Профессия: ученый-правовед
Онлайн-интервью с Анисимом Ивановичем Экимовым, д.ю.н., заслуженным юристом РФ, заведующим кафедрой теории государства и права, конституционного права Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
О профессии правовед, о том, как наука становится призванием и какие перспективы она открывает молодому специалисту, нам рассказал Анисим Иванович Экимов, д.ю.н., заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой теории государства и права, конституционного права Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
КонсультантПлюс: Анисим Иванович, вы известный ученый-правовед. Расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали именно эту стезю? И на каком этапе вы поняли, что изучать и преподавать право - это ваше предназначение?
А.И. Экимов: В юридическую науку я пришел из студенческого научного кружка на юридическом факультете Ленинградского университета. В 60-е годы прошлого века, когда я учился на этом факультете, каждая кафедра организовывала один-два научных кружка, которыми руководили опытные преподаватели. Я помню до сих пор тему своего первого научного доклада: "Право и произвол". Важно было разобраться, на что может распространяться принудительная сила права и где лучше обойтись без нее. Думаю, что эта тема не утратила своей актуальности и в наше время. Нам повезло, что мы жили в атмосфере критики культа личности Сталина. Как и все молодые люди, мы были оптимистами. Наша страна "в грохоте великих строек" успешно преодолевала последствия самой страшной войны в истории человечества. На наших глазах жизнь становилась лучше. Да и общественная обстановка настраивала на оптимизм. Это были годы, когда Советский Союз стал первой в мире космической державой. У многих из нас складывалось мироощущение, что страна, народ стремятся создать общество справедливости, в котором восторжествуют право и законность. Поэтому мысль о поступлении в аспирантуру мне казалась вполне естественной. Но сначала я для себя решил понять, как работают на практике нормы права, защищают ли они простого человека либо превращают его в объект манипуляций бездушного государственного механизма. Поэтому я ушел на практическую работу: работал следователем в органах МВД СССР, сначала в Ленинградской области, а потом в Ленинграде. В это время и принял окончательное решение связать свою биографию с юридической наукой.
КонсультантПлюс: Вы самостоятельно прокладывали свой путь в науке или были наставники, которые оказали на вас существенное влияние?
А.И. Экимов: Как в большом спорте невозможно обойтись без тренеров, так и в большой науке невозможно получить серьезные результаты без наставников. Моим научным руководителем стал выдающийся отечественный правовед, член-корреспондент АН СССР, проректор и заведующий кафедрой теории государства и права Ленинградского университета Джангир Абассович Керимов. Сфера его научной деятельности была на острие тогдашних проблем общественных наук. Он станет основателем одного из первых в СССР научно-исследовательских институтов по социологии, в котором я некоторое время буду работать ученым секретарем. Я и сейчас верю в то, что личность научного руководителя способна определить на долгие годы тематику поисков аспиранта. Так получилось и со мной. Сначала я сделал кандидатскую диссертацию по проблемам категории цели в праве, а затем докторскую диссертацию по проблемам категории интересов в праве. Выбор этой тематики автоматически определил особый взгляд и на вопросы, связанные с отраслевыми юридическими науками. Оказалось, что все они, о чем бы ни вели речь, в конечном счете обращаются к названным категориям, а через них к категориям справедливости и объективной истины.
Разумеется, наставниками молодого ученого вольно или невольно становятся и те специалисты, которые работают рядом с ним. А юридический факультет Ленинградского университета в этом отношении обладал колоссальными возможностями. Здесь, в частности, работали выдающиеся юристы: академик АН ССР профессор А.В. Венедиктов, профессора О.С. Иоффе, Н.А. Чечина, П.С. Элькинд. Небезынтересно, что в послевоенные годы работал здесь и прокурор Петрограда при Временном правительстве, который подписал ордер на арест вождя большевиков В.И. Ленина (Ульянова).
КонсультантПлюс: Что вы особенно любите в своей работе? Что считаете уникальным в вашей профессии?
А.И. Экимов: Работа хорошего преподавателя - всегда двусторонний процесс. Он учит и сам учится. В процессе чтения лекций преподаватель может заново осмыслить те проблемы, по которым у него уже будто бы сложилось твердое мнение. Преподавание - это творческий процесс. К тому же работа преподавателя всегда на виду у слушателей, которые немедленно реагируют на происходящее. Приходится учитывать особенности той аудитории, где проводятся занятия. Даже две лекции, прочитанные на одну и ту же тему в разных аудиториях, - это всегда разные лекции.
КонсультантПлюс: Охарактеризуйте, пожалуйста, в чем суть профессии, кто такой правовед и в чем его миссия?
А.И. Экимов: Термин "правоведение" используется обычно в двух смыслах: для обозначения специальности, связанной с разработкой и применением нормативно-правовых актов, и как синоним юридической науки. В любом случае, правовед - это специалист широкого профиля. Правовед может заниматься преподаванием в учебных заведениях, работать в научно-исследовательских центрах и в соответствующих экспертных организациях Он может работать также в органах государственной власти и местного самоуправления, в судебных и прокурорских органах, в органах нотариата, в юридических подразделениях предприятий и организаций, быть адвокатом. Но несмотря на столь различные виды занятий миссия правоведа всегда одна - добиваться в обществе торжества законности и справедливости. При этом приходится помнить, что законность без справедливости может быть и античеловечной (как при фашистских режимах), а, в свою очередь, справедливость без законности часто бессильна.
КонсультантПлюс: Есть ли сегодня интерес у студентов к юридической науке? Какие, на ваш взгляд, сегодня открываются для них перспективы? С какими трудностями чаще всего они сталкиваются?
А.И. Экимов: Интерес студентов к юридической науке связан напрямую с их представлениями о ее роли в обществе. Если студент видит, что к голосу юридической науки власти остаются глухими, тогда все меньше и меньше у них желания заниматься ею. Что касается перспектив для молодых ученых, то нынешние условия, в смысле наличия широких политических свобод, для них крайне благоприятные.
Главная трудность для студентов - это необходимость совмещения учебы с работой. В этом случае неизбежно возникает дефицит времени именно для научных исследований. И еще одно препятствие: оно связано с интернетом. Создается у студентов иллюзия, что они могут почерпнуть из интернета все необходимые знания. При этом научная литература остается невостребованной. И знания получаются фрагментарными.
КонсультантПлюс: Могли бы вы назвать 2-3 самые насущные проблемы, которые сегодня изучает юридическая наука? Как думаете, какие направления в юридической науке будут популярны в будущем и почему?
А.И. Экимов: В юридической науке есть проблемы вечные. Их множество. И от них никуда не уходит ни одно поколение правоведов. Это, прежде всего, вопросы, связанные с деятельностью государства, с созданием эффективных правовых норм, их реализацией. Но есть проблемы и иного рода, обусловленные современными особенностями нашей жизни. Например, наша Конституция провозгласила Россию социальным государством. Но суть социального государства до сих пор не конкретизирована. А ведь каждый человек должен ясно осознавать, к каким результатам должна приводить реализация идеи социального государства лично для него и как, на основе каких правовых норм, должна строиться экономическая демократия в стране.
Или другая проблема, возникшая с развитием самоуправленческих начал в нашем обществе. Прежде право было исключительно инструментом государства, а ныне оно призвано стать инструментом в руках самоуправленческих организаций. Реализация концепции такого права требует коренного пересмотра функциональных обязанностей, закрепленных за государственными органами, с тем чтобы они не брали на себя те задачи, которые могут быть реализованы без вмешательства государства.
Особо отмечу еще одну проблему, связанную с переходом многих стран к модели устойчивого развития. Под устойчивым развитием в узком смысле имеется в виду преимущественно оптимизация деятельности по отношению к биосфере. В широком смысле устойчивое развитие трактуется как процесс, обозначающий новый тип существования и развития мировой цивилизации, основанный на радикальных изменениях всех параметров бытия с учетом будущего развития человечества. В связи с этим в юридической науке необходимо провести своего рода инвентаризацию знаний: определить, что должно остаться в модели неустойчивого развития, а что является своего рода инвариантом в обеих моделях цивилизационного процесса. Право устойчивого развития должно быть основано на новой системе трактовки понятия справедливости, этических и духовных ценностей. Принято говорить о том, что право распространяется на всех без исключения людей, и при этом обычно имеют в виду только нынешние поколения. Но эти поколения, продолжая транслировать в будущее принципы хозяйствования и особенно природопользования, ведущие к разрушению окружающей природной среды и истощению природных ресурсов, обрекают будущие поколения вначале на существенное снижение качества жизни, а затем и на гибель. Вот почему в целях обеспечения устойчивого развития необходимо распространить принципы права и на будущие поколения людей, с тем чтобы обеспечить выживание и сохранение человеческого рода на все обозримое будущее. Право всегда регулирует существующие общественные отношения, но зорко вглядывается в будущее, чтобы устранить помехи, препятствия к достижению заложенных целей.
КонсультантПлюс: Как вы думаете, ученая степень важна для правоведа?
А.И. Экимов: Ученая степень - это своеобразный знак качества для ученого-правоведа. После Октябрьской революции ученые степени в нашей стране были отменены. Но вскоре они были восстановлены. И вреда науке это не причинило. Что касается специалистов, занятых на практической работе (судьи, прокуроры, депутаты разных уровней и т.д.), то ученая степень мало что прибавляет к оценке их реального вклада в решение соответствующих проблем. Поэтому вряд ли стоит поддерживать тенденцию к обретению научных степеней лицами, далекими по своему роду занятий от научно-педагогической деятельности.
КонсультантПлюс: Известно, что ученый-правовед должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. Какие вы можете дать советы своим молодым коллегам?
А.И. Экимов: Давно уже известно, что наилучшей формой повышения профессионального уровня является участие в разного рода конференциях, встречах, в том числе с участием зарубежных коллег, в экспертных группах при органах государственной власти. И важно следить за публикациями в отечественной и зарубежной литературе, чтобы знать, какие новые идеи формируются в научном обществе. Хорошие результаты дают дискуссии, организуемые самими обучающимися.
КонсультантПлюс: Используете ли вы профессиональные или специализированные компьютерные программы для юристов? Входят ли в этот перечень справочные правовые системы? Рекомендуете ли вы своим студентам пользоваться системой КонсультантПлюс?
А.И. Экимов: В процессе преподавания общетеоретических дисциплин мы активно используем справочные правовые системы, а среди них, главным образом, КонсультантПлюс. При изучении механизма государства, проблем правотворчества и реализации права, законности и правопорядка, путей и способов борьбы с правонарушениями мы обращаемся к таким разделам КонсультантПлюс, как законодательство и комментарии законодательства, проекты нормативных правовых актов, судебная практика, международные правовые акты. Безусловно, важной для нас является специализированная система КонсультантПлюс для юристов, а также помещаемые в справочной системе книги и статьи из периодической печати и сборников. В КонсультантПлюс реализованы хорошие возможности для поиска и работы с правовой информацией.
КонсультантПлюс: Что вы посоветуете студентам, интересующимся юриспруденцией как наукой: с чего начать и какие предпринять шаги, чтобы в будущем добиться успеха на этом поприще?
А.И. Экимов: Посоветовал бы чаще общаться со своими преподавателями во внеурочное время, постоянно посещать библиотеки. Знакомиться с юридической литературой, с книгами по философии, истории, психологии, с периодическими изданиями, авторефератами диссертаций, чтобы точнее определить сферу будущих научных интересов. Разумеется, важно выступать на заседаниях научных кружков, на конференциях, чтобы выработать умение вести научные дискуссии.