Профессия медиатор как форма служения обществу
Онлайн-интервью с международным экспертом в области медиации и АРС, президентом Национальной организации медиаторов (НОМ), завкафедрой медиации в социальной сфере МГППУ, автором первой в стране магистерской программы по медиации, профессором, основателем Научно-методического центра медиации и прав Цисаной Автандиловной Шамликашвили
Редакция сайта "КонсультантПлюс - студенту и преподавателю" продолжает цикл интервью о юридических профессиях и профессионалах. На этот раз мы узнали у Цисаны Автандиловны Шамликашвили, практикующего медиатора, международного эксперта в области медиации и АРС, президента Национальной организации медиаторов (НОМ), завкафедрой медиации в социальной сфере МГППУ, автора первой в стране магистерской программы по медиации, профессора, основателя Научно-методического центра медиации и права, об особенностях довольно молодой в нашей стране профессии медиатора, о том, какие требования предъявляются к претендентам на эту должность и какие перспективы эта профессия открывает молодым специалистам.
КонсультантПлюс: Цисана Автандиловна, несколько лет назад в нашей стране появилась новая профессия - медиатор, которая находится на стыке различных областей: юриспруденции, психологии, социологии, конфликтологии и других. Что такое медиация, можем ли мы назвать медиацию посредничеством? В чем ее отличие от обычного судебного разбирательства?
Цисана Автандиловна Шамликашвили: Дело в том, что посредничество может быть разным, а медиация - это особый вид посредничества. Медиатор помогает в разрешении спора, но не разрешает его сам. Медиатор, в отличие от обычного посредника, не высказывает своего мнения, суждения о том, как должен быть разрешен спор, в отличие от арбитра или судьи, не выносит решения по спору. Медиатор помогает участникам лучше понять свои собственные интересы и, создавая пространство безопасности, содействует им в их самостоятельном поиске выхода из конфликтной ситуации, выработке взаимоприемлемых решений, которые бы отражали их (сторон) собственные интересы и потребности. Медиатор помогает структурировать переговорный процесс, задает правильные вопросы и поддерживает участников, но при этом он не дает никаких советов и старается не влиять на содержательную сторону разрешения спора. Стороны спора сами вырабатывают решения, которые их устроят, и которые они потом будут исполнять. Обращаясь в суд, к третейскому судье, обычному посреднику, стороны отказываются от права самостоятельно урегулировать свои разногласия и, вместе с этим, от возможности влиять на исход возникшего противостояния. Медиация дает им возможность сохранять контроль над содержанием договоренностей и тем, каким образом эти договоренности достигаются. Именно стороны спора являются собственниками процесса, и вся ответственность за принимаемые решения тоже остается за ними. Именно поэтому более 85% договоренностей, достигнутых в результате медиации, исполняются сторонами добровольно.
КонсультантПлюс: Какие предпосылки появления медиации существовали в России, насколько велика необходимость в ней сегодня, и прижилась ли она на российской почве?
Цисана Автандиловна: Россия является частью мирового сообщества. Такие процессы как миграция, глобализация, воздействие информационных технологий на общественные отношения, стремительные социально-экономические изменения требуют пересмотра привычных способов реагирования на конфликт. Ситуация, которую мы наблюдаем в последние годы, является ярким свидетельством необходимости развития альтернативных традиционным (например суд) способов разрешения споров, но не для того, чтобы заменить их, а для создания условий выбора наиболее адекватных способов и более ответственного отношения самих сторон к урегулированию разногласий, которые между ними возникли.
Российская судебная система из года в год сильно перегружена. В 2014 г. было рассмотрено более 15 млн. гражданских дел! По сравнению с таким объемом при помощи медиации разрешается лишь крохотная доля споров, но она с каждым годом растет. Огромная потребность в медиации есть в социальной сфере. Это и вопросы семьи, и защиты прав детей, и здравоохранение. Везде, где человеческий фактор, человеческие отношения играют ключевую роль, медиация необходима в первую очередь. Кроме того, вопросы, связанные с управленческой сферой на самых разных уровнях и в различных контекстах - от государственного и муниципального управления до менеджмента в малом бизнесе и корпоративного управления. Сегодня медиация - это важнейший инструмент не только урегулирования споров, но и предупреждения их. Интеграция медиации в деятельность корпорации, компании, ведомства, больницы, школы ̶ это проявление стратегического подхода к управленческой деятельности и важнейший элемент риск-менеджмента. Чем шире медиация используется в государственном управлении и в социальной сфере, тем выше вероятность существования конструктивного диалога власти и общества, тем выше уровень доверия общества к институтам государственной власти.
Вместе с тем широкомасштабная интеграция медиации ̶ это очень сложная задача. Для развития и распространения любого нового начинания, нового института нужно создать необходимую инфраструктуру. Успех, эффективность интеграции медиации зависят от качества медиативных услуг, от профессионализма медиаторов. За последние годы в России было сделано очень много для институционализации медиации: появился "Закон о медиации", разработана и утверждена программа подготовки медиаторов, развивается профессиональное сообщество медиаторов, созданы СРО медиаторов (такие как "Национальная организация медиаторов"), создан Федеральный институт медиации, недавно был утвержден профессиональный стандарт медиатора. О медиации стали много говорить. Медиация в России пустила корни, но мы находимся лишь в самом начале пути.
КонсультантПлюс: Кто обычно прибегает к услугам медиаторов? Какие споры чаще всего приходится разрешать медиатору?
Цисана Автандиловна: Медиаторы работают с самыми разными спорами: коммерческими, корпоративными, семейными, трудовыми, соседскими, в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и т.д. Медиация по своей природе очень органична предпринимательским отношениям, помогая найти решения, наиболее выгодные для сторон с коммерческой точки зрения, позволяя в режиме конфиденциальности, сохраняя репутацию, разрешать самые сложные споры.
В России бизнес-сообщество пока менее активно в отношении медиации, но постепенно все больше предпринимателей начинают обращаться к медиации. Многое тут зависит и от юридического сообщества: от судей, которые должны компетентно направлять на медиацию, от адвокатов и юристов, к которым стороны обращаются за представительством. Большую роль могут и должны играть корпоративные юристы, для которых медиация - это возможность повысить эффективность усилий, направленных на защиту интересов своей компании, работодателя. На сегодняшний день в России, наверное, количественно больше всего медиаций по спорам, связанным с семейными отношениями: разводы, родительские обязанности, раздел семейного имущества. Это общемировая тенденция. Люди обращаются к медиатору, потому что ценят возможность обсудить свои проблемы в доброжелательной неформальной обстановке и, что немаловажно, конфиденциально. Люди не хотят выносить сор из избы, хотят сохранить нормальные человеческие отношения, даже если брак уже распался. Им нужно как-то строить новые отношения, решить вопросы о том, как они будут дальше воспитывать общих детей. Для всего этого медиация - очень подходящий формат. Но здесь тоже требуются очень большие усилия, чтобы стороны смогли принять информированное решение об участии в процедуре медиации.
КонсультантПлюс: Как вы можете охарактеризовать медиатора? В чем суть этой профессии? Перечислите, пожалуйста, основные знания и профессиональные навыки, которыми должен обладать медиатор? Кто может им быть, можно ли стать медиатором без высшего юридического образования?
Цисана Автандиловна: Медиатор ̶ это, прежде всего, человек, который умеет слушать, поддерживать внимание на протяжении нескольких часов процедуры. При этом с пониманием относиться к происходящему и уметь дистанцироваться от своих суждений, создавая пространство для равноправного диалога между участниками конфликта. Для медиатора важно умение не навязывать свое собственное видение ситуации, воспринимать разные точки зрения и быть чувствительным к культурным различиям. То, что одним кажется само собой разумеющимся, для других совсем не так очевидно, и медиатор - это такой человек, который способен работать в контексте культурных различий, содействуя сторонам в формировании общего, взаимопонятного языка взаимодействия. Кроме того, медиатор - это человек с хорошо развитым социальным интеллектом, коммуникативными навыками, он умеет быть естественным, создавать рабочую атмосферу, а если нужно - разрядить обстановку уместной и своевременной шуткой. Чтобы стать хорошим медиатором, быть юристом совершенно необязательно. По закону о медиации стать профессиональным медиатором может любой человек старше 25 лет, имеющий высшее образование и прошедший обучение медиации.
КонсультантПлюс: Поделитесь, пожалуйста, как проходит процедура медиации? Это больше похоже на судебное заседание или на выяснение всех обстоятельств дела в более неформальной обстановке? Записывается ли данная процедура на видеокамеру? Если да, то в случае, когда не удалось прийти к общему знаменателю, может ли эта запись в дальнейшем использоваться в суде?
Цисана Автандиловна: Внешне это обычно выглядит так: люди сидят за столом в переговорной комнате и обсуждают свой вопрос. Вообще медиация - это отношения, построенные по горизонтальному принципу, а не иерархически, в отличие от суда. Вместе со сторонами в процедуре могут участвовать их юристы, а также иные участники, если это важно иили целесообразно для достижения тех целей, с которыми участники пришли в процедуру медиации. Если в процедуре участвуют не сами стороны, а их представители (что нежелательно), то их участие должно быть подкреплено соответствующими полномочиями. На видеокамеру медиация, конечно же, не записывается! Ведь эта процедура совершенно конфиденциальна. По закону медиатора нельзя вызывать в суд в качестве свидетеля.
КонсультантПлюс: Какие существуют гарантии независимости медиатора в споре? И какая все-таки стоит конечная цель перед медиатором: заключение перемирия, подписание мирового соглашения и т.д.? К чему он должен привести противоположные стороны?
Цисана Автандиловна: В процедуре медиации цели ставит не медиатор, а стороны. Медиатор не наделен властью принятия или вынесения решений. Если какие-то решения будут приняты участниками спора, то это может произойти только в соответствии с их волеизъявлением, любые договоренности заключаются лишь по их взаимному согласию. Если медиатор не будет независим и беспристрастен, встанет на чью-то сторону в споре и попытается как-то манипулировать участниками, то такой медиатор просто будет дисквалифицирован. Хороший профессиональный медиатор старается не вести стороны куда-то, а следовать за ними. Он старается создать условия для свободного и открытого диалога между участниками медиации, создать условия для их самоопределения. Если медиатор чувствует, что не может оставаться беспристрастным в отношении обсуждаемой ситуации, или есть основания для нанесения ущерба его непредвзятости или восприятия его таковым сторонами (например, возможный опосредованный конфликт интересов), то он обязан сообщить об этих обстоятельствах сторонам. Кроме того, в соответствии с законом медиатор, даже если он юрист по образованию, не может консультировать стороны по правовым вопросам. Также медиатор не должен предлагать сторонам свои варианты возможного урегулирования спора и может от этого воздержаться даже в том случае, если стороны попросили его об этом, но он считает это преждевременным и/или наносящим ущерб процессу достижения договоренностей и их качеству.
КонсультантПлюс: Сколько сегодня стоят услуги медиатора? Не слишком ли дорого получается для клиента урегулирование конкретного спора: ему приходится тратиться на адвоката, медиатора, а затем, в случае неудачи, возможны и судебные расходы…
Цисана Автандиловна: Медиация - это вполне доступная услуга. Услуги медиатора по семейным спорам в Москве стоят от двух тысяч рублей в час, а в регионах дешевле. Это стандартная стоимость услуг для многих профессий, но разрешить спор посредством медиации оказывается сравнительно недорого, ведь речь идет максимум о 2-3 сессиях по 4-5 часов, а стоимость услуги обычно в равных долях распределяется между участниками. Согласитесь, это не такая уж большая цена, например, за хорошие отношения с бывшим супругом. В корпоративных спорах медиатор, конечно, получает более высокие гонорары - это может зависеть от сложности спора, от уровня квалификации медиатора, в общем, от множества факторов. Но, говоря о стоимости, не следует забывать о прямых издержках и о потерях, которые стороны несут в целом, втягиваясь в судебную тяжбу. Эти потери, кроме монетарных (которые могут нарастать снежным комом в связи с последствиями неурегулированных разногласий, неисполненных судебных решений и т.д.) включают в себя временные, эмоциональные, не говоря уже о разрушенных отношениях, безвозвратно утраченной возможности сохранить бизнес, продолжать общаться с коллективом, коллегами (споры на рабочем месте, трудовые), с бывшим супругом, членами семьи и т.д. Такие потери не поддаются калькуляции, но цена им ̶ качество человеческих отношений, а порой, разбитая карьера, жизнь.
КонсультантПлюс: Насколько сегодня перспективна профессия медиатора в условиях российских реалий? Могут ли на эту должность претендовать молодые выпускники юридических факультетов или эта должность рассчитана на более опытных и зрелых профессионалов?
Цисана Автандиловна: Профессия медиатора перспективна. И очень важно, чтобы представители юридических профессий и всех социально ориентированных, помогающих профессий, а также предприниматели, управленцы понимали, что базовые знания о медиации и основы медиативного подхода (разработаны Центром медиации и права) им необходимы для сохранения и совершенствования профессиональной компетентности в своей основной деятельности. Поэтому учиться медиации нужно не только для того, чтобы стать медиатором, но и чтобы на должном уровне выполнять свои обязанности в основной профессии. Россияне начинают потихоньку осознавать, что умение договариваться со своими оппонентами на основе взаимного признания и уважения чужих интересов - неотъемлемая часть жизни в цивилизованном обществе. И поэтому медиация становится востребованной. Выпускникам юридических факультетов идти в медиаторы сразу после вузовской скамьи несколько рано: в этой профессии все-таки важно обладать жизненным опытом и мудростью, которые приходят с возрастом. Важно, чтобы уже в вузе была возможность познакомиться с медиацией и АРС. Неплохой вариант (так многие поступают) - сначала начать работать юристом, пройти обучение медиации и постепенно уделять этому делу все больше и больше своего рабочего времени, если есть интерес и желание со временем заниматься медиацией профессионально.
КонсультантПлюс: Как вообще становятся медиаторами, где проходят обучение, платное ли оно?
Цисана Автандиловна: Сначала необходимо пройти обучение по программе "Медиация. Базовый курс" (120 академических часов). Нужно обращать внимание на тренерско-преподавательский состав, который есть в обучающей организации. Медиация ̶ это новое направление для нашей страны. Тренеров-преподавателей, которые действительно способны учить медиации, очень мало. При этом все еще много тех, кто занимался конфликтологией, например, и теперь с институционализацией медиации переквалифицировался в медиаторы. С этим нужно быть осторожным. Медиация - это прикладная междисциплинарная область деятельности, которая предполагает глубинное обретение человеком медиативного мировоззрения, а не только суммы знаний и техник.
Без осмысленного принятия философии медиации невозможно в действительности следовать ее основополагающим принципам, без чего все остальное теряет смысл, оставаясь лишь декларацией, красивой идеей.
Обучение платное, но программы составлены таким образом, что человек имеет возможность, сначала пройдя одну ступень, оценить свои силы, желания, как бы примерить этот вид деятельности к себе. Затем он уже может решать, будет ли двигаться дальше, постепенно квалифицируясь в качестве профессионального медиатора, или будет использовать полученные знания в своей повседневной деятельности. Ведь в любом случае это хорошая инвестиция в будущую карьеру, т.к. полученные в ходе обучения навыки можно применять практически в любой сфере, где есть взаимодействие между людьми, а значит, происходят конфликты.
КонсультантПлюс: Если не секрет, то на какую зарплату медиатор может рассчитывать в нашей стране?
Цисана Автандиловна: Это очень зависит от опыта и квалификации медиатора. Надеюсь, со временем медиаторы будут получать хорошие гонорары. Но надо учитывать, что, во-первых, рынок медиации только начинает развиваться, поэтому в поисках высокого заработка уже сейчас, сразу, в медиацию вряд ли стоит приходить. А во-вторых, медиация - это очень увлекательное и творческое занятие и, кроме того, это помощь людям, социально ответственная и значимая работа. Поэтому многие медиаторы видят в ней свое призвание и воспринимают это как форму служения обществу. Такие люди готовы часть своего времени отдавать на предоставление бесплатной медиативной помощи, так происходит и у нас, и во всем мире. И это нормально.
КонсультантПлюс: Нужно ли медиатору обладать знаниями в области информационных технологий и зачем? Должен ли он уметь профессионально работать с системой КонсультантПлюс?
Цисана Автандиловна: Конечно же, нужно, как и любому другому человеку, ведь в современном мире владение компьютером - это вторая грамотность. Если стороны не могут встретиться лично, например, в трансграничных спорах, иногда медиатору приходится даже проводить процедуру в формате видеоконференции. Что касается КонсультантаПлюс, то это очень удобная справочная система: медиаторы ей пользуются, но не для того, чтобы предоставлять своим клиентам юридические консультации, а чтобы лучше понимать существующие правовые нормы и ориентироваться на них в своей работе.
КонсультантПлюс: Что вы посоветуете студентам, интересующимся профессией медиатора: с чего начать, какие предпринять шаги, чтобы добиться успеха на этом поприще?
Цисана Автандиловна: Прежде всего, поинтересоваться, есть ли в вашем вузе какие-либо курсы медиации, и при наличии такой возможности обязательно пройти ознакомительный курс. Читать литературу и периодику, посвященную медиации. Конечно, если студент владеет английским, то возможностей у него намного больше. Но сегодня российские медиаторы имеют доступ к лучшей практике, к информации о происходящем в мире медиации благодаря журналу "Медиация и право. Посредничество и примирение", информации, которая размещается на сайтах Федерального института медиации, Центра медиации и права. Знакомство с актуальным состоянием медиации в мире позволит лучше ориентироваться при принятии решений, связанных с развитием карьеры медиатора. Конечно, к моменту окончания вуза лучше всего пройти базовый курс медиации. Это можно сделать и до того, как вам исполнится 25 лет, просто до этого момента вы не сможете заниматься медиацией на профессиональной основе. Пройдя обучение, постарайтесь получить реальный опыт разрешения споров: проведите небольшую медиацию между однокурсниками, между соседями или родственниками. Не бойтесь предлагать свою помощь. Учитесь на собственном опыте, читайте книги по медиации и практикуйте. Рассказывайте о возможности применения медиации при любом удобном случае. Так вы создаете информированный спрос на медиацию. Только так медиативная практика станет привычной практикой, к которой прибегают граждане в первую очередь, когда у них возникают разногласия и споры.
КонсультантПлюс: Цисана Автандиловна, мы благодарим вас за интересные и содержательные ответы!
Интервью подготовлено
корреспондентами компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой и О. Гвоздевой