"Бухгалтер: обучение востребованной профессии"
Онлайн-интервью с заведующим кафедрой "Бухгалтерский учет в коммерческих организациях" Финансового университета при Правительстве РФ, председателем Учебно-методического совета вузов России по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", д.э.н. Виктором Григорьевичем Гетьманом
Как сегодня обучают будущих бухгалтеров? Каким должен быть современный бухгалтер? Какими знаниями и навыками необходимо владеть, чтобы состояться в этой профессии? На эти и другие вопросы сайта edu.consultant.ru ответил заведующий кафедрой "Бухгалтерский учет в коммерческих организациях" Финансового университета при Правительстве РФ, председатель Учебно-методического совета вузов России по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", д.э.н. Виктор Григорьевич Гетьман.
КонсультантПлюс: Сейчас часто говорят о переизбытке специалистов экономического профиля. Есть даже мнение, что профессия бухгалтера в будущем не будет востребована и исчезнет. Что вы скажете на это? Какие перспективы у студентов, обучающихся по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"?
Виктор Григорьевич Гетьман: При переходе нашей страны с плановой на рыночную модель экономики произошли серьезные изменения в выборе молодежью профессии. Резко упал конкурс в вузах на технические специальности. Многие выпускники школ стали отдавать предпочтение экономическим специальностям. В результате в последние годы Правительство РФ было вынуждено принять ряд мер, направленных на повышение заинтересованности выпускников школ на поступление в вузы на технические специальности. Эти меры в сложившихся условиях можно понять. Однако говорить о переизбытке экономистов в стране, на наш взгляд, пока что рановато, поскольку еще немало граждан даже среди предпринимателей не имеют экономического образования.
Что же касается профессии бухгалтера, то она существует много сотен лет и будет востребована в будущем, так как без нее общество обходиться по определению не может. Утверждение отдельных лиц, что она в перспективе якобы исчезнет, следует воспринимать не более чем шутку. В настоящее время профессия бухгалтера является одной из наиболее многочисленных в нашей стране. По разным оценкам, бухгалтеров 5-6 млн. человек. Среди безработных, зарегистрированных в центрах занятости, бухгалтеров, как правило, нет. Поэтому перспективы у студентов, обучающихся по данной специальности, весьма положительные в части трудоустройства. Да и заработная плата у них нередко находится на должном уровне.
КонсультантПлюс: Расскажите немного о профессии бухгалтера. Многие считают, что она скучная, рутинная, что это бесконечные цифры, однообразные операции. Но так ли это? Какая на самом деле эта профессия? Что она дает человеку? Какие карьерные возможности может открыть?
В.Г. Гетьман: Любая профессия, а точнее, если и не все, то подавляющее большинство из них, включает в себя две части работ: рутинную и творческую. Первая - это регулярно изо дня в день повторяющиеся виды операций/работ/процессов, выполняемых работником. А вторая - в которой присутствует творческое для него начало. Причем, чем ниже квалификация работника, тем при прочих равных условиях у него больше первого вида работы и меньше второго. Не является исключением из этого общего правила и профессия бухгалтера (рядового бухгалтера, старшего бухгалтера, руководителя группы/отдела бухгалтерии, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера). Внедрение IT-технологий вносит принципиальные изменения в содержание работы бухгалтера. Большая доля рутинных работ перекладывается на плечи персональных компьютеров и другой вычислительной техники. В результате у бухгалтеров появляется больше времени на творческую работу (обобщение и анализ полученных результатов, поиск неиспользованных резервов, выработка предложений по их реализации, предоставление данной информации руководству и т.д.). Все это, помимо всего прочего, служит важным основанием для продвижения по карьерной лестнице.
Студентам надо помнить, что хорошо подготовленный в вузе бухгалтер может на практике без особых дополнительных усилий выполнять на должном профессиональном уровне и работу любого другого экономиста. Более того, история знает немало примеров, когда руководители крупных компаний, а в отдельных случаях и целых государств (например, во Франции и др.) имели высшее профессиональное образование в области бухгалтерского учета.
КонсультантПлюс: Каким, по вашему мнению, должен быть современный бухгалтер? Что он должен знать, уметь, к чему стремиться?
В.Г. Гетьман: Современный бухгалтер должен быть высокоэрудированным специалистом. Он должен иметь системное представление о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики; понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе; обладать всеми навыками, знаниями и умениями, необходимыми в бухгалтерской профессии. В условиях глобализации экономики его профессиональное мастерство должно быть на уровне требований, установленных Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). Современный профессиональный бухгалтер - это менеджер высокого класса. Его функции, если образно выражаться, сродни функциям лоцмана на корабле. Досконально зная состояние экономики на предприятии, возможно, как никто другой, он, как и лоцман, должен прокладывать правильный курс движения компании вперед, предлагая последний капитану, т.е. руководителю предприятия/организации.
КонсультантПлюс: Разъясните, пожалуйста, на своей кафедре вы занимаетесь подготовкой исключительно бухгалтеров или же экономистов широкого профиля? В чем заключается специфика обучения специалистов на вашей кафедре?
В.Г. Гетьман: Мы ведем подготовку не только бухгалтеров, но и экономистов по всем другим профилям и направлениям, имеющимся в Финуниверситете. На кафедре, которая сейчас называется "Бухгалтерский учет в коммерческих организациях", трудятся преподаватели, имеющие, как правило, не только ученые степени и звания, но и опыт практической работы по специальности на предприятиях/организациях. Среди преподавателей более 15 человек - это доктора экономических наук, профессора. Обучение студентов по дисциплинам кафедры ведем с использованием передовых образовательных технологий. По всем основным дисциплинам разработали и издали учебники/учебные пособия, авторы которых - преподаватели кафедры. Ежегодно издаем также много научных работ. Так, только в 2013 г. издали 19 учебников и учебных пособий, 16 монографий, 287 научных статей. Все эти материалы активно применяются в учебном процессе.
В 2013 г. Финуниверситет получил право осуществлять подготовку студентов по собственным учебным планам. В результате мы имеем возможность избежать недостатков, присущих универсальным ФГОС ВПО (федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования), по которым мы учили ранее.
К особенностям обучения студентов в Финуниверситете относится и то, что здесь, помимо подготовки специалистов, бакалавров, довольно широко развита подготовка магистров. Причем обучение последних ведется по собственным программам. Таких программ только по нашей кафедре 4.
КонсультантПлюс: Можно ли стать бухгалтером, закончив бухгалтерские курсы?
В.Г. Гетьман: Лица, окончившие полноценные (а не любые, кстати сказать) бухгалтерские курсы, получают только начальное профессиональное образование. Оно дает им возможность работать бухгалтерами обычно лишь на малых предприятиях. Однако, проработав непродолжительное время, большинство из них стремится поступить в вуз, поскольку ощущает потребность в повышении своего профессионального мастерства и недостаток ранее полученных специальных знаний на указанных курсах.
КонсультантПлюс: Так ли необходимо студентам, желающим работать в бухгалтерии, тратить несколько лет на получение высшего образования?
В.Г. Гетьман: Да, необходимо, об этом свидетельствует мировой опыт. В вузах многих стран срок обучения бухгалтеров составляет 5-6 лет, в т.ч. по программам бакалавриата 3-4 года (чаще 4 года), и в магистратуре - плюс еще 2-3 года (зачастую 2 года). Такое количество лет учебы в вузе необходимо для того, чтобы студенты приобрели за этот период тот уровень профессиональных знаний и навыков, который установлен Международной федерацией бухгалтеров. Членом ее, заметим, является также Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России).
Более того, профессиональные бухгалтеры в соответствии с международными и отечественными требованиями обязаны регулярно повышать свою квалификацию, т.е., если образно выразиться, должны учиться всю жизнь.
КонсультантПлюс: Каким вам видится нынешний студент, обучающийся по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"? Есть ли отличия современных студентов от студентов прошлых лет и в чем они выражаются?
В.Г. Гетьман: Основная масса поступающих сейчас в вуз абитуриентов имеют более высокий уровень знаний в области IT-технологий, чем их предшественники, но в то же время многие из них заметно уступают по общему уровню подготовки. В результате вузам нередко приходится проводить с ними дополнительные занятия по математике, иностранному языку и другим предметам.
В нынешней студенческой среде стал меньше проявляться дух коллективизма, приверженности конкретной идеологии. Вместе с тем заметно увеличилось в их действиях проявление коммерческих признаков и начал.
КонсультантПлюс: Отслеживаете ли вы судьбу своих выпускников? Есть ли данные о том, какое количество ваших бывших студентов работают по специальности и в каких сферах? Насколько ваши выпускники сегодня востребованы на рынке труда?
В.Г. Гетьман: В Финуниверситете имеется специальная структура, которая занимается отслеживанием судьбы выпускников. Последние, как правило, работают по специальности в крупных и средних компаниях в различных отраслях. Подавляющая часть студентов старших курсов (более 80%) еще в период обучения в вузе параллельно начинают работать по специальности. Проблем с трудоустройством выпускников не испытываем. Качество их профессиональной подготовки в Финуниверситете позволяет выпускникам быть востребованными на рынке труда. Среди зарегистрированных безработных наших выпускников не было раньше, нет и сейчас.
КонсультантПлюс: Какое у вас отношение к современным информационным технологиям? Как вы думаете, что ждет экономическое образование в будущем, не поглотит ли его IT-технологии?
В.Г. Гетьман: Отношение самое положительное. Если говорить, к примеру, о современном бухгалтере, то он должен владеть знаниями в области бухгалтерских информационных систем и иметь навыки применения на практике, как минимум, двух пакетов прикладных программ, а также уметь пользоваться современными системами управления, базирующимися на компьютерных технологиях.
На наш взгляд, нет каких-либо оснований полагать, что IT-технологии в будущем поглотят экономическое образование. Преподаватель всегда был и останется важнейшим звеном в системе образования. Об этом свидетельствует и нынешняя практика дистанционного обучения студентов, при котором, как известно, широко используются IT-технологии.
КонсультантПлюс: Насколько важно будущим специалистам изучать специализированные компьютерные программы?
В.Г. Гетьман: Это крайне необходимо, поскольку незнание их резко сокращает конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
КонсультантПлюс: Должен ли ваш выпускник знать и уметь пользоваться, к примеру, справочными правовыми системами и почему?
В.Г. Гетьман: Не только должен, а обязан их знать и уметь ими пользоваться, поскольку они являются очень мощным информационным инструментом для пользователей (в т.ч. и бухгалтеров) при выборе вариантов решения практических задач или вынесении профессиональных суждений. Сейчас трудно найти организацию/предприятие/учреждение, в которых бы отсутствовали КонсультантПлюс или другие справочно правовые системы.
Этот кладезь информации также активно используют студенты, аспиранты, научные работники. Незаменимым и весьма удобным в пользовании источником он служит и для преподавателей, занятых подготовкой студентов, и прежде всего экономистов.
КонсультантПлюс: Что вы посоветуете студентам, желающим построить карьеру бухгалтера?
В.Г. Гетьман: Постарайтесь максимально эффективно использовать время учебы в вузе для получения профессиональных знаний и навыков, которые потребуются в вашей будущей работе.
КонсультантПлюс: На изучение каких дисциплин студентам сейчас следует делать особый упор?
В.Г. Гетьман: Этот вопрос в последнее время приобрел особую остроту. Дело в том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте 3 поколения по направлению "Экономика" (уровень бакалавр), к сожалению, не указан обязательный к изучению перечень профессиональных учебных дисциплин. В ряде вузов это сказалось негативным образом.
Между тем в мире происходят обратные процессы. В частности, международная стандартизация образования профессиональных бухгалтеров. МФБ разработала целую систему образовательных стандартов для данных специалистов. В одном из них, а именно в IES-2 "Содержание программ профессионального бухгалтерского образования", довольно четко указан перечень учебных дисциплин, знанием которых должны обладать эти специалисты.
Студентам, безусловно, будет полезно проанализировать содержание учебного плана подготовки бухгалтеров, используемого в их вузе.
Что же касается учебных дисциплин, на которые студентам следует сейчас делать особый упор, то к ним мы относим: принципы бухгалтерского учета (теория бухгалтерского учета), финансовый учет и отчетность, управленческий учет и контроль, налогообложение, международные стандарты учета и финансовой отчетности, право, аудит, финансы и финансовый менеджмент, иностранный язык (желательно английский), IT-технологии, менеджмент и принятие стратегических решений, международный бизнес и проблемы глобализации, бизнес-анализ.
КонсультантПлюс: Какую литературу следует читать студентам?
В.Г. Гетьман: Прежде всего, учебники и учебные пособия, имеющие гриф (т.е. рекомендованные в установленном порядке для студентов) по изучаемым дисциплинам; профессиональные журналы (отечественные и желательно зарубежные); монографии по проблемам бухгалтерского учета, анализа и аудита.
КонсультантПлюс: На каких видных деятелей экономической науки и практики студентам следует ориентироваться?
В.Г. Гетьман: В становление и развитие экономической науки вообще и бухгалтерского учета в частности заметный вклад внесли многие ученые и практики. Поэтому выделять отдельных из них не буду, а посоветую студентам прочесть учебники/учебные пособия "История экономических учений" и "История развития бухгалтерского учета" и самостоятельно выбрать для себя кумиров.
Спасибо!