г. мы создавали в МГУ этот факультет, мы сделали верный выбор.
Безусловно, этому помогло два обстоятельства: во-первых, экономический кризис, когда у любой организации и частной корпорации возникла проблема эффективности, экономии, и второй фактор - законы рыночной экономики, законы деятельности хозяйствующих субъектов требуют ежегодного аудита и их отчетности для акционеров, для налоговиков, для общества, для нас с вами как налогоплательщиков. Вы правы, что аудитор в традиционном смысле и государственный аудитор - не одно и то же. Идея выделения такой специальности и создания соответствующего факультета родилась, когда я начал свою деятельность в Счетной палате РФ. Я юрист по образованию. Имею богатый опыт работы в этой сфере. Мне посчастливилось участвовать в создании Конституции РФ, 6 лет я работал вице-премьером в Правительстве, но, придя в Счетную палату, понял, что нужны системные, глубокие знания в экономике, и пошел в Финансовую академию при Правительстве РФ, где с удовольствием отучился 3 года.
Будучи руководителем аппарата Счетной палаты РФ, я познакомился с личными делами сотрудников, и оказалось, что 2/3 из них имеют высшее экономическое образование и 1/3 - высшее юридическое.
Не трудно было понять, что юристам обязательно надо знать экономику, потому что работа ведется в высшем контрольном органе, а экономистам при этом надо знать право, потому что их проверки остаются мертвыми бумагами, если они не обличены в нужную юридическую форму, например представления или предписания. Если работник Счетной палаты РФ не может грамотно выделить признаки финансового, административного или даже уголовного правонарушения, это говорит о его некомпетентности. Таким образом, возникла простая идея: не попробовать ли сразу экономические, финансовые и юридические знания упаковать в некую логическую схему и учить всему этому одновременно.
Два года ушло на то, чтобы убедить Министерство науки и образования одобрить наш стандарт по государственному аудиту. Причем стандарт мы делали только для магистратуры, исходя из того, что к нам могут прийти выпускники не только экономических, юридических, но и даже медицинских и других вузов (бывает, что и им в своей работе приходится сталкиваться с необходимостью овладения навыками государственного аудита). Так возник факультет.
Главное отличие наших выпускников состоит в том, что они нацелены на сферу государственного контроля, прежде всего внешнего финансового контроля. Это означает работу в Счетной палате РФ, в контрольно-счетных органах субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. И в то же время это возможность работать и в системе внутреннего финансового контроля: в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, в Казначействе, в самом Министерстве финансов, подразделениях финансового контроля государственных органов и государственных учреждений, госкорпораций. Если коротко охарактеризовать, кто такой государственный аудитор, - это специалист для работы в сфере государственного и муниципального финансового контроля. При этом специалист не только владеющий современными методиками контрольной деятельности, но и способностями к экономическому анализу, прогнозированию экономических процессов, финансовой экспертизе принимаемых решений. Аналитическая работа является неразрывной частью внешнего финансового контроля и с годами ее значение в деятельности государственного аудитора будет только усиливаться.
Вот в этом сейчас и заключается его принципиальное отличие от аудитора частной компании. Мне кажется, что через некоторое время эти сферыбудут сближаться. Россия рано или поздно должна внедрить соответствующие международные стандарты,. Хотя эти решения уже приняты, но процесс их внедрения, к сожалению, затягивается.
На практике я вижу интеграцию этих сфер, и косвенным признаком этого является то, что наших выпускников уже нарасхват забирают аудиторские организации, аналитические и инвестиционные подразделения крупных банков и компаний. Т.е. аудиторы в сфере бизнеса столкнулись с тем, что их партнерами являются государственные или бюджетные организации, и им в своей работе надо понимать, как устроена государственная система контроля.
Так, например, за последние два года 6 выпускников получили работу в PricewaterhouseCoopers (отдел финансовых расследований, налоговый отдел), KPMG, BCG,. А это ведущие мировые аудиторские и консалтинговые компании. Хорошо наших выпускников берут также госкорпорации России.
Поэтому, скорее всего, профессия аудитора будет комплексной или в базе единой для всех сфер хозяйственной деятельности. К примеру, мы имеем органы внутреннего финансового контроля - это Росфиннадзор и внешний орган, от имени общества, - Счетную палату, но уже сейчас понятно, что 6 стандартов финансового контроля и классификатор финансовых нарушений должны быть едиными. А государственный аудитор обязан знать все эти сферы деятельности.
Сегодня можно говорить, что в нашей стране и даже в мире это уникальный факультет. Например, китайцы уже "положили глаз" на наш факультет и планируют появление аналогичной структуры в будущем Московском университете, создаваемом в КНР.
КонсультантПлюс: Некоторые считают, что ВШГА готовит узких специалистов только для работы в государственных органах. Так ли это? И что закладывается в программу обучения этих специалистов?
С.М. Шахрай: Если бы наши выпускники были сугубо узкими специалистами, то они не были бы так востребованы, правильно?
У нас на факультете обучение осуществляется строго в соответствии с образовательными стандартами по направлениям: "Юриспруденция" и "Экономика". Эти стандарты едины и обязательны для всех, в том числе и для экономического и юридического факультетов. Мы также как и они обязаны выполнять их в полном объеме.
Таким образом, наши студенты получают классическое университетское образование по экономике и юриспруденции, без каких либо изъятий. Наоборот, мы дополняем такое образование углубленной профессиональной ориентацией учащихся в рамках соответствующих профилей подготовки. Раньше это называлось специализацией. Теперь, с переходом на бакалавриат, называется профилем.
На практике это выглядит так: на первых двух курсах бакалавриата студенты осваивают весь комплекс общеобразовательных, математических, общепрофессиональных дисциплин. Далее они переходят к изучению дисциплин профессионального цикла, то есть тех, которые определяют основные профессиональные компетенции выпускника в будущем. К ним как раз мы постепенно "подмешиваем" те самые специальные предметы в соответствии с профилем подготовки. Таких профилей у нас три. У юристов: финансово-правовой и расследование экономических преступлений. У экономистов - государственный аудит. В рамках профилей все студенты осваивают предметы по финансовому контролю и государственному аудиту, а также изучают дисциплины из смежных направлений подготовки: юриспруденции и экономики. То, о чем я говорил раньше.
На факультете представлено 2 отделения: экономическое и юридическое. На экономическом отделении студенты изучают: финансы и кредит, бюджетную систему, финансовый менеджмент, экономический анализ, корпоративные финансы, бухгалтерский и бюджетный учет и многие другие дисциплины. Но при этом здесь человек получает еще и дополнительные юридические знания: правоведение, гражданское право, налоговое право и т.д. Юридическое же отделение готовит специалистов для работы в государственных органах, в органах следствия, в прокуратуре. Но в отличие от своих коллег, получивших юридическое образование, они будут владеть еще и навыками анализа хозяйственной деятельности, бухучета и бухгалтерской отчетности, финансового контроля. Они будут знать, как построен бюджет, как работают организации, как функционирует налоговая система и т.д..
Более того, в этом году мы реализовали программу подготовки финансовых "шерлок холмсов", заключили договор со Следственным комитетом РФ, который уже направил к нам на углубленное изучение методов раскрытия финансовых преступлений первых 10 студентов. Не секрет, что сегодня следователей, которые ориентируются в финансах, экспертизе, бухгалтерии, практически нет, обычному работнику следствия сложно понять механизм подобных преступлений, они не могут юридически зафиксировать доказательства финансовых правонарушений, поэтому, согласно статистике, подобные дела в суде рассыпаются или до суда вообще не доходят. Но теперь эта проблема будет решена - у нас будут выпускаться финансовые следователи для раскрытия сложных финансовых махинаций. Это одно из направлений синтеза экономики, права и финансов.
Сегодня бюджет является признаком любого государства. И тот, кто знает бюджетную сферу, знает как она функционирует, как проверяется, как взаимодействует с частным (корпоративным) сектором, тот сможет помочь своей частной фирме работать более эффективно. Поэтому в бизнесе на наших выпускников такой большой спрос: по прошествии 3-х выпусков с трудоустройством у наших ребят проблем нет. Потому что наш выпускник - это не юрист или экономист вообще, широкого профиля, таких сейчас на рынке труда очень много, а это сразу юрист и экономист в одном лице, да еще и с дипломом МГУ!
КонсультантПлюс: Конечно, вопрос трудоустройства после окончания вуза очень важен для всех студентов. Существует ли в ВШГА система помощи выпускникам при трудоустройстве?
С.М. Шахрай: Хотелось бы надуть щеки и сказать, что программа и система есть, но она только создается. Выручает то, что факультет небольшой, поэтому пока можно поштучно отслеживать судьбу ребят. Каждый год я старался трудоустроить 5- 6 человек в Счетной палате, конечно, чаще всего это отличники, которые предварительно проходили практику в этом ведомстве. Обычно около 15 выпускников нашего факультета поступают в аспирантуру - это те, кто через какое-то время либо придут учить будущих государственных аудиторов, либо пойдут в бизнес, международные финансовые структуры, в ООН, европейские организации.
Мы регулярно через ассоциацию контрольно-счетных органов (АКСОР) отслеживаем, как наши ребята трудоустраиваются в системе счетных палат Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и т.д. К моему удивлению, корпорации, куда устраиваются наши выпускники, нашли нас сами, и это говорит о том, что подготовка у ребят серьезная. У нас есть учет, отслеживание судеб наших выпускников, но говорить, что существует система помощи, поддержки, пока рановато. Но спасибо за вопрос, мы создадим эту систему.
КонсультантПлюс: Вы уже упомянули о прохождении вашими студентами практики. Является ли она обязательной в ВШГА? С какого курса студенты обычно начинают проходить практику? Как обычно проходит ее организация, и с какими компаниями, ведомствами у вас есть договоренность о прохождении практики?
С.М. Шахрай: Вопрос очень важный, особенно с учетом сокращения обучения с 5 лет до 4-х. Практика строится в 2 волны: ознакомительная и производственная ( преддипломная). Это классика, мы ее строго придерживаемся. На ознакомительную практику мы направляем студентов с третьего курса. У нас заключены договоры соответствующими финансовыми и контрольными органами и организациями. Производственная практика на нашем факультете проводится на четвертом курсе. В зависимости от специализации студенты проходят практику в Счетной палате, контрольно-счетных органах субъектов РФ, в Минфине, Казначействе, в госкорпорациях, а также в системах главных распорядителей бюджетных средств. К примеру, в Счетной палате работа построена так, что к каждому нашему студенту прикрепляется инспектор. Сейчас мы как раз хотим научить наших старшекурсников не просто бегать и ловить, не просто проводить ревизию, а уметь выстраивать систему внутреннего финансового контроля. Как не парадоксально, у нас из более чем 100 главных распорядителей бюджетных средств установились более-менее современные системы внутреннего контроля только в 26. Во всем мире уже давно задача государственного аудитора состоит в том, чтобы помочь создать систему внутреннего контроля. Именно на это мы ориентируем наших студентов. Последний этап практики зависит от темы выпускной работы: какую тему студент выбрал, туда мы его и направляем, чтобы тот смог собрать весь необходимый материал.
КонсультантПлюс: Во многих московских вузах сложилась уже такая тенденция, что, начиная с 3 курса, студенты начинают работать. Как это отражается на их обучении, и как вы к этому относитесь?
С.М. Шахрай: Вопрос непростой и ответ непростой. Были студенты, которые учились с трудом: хвосты, пересдачи, комиссии. Но когда они попадали на производство, например, в госкорпорацию, то видели на практике, что знания им просто необходимы для более успешной работы. Как это ни удивительно, но последние два года эти студенты уже учились на отлично, то есть им работа в какой-то степени даже помогла в учебе. Но не буду лукавить, были и обратные примеры, когда человек, не доучившись, получал хорошую зарплату, хорошие перспективы и выпадал из учебного процесса, попросту переставал успевать. То есть нельзя сказать, что это всегда хорошо. Но по себе сужу: лучше поработать в период обучения. Поэтому мы не мешаем студентам, стимулируем, даем им справки, помогаем, но предупреждаем, что, если получаете два хвоста, то "до свидания".
КонсультантПлюс: Занимаются ли ваши студенты научной работой? Какие перспективы у выпускников ВШГА, если сфера научной деятельности их интересует больше работы практика?
С.М. Шахрай: На нашем факультете очень благоприятные условия для научной работы. Объясню почему. Факультет относительно небольшой: около 420 студентов, и часть из них попадает на факультет, став победителями различных олимпиад. Начиная с 9 класса, ребята проходят заочные, очные туры и уже внутренне мотивированы поступить именно к нам, уже на этом этапе они, сами того не замечая, начинают овладевать научным анализом, научной работой.
Обучаясь на факультете, ребята видят, что у нас преподают кандидаты и доктора наук, у нас создан научный комплекс: университет, НИИ Счетной палаты, где представлена большая аспирантура (140 аспирантов, где я также являюсь научным руководителем), 2 диссертационных совета (кандидатских и докторских) по праву и экономике. Т.е. они варятся в этой среде изначально, поэтому неслучайно я ранее сказал, что в аспирантуру поступает минимум 10-15 человек. Мотивация у ребят разная: кто-то идет за наукой, кто-то за отсрочкой в армию (сейчас, правда, это будет делать сложнее, закон изменился). Но если человек хорошо учится и хорошо делает свою работу, то почему бы и нет? И самое главное, почему я поддерживаю научное направление на факультете, - нам нужны преподаватели по госаудиту. Мы привлекаем к работе на факультете профессоров, узких специалистов в своей области: налоги, аудит и т.д., но их очень мало. Поэтому мне важно, чтобы выпускники нашего факультета, имеющие обширные знания в сфере госаудита, вернулись на факультет и зажгли огонь в глазах уже следующего поколения.
Студенты нашего факультета несколько лет подряд становились участниками крупных научно-исследовательских проектов Министерства образования и науки Российской Федерации, реализуемых в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России". Это "Влияние конституционного и финансового контроля на развитие гражданского общества" и "Формы и уровни принятия решений в системах высшего профессионального образования и науки (в условиях формирования экономики, основанной на знаниях)".
Кроме того, наши студенты становились дипломантами по направлению "Ярмарка научных идей" Международного молодежного форума финансистов, проводимого под эгидой Правительства Российской Федерации Финансовым университетом. Несмотря на свой юный возраст, некоторые студенты факультета имеют научные публикации в ведущих журналах.
КонсультантПлюс: Как вы понимаете профессию аудитор в целом?
С.М. Шахрай: К сожалению, в нашем обществе нет культуры налогоплательщика. Мы с вами платим налоги, но практически ничего об этом не знаем. Обычно НДФЛ бухгалтерия автоматически вычитает из нашей зарплаты, и мы этого не замечаем. Это неправильно. Я сопредседатель Российского Союза Налогоплательщиков и уже много лет бьюсь с двумя идеями: подоходный налог платить не по месту работы, а по месту жительства, и платить не через бухгалтерию, а самому. Есть интернет, и теперь несложно раз в год отдать свои кровные и заполнить декларацию. Сам того не замечая, начинаешь считать, а куда идут мои деньги? В доме, где живешь, в районе, а потом и про страну начинаешь думать. Я к чему говорю эти, казалось бы, абстрактные слова - наш факультет и профессия государственного аудитора - это "цепной пес" налогоплательщика, это система внешнего финансового контроля за бюрократией. Если общество создаст профессионалов и у нас будет культура налогоплательщика, то профессия станет одной из самых престижных. По сути ведь эта профессия находится на стыке математики, экономики, права, языка - в результате получается тот самый белый воротничок, интеллигент следующей генерации, следующего поколения.
КонсультантПлюс: Поддерживают ли в правительстве вашу идею о самостоятельной уплате подоходного налога?
С.М. Шахрай: Хороший вопрос. Вы знаете, они борются с этой идеей, но ее поддерживают. Объясню этот парадокс. Я проработал в Счетной палате 11 лет и не раз сталкивался с тем, что правительство ограничивает возможности контроля за бюджетом. Раньше бюджет включал постатейную смету расходов и доходов. И задача ревизора, инспектора состояла в том, чтобы прийти, посмотреть законность, обоснованность и отследить, как движутся деньги по статьям сметы. Правительству это не понравилось, правда, были у них иные мотивы, но в итоге бюджетная классификация была укрупнена, а бюджет стал трехлетним. Таким образом, стало невозможно в течение одного финансового года отследить движение финансов, "начиная от пуговицы до пиджака". Как внутри они тратятся в течение всего финансового года, сейчас аудитору не видно. Казалось бы, контроль выдавили, но мы придумали аудит эффективности - на входе разрабатываем 10-12 показателей, индикаторов и критериев: какого качества должен быть пиджак, а на выходе проверяем соответствие. Таким образом, мы освободили много времени от непродуктивной, пустой работы. То есть если выявляем неэффективное использование бюджетных средств, тогда начинаем ревизию, смотрим финансовую отчетность.
Поэтому чем больше правительство нас "выталкивает" из бюджетного процесса, тем эффективнее мы их контролируем.
Вот, к примеру, сейчас началась очередная волна, следующий бюджет, впервые это программный бюджет, сюда включено порядка 40 федеральных программ. Федеральные программы - здравоохранение, с/х и т.д. - разрабатываются и утверждаются в правительстве, и туда, казалось бы, ни финансовый контролер, ни аудитор, ни парламент не пройдет. Но мы над этой ситуацией тоже подумали и решили, что для всех федеральных программ парламентом должны приниматься показатели и индикаторы эффективности непосредственно при утверждении бюджета в Федеральном собрании.
То есть роль аудитора становится еще выше. Как видите, борясь с финансовым контролем, правительство помогает развивать систему внешнего финансового контроля. Поэтому я и сказал, что борются, но помогают.
КонсультантПлюс: Вы очень известный человек, уже вошли в российскую историю как один из разработчиков действующей Конституции. Но что лично для себя вы определяете главным достижением в жизни?
С.М. Шахрай: Дети с внуками, конституция и бадминтон. Почему бадминтон? Потому что это не просто уникальный спорт. Вот совсем недавно установлен новый рекорд скорости волана 493 км/ч, а у теннисного мяча скорость всего лишь 230-235 км/ч максимум. И вы не поверите, но скорость волана - это половина скорости пули (понятно, что это начальная скорость, форма волана ее быстро гасит). Но дело даже не в этом. Бадминтонисты не носят очки, а зрение тех, кто пришел в бадминтон в очках, не ухудшается, а, наоборот, восстанавливается. В течение 10 занятий близорукие детишки снимают очки, правда, если нет иной патологии. У нас есть девушка, которая с минус 7 восстановила зрение до 1, хотя это и уникальный случай.
Три года назад я, сопоставив свои наблюдения, заметил, что для поддержания, укрепления зрения в системе йоги и в рекомендациях офтальмологов используются одни и те же упражнения. А в бадминтоне за час тренировки во время игры глаза автоматически, "играючи" совершают те же самые движения тысячи раз.
Мои наблюдения подтвердили и научно обосновали специалисты Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца Минздрава России во главе с Главным офтальмологом России В.В. Нероевым. Мы даже защитили медицинский патент на метод лечения зрения у детей с помощью занятий бадминтоном. И с 1 сентября 2012 г. бадминтон официально включен в школьную программу третьего урока физкультуры по всей России.
Сейчас, к сожалению, нация слепнет. Но бадминтон может спасти наших детишек, ведь они в подавляющей массе еще не больны хронически, просто их глазные мышцы ослабли из-за компьютера и телевизора. Эмоциональная, не травматичная и очень дешевая игра возвращает их в мир, полный красок и образов.
КонсультантПлюс: Да, действительно компьютерные технологии проникли глубоко в нашу жизнь. А какое у вас отношение к современным информационным технологиям? Как вы думаете, что ждет профессию аудитора в будущем, не поглотят ли ее IT-технологии?
С.М. Шахрай: Наша беседа, наверняка, вас уже убедила, что не поглотят. В здании рядом (первый гуманитарный корпус) я в 1988 г. создал лабораторию правовой информатики и кибернетики на юридическом факультете МГУ. Потому что юридический язык из гуманитарных языков самый алгоритмизируемый. С тех пор я развиваю разные информационные, справочные, экспертные системы.
Кроме того, в 1989 г. я участвовал в создании электронной системы голосования в Верховном Совете СССР. Математики-программисты создали компьютерную систему на основании разработанного мною юридического алгоритма заседания парламента. Хочу вам сказать, что система электронного голосования изменила тогда политическую систему страны. Как только депутаты увидели, что результаты их голосования в тот же день становятся известны избирателям, они стали действовать не по партийным билетам, а сообразно мнению жителей своего округа. С тех пор все изменилось: 86% депутатов - члены КПСС, а голосовать стали, как завзятые демократы.
И последнее, когда я учился в Финансовой академии в 2003 - 2006 гг., приходилось осваивать множество экономических наук и экономико-математических методов. Именно компьютерные программы позволили это сделать.
Поэтому информационным технологиям на нашем факультете уделяется особое внимание и не только в части использования в учебном процессе, но и в контроле за IT системами. Мы знакомим наших студентов в рамках общего курса с аудитом информационных систем, стандарт осуществления которого был разработан ИНТОСАИ.
КонсультантПлюс: Что бы вы могли посоветовать нашим читателям - студентам экономических факультетов, интересующимся профессией аудитора: чему им уделять особое внимание в период обучения, на кого ориентироваться, к чему быть готовыми, а также, что нужно делать выпускникам других вузов, которые желают работать в сфере государственного аудита?
С.М. Шахрай: Выпускники других вузов могут прийти к нам в магистратуру. У нас есть примеры. К нам в магистратуру уже какой год подряд поступают абитуриенты с высшим, так сказать непрофильным образованием. По окончании они получат магистерскую степень государственного аудитора.
А что можно посоветовать тем студентам, которые еще учатся? Изучайте английский язык, информационные технологии и играйте в бадминтон!
Документы по теме интервью:
- Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
- Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об аудиторской деятельности"
- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
- "Кодекс профессиональной этики аудиторов" (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол N 4)
Профессия государственный аудитор