В профессии судьи очень важно гибкое мышление
Онлайн-интервью с Еленой Анатольевной Петровой, судьей Арбитражного суда Московского округа, председателем пятого судебного состава
О том, как успеть объять необъятное и насколько важны в профессии судьи опыт и знания, мы поговорили с Еленой Анатольевной Петровой, судьей Арбитражного суда Московского округа, председателем пятого судебного состава.
КонсультантПлюс: Елена Анатольевна, расскажите о своем профессиональном пути. Где учились? Почему выбрали юриспруденцию?
Елена Анатольевна Петрова: Прежде всего, мне хотелось бы рассказать, почему я откликнулась на предложение корреспондента компании "КонсультантПлюс" дать интервью об особенностях работы в арбитражном суде, хотя изначально ваше обращение в пресс-службу было адресовано помощникам судей. Причина проста: я судья, чей путь в профессию начался именно с должности помощника судьи. Я знаю, что многие критически относятся к тому, что на должность судьи в настоящее время в основном назначаются сотрудники аппарата суда, проработавшие в должности помощника судьи. Считается, что восприятие юридической деятельности специалистами, не работавшими за пределами судебной системы, ограниченно, что должно быть больше кандидатов на должность судьи из других сфер юридической деятельности. Несомненно, на должность судьи вправе претендовать разные юристы, отвечающие требованиям к кандидатам на должность судьи. Но только поработав помощником судьи, в должности, максимально приближенной к работе судьи, кандидат на должность судьи сможет оценить свои силы и узнать изнутри, что такое работа судьи и что его ждет за пределами зала судебных заседаний, видимая для всех работа судьи в котором является лишь верхушкой айсберга. Поэтому я считаю должность помощника судьи одной из самых важных в судебной системе. По сути, те, кто работает в этой должности, являются стажерами на должность судьи, хотя у нас пока не существует такого института в системе подготовки и отбора кандидатов на должность судьи, а он давно объективно необходим.
Мой личный профессиональный путь и мое понимание, что именно я могу и что мне интересно делать, выстраивались постепенно. Я закончила школу в начале 90-х годов, когда в Москве стали появляться первые специализированные старшие классы с углубленным изучением тех или иных предметов. Мне посчастливилось поступить в один из первых юридических классов, созданных в школе № 25 Октябрьского района города Москвы, в котором преподавали историю и основы государства и права приглашенные из московского педагогического института и заочного юридического института (теперь Академия им. Кутафина) замечательные преподаватели. Историка до сих пор вспоминаю с благодарностью - Брандт Максим Юрьевич. Он был совсем юным, вчерашний студент, но необыкновенно талантливым, а впоследствии стал известным ученым, многие школьники, в том числе мой сын, учатся сейчас по его учебникам. К сожалению, Максим Юрьевич очень рано ушел из жизни, в настоящее время его коллеги проводят посвященные ему научные конференции.
Те лекции, которые нам, школьникам, читал преподаватель из юридического института, были настолько логичными, что впоследствии в университете я сдавала зачеты и экзамены по теории государства и права по своим школьным записям, и проблем с этим предметом у меня никогда не было. Так, благодаря еще школьным урокам я превращалась из обычного гуманитария в будущего абитуриента юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Ни о каком другом учебном заведении я даже слышать не хотела, подавала документы только в МГУ, не оставляя себе никаких запасных вариантов.
Изучение права мне представлялось логичным продолжением моего интереса к истории, к пониманию построения отношений людей в обществе, в государстве, тем более что в тот период времени всё в стране начало бурно меняться, и было впечатление, что только тот, кто знает законы, умеет их применять, сможет адаптироваться к новым реалиям. В итоге так получилось, что, поступив в МГУ летом 1991 г. в одной стране, к концу года наш первый курс учился уже в другой. Это дало нам, студентам, некоторую фору перед теми, кто уже закончил к тому времени учебу, потому что наши преподаватели и конституционного, и гражданского, и уголовного права принимали активное участие в разработке новой Конституции, нового Гражданского кодекса (первой части), изменений в Уголовном кодексе и знакомили нас со всеми пока еще законопроектами. В итоге мы изучали как прежние, еще советские законы, так и законодательство переходного периода, так и те нормы, по которым нам предстояло работать в будущем. В последующей работе мне это очень пригодилось, я неплохо ориентировалась как в советских законах, так и в новейших нормах. Вообще учеба в университете была необыкновенным счастьем, весь мир открывался навстречу, круг моих друзей сложился и не меняется вот уже более 25 лет с университетской скамьи! Можно целую книгу написать.
Именно во время учебы на преддипломной практике я познакомилась с работой суда - стала первой студенткой-практиканткой в Федеральном арбитражном суде Московского округа, который на момент моей практики в ноябре 1995 г. существовал всего третий месяц, так как кассационные суды в системе арбитражных судов только появились в конце лета 1995 г. Я писала диплом о приватизации, собирала материал везде, где только возможно, и судебные споры о приватизации государственных предприятий стали основным источником моей работы, так как никаких книг или серьезных научных исследований на эту тему еще не было написано. В суде была необыкновенно творческая обстановка. Молодой коллектив, новая инстанция, все проблемы обсуждались сообща, вырабатывались единые подходы, суд кассационной инстанции принимал активное участие в работе над проектами документов Высшего арбитражного суда Российской Федерации, в обсуждении проектов московских законов. Не влюбиться в эту работу было просто невозможно, и я влюбилась. В итоге с октября 1996 г. работаю теперь уже в Арбитражном суде Московского округа более двадцати лет. Сначала два года сотрудником аппарата суда (в отделе обобщения и анализа судебной практики, в секретариате суда), затем в течение восьми лет помощником судьи и с октября 2006 г. - судьей гражданской коллегии. Вот такой путь в профессию.
КонсультантПлюс: Как долго вы работаете в должности судьи? Помните ли свое первое заседание?
Елена Анатольевна: В должности судьи работаю десять с половиной лет. Помню свое первое судебное заседание. Для меня оно были очень волнительным. Не потому, что сложно (дело было совсем простым - взыскание задолженности за поставленный, но не оплаченный товар), а потому, что со мной рядом были мои вчерашние учителя, судьи, с которыми еще вчера я работала как их помощник. Они отнеслись ко мне очень чутко и с уважением, за что я им буду признательна всю жизнь. Многие из тех, кто вложил в меня, молодого специалиста, свою душу, поделился опытом, знаниями, уже в отставке, либо работают в другом суде, кого-то уже нет в живых, но каждого своего учителя я помню. Об этих удивительных людях, посвятивших свою жизнь работе в судебных органах, такую замечательную книгу можно написать - на несколько томов!
КонсультантПлюс: Поделитесь наиболее интересным и запоминающимся случаем из вашей практики?
Елена Анатольевна: Интересных дел было много, и многие помнятся хорошо. Например, зацепило меня и вспоминается дело по спору между китайской торговой фирмой и российским банком, правопредшественник которого открыл фирме аккредитив по оплате поставленных третьему лицу тканей, но обязательств по перечислению денежных средств так и не исполнил. Сложность была в документальном подтверждении как факта открытия аккредитива, так и в целом каких-либо отношений между китайской фирмой и российским банком, так как вся переписка осуществлялась электронно. По какой-то причине суд первой инстанции не признал эту электронную переписку как доказательство наличия обязательственных отношений, хотя в международной банковской практике электронный документооборот известен уже много лет, является устоявшимся обычаем делового оборота, поэтому отказ в иске по таким основаниям был недопустим. Мы дважды отменяли судебные акты по этому спору, сначала направляли дело на новое рассмотрение, а затем, когда суды первой и апелляционной инстанций повторно отказали в иске, приняли новое решение об удовлетворении исковых требований китайской компании. Сложно было аккуратно отписать это новое решение. Несмотря на то что были неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены судебных актов и принятия нового решения судом кассационной инстанции, могло сложиться впечатление, что суд кассационной инстанции сам исследовал и оценивал доказательства, что в наши полномочия не входит. Но всё получилось хорошо, этот судебный акт устоял, несмотря на то, что банк обращался с жалобой в Верховный суд Российской Федерации.
Надо сказать, что при рассмотрении этого дела мы с коллегами предпринимали попытки примирить спорящие стороны, уговаривали пойти на взаимные уступки, обсудить варианты мирного урегулирования спора. В результате получили комплимент от представителей ответчика за содействие в разрешении спора (хотя мирового соглашения они так и не заключили). Да и сами заседания проходили интересно, так как и юристы были квалифицированными, и ситуация нестандартная. Приятно вспомнить.
КонсультантПлюс: Какими качествами должен обладать судья, чтобы состояться в профессии? Какой склад характера, какой жизненный опыт, какие знания и навыки должны быть у него?
Елена Анатольевна: Над ответом на данный вопрос я размышляю уже много лет, но уже как психолог. Более десяти лет назад я получила второе высшее образование и защитила кандидатскую диссертацию по юридической психологии (изучала обвинительные установки в профессиональной деятельности судьи). Тогда мне казалось, что ответ на этот вопрос должен быть основным при отборе кандидатов на должность судьи. Но со временем, находясь в этой профессии и одновременно оценивая ее как психолог, я пришла к выводу, что ни склад характера, ни темперамент не являются определяющими в успешном овладении этой профессией. Со мной рядом работают настолько разные по своим личностным характеристикам люди, что написать с них единый портрет, как в фильме "Семнадцать мгновений весны" (характер нордический, стойкий), не получится. Происходят компенсации недостающих качеств за счет преобладающих.
Но общее все же есть - это удивительная, не проходящая и не угасающая с годами любознательность, стремление расширить свой кругозор, узнать новое, что с точки зрения психологии свидетельствует о гибкости, а не ригидности мышления.
В профессии судьи, как ни в какой другой юридической профессии, происходят повторяющиеся действия, за счет которых и накапливаются опыт и знания. Но если человек обладает ригидным (жестким) типом мышления, он может пропустить за этими повторяющимися ситуациями что-то новое, выпадающее из предыдущего опыта, что может привести к судебной ошибке в применении норм права, в оценке доказательств. Гибкость мышления достигается за счет критического восприятия ситуации, что не следует путать с негативным взглядом на окружающий мир.
А жизненный опыт у судей очень разный. В нашем коллективе работали и работают те, кто до работы в суде были адвокатами, прокурорами, следователями, учеными и педагогами, арбитрами в ведомственных и государственных арбитражах, инженерами или, как я, помощниками судьи. Сказать, что те, кто был ранее прокурором, в новой профессии успешнее тех, кто был адвокатом или помощником судьи, или наоборот, невозможно. Став судьей, юрист продолжает и обязан продолжать развиваться. Если вы стали судьей с внутренним ощущением, что вы уже на вершине юридической профессии и можно успокоиться, то лучше сразу уходить, потому что труд судьи - это постоянное развитие и движение вперед вместе с обществом, в котором он живет и работает.
КонсультантПлюс: Опишите свой обычный рабочий день. Как долго вы готовитесь к судебным заседаниям? Сколько дел в среднем рассматриваете? Совещаетесь ли с опытными коллегами по трудным делам?
Елена Анатольевна: Боюсь, что описание рабочего дня судьи арбитражного суда московского региона отпугнет вашу аудиторию. Кадровая ситуация в нашем суде (да и в судах первой и апелляционной инстанций) сейчас непростая: судебная нагрузка в арбитражных судах Москвы и Московской области вот уже на протяжении многих лет превышает в два-три, а то и четыре-пять раз нагрузку в арбитражных судах других регионов.
Средняя нагрузка - один из стандартных, но крайне лукавых показателей работы судьи. Например, в 2016 г. средняя нагрузка в месяц в Арбитражном суде Московского округа составила 62 дела на судью. Что это означает? Что часть судей рассмотрела около 30 дел в месяц (это те, кто работал не весь месяц, а уходил в отпуск или болел), а часть - 120 дел в месяц, а кто-то по 50, 60, 70 или 80 дел.
Если сравнить нашу среднюю ежемесячную нагрузку за 2016 г. с теми же показателями других судов кассационной инстанции, то картина получается удручающая. Самая высокая средняя нагрузка после нас у судей Арбитражного суда Северо-Кавказского округа - 29 дел в месяц, самая маленькая (18 дел в месяц) в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа. В остальных окружных судах средняя нагрузка в месяц колеблется от 21,9 дел до 25,2.
Вот такая она, средняя нагрузка. И это при том, что в суде кассационной инстанции (как и апелляционной) рассмотрение кассационных жалоб осуществляется коллегиально, то есть судья участвует в таком же количестве судебных заседаний двух своих коллег, соответственно, в среднем с участием судьи, у которого в производстве свои 62 кассационные жалобы, рассматривается не менее 120 дел. Нагрузка по участию в судебных заседаниях коллег в статистических показателях работы судьи не учитывается.
К сожалению, процесс назначения новых судей довольно сложен и длителен, поэтому о немедленном исправлении возникшей ситуации говорить не приходится. Многие мои коллеги, в том числе и я, приходят на работу не позднее восьми часов утра, а уходят иногда за полночь - такова реальность сегодняшнего дня.
Судебные заседания проходят приблизительно с 9.20 и до 18.00 с перерывом на обед с 13.00 до 13.45. Фактически мы часто задерживаемся в судебных заседаниях, поскольку споры все разные. Бывает, что участвует большое количество сторон, поэтому уместить выступления представителей в стандартные двадцать минут, которые в графике судебных заседаний в среднем отведены на одно судебное заседание, не всегда представляется возможным. Судебные заседания мы стараемся назначать с понедельника по четверг, освобождая пятницу для внутренней работы.
До начала судебных заседаний и после их завершения судьи готовятся к судебным заседаниям следующего дня, пишут постановления (проверяют проекты судебных актов, подготовленных помощниками), участвуют в аналитической работе суда по обобщению судебной практики. Так что обычный рабочий день судьи, когда его начинаешь описывать, выглядит, конечно, малопривлекательно, потому что совершенно непонятно, когда и за счет каких сил можно объять необъятное? Но мы стараемся, как можем.
КонсультантПлюс: Вы сталкиваетесь с самыми разными жизненными ситуациями и общаетесь с большим количеством людей. Сложно ли это? Как вам удается примирить в себе обычного человека и профессионального судью?
Елена Анатольевна: Сложно, конечно, сложно. Закон требует от судьи беспристрастности, но никто не учит ни в институте, ни при вступлении в должность, как этого достичь. У каждого свой способ самосохранения, отделения своей личности от профессиональных обязанностей, отвлечения от негатива, которым щедро делятся стороны, проигравшие дело. Мне как психологу в этом смысле повезло. Я изучала методики восстановления (вплоть до техник дыхания), которые оказываются очень полезными в нашей работе. Я думаю, что в системе подготовки юристов очень мало психологии. Ведь профессия наша общая (вне зависимости от того, судьей станет нынешний студент, адвокатом, следователем, займется ли консультированием в юридической фирме) принадлежит к системе "человек-человек". Следовательно, первое, что надлежит знать профессионально, - это как строить взаимоотношения с тем, кто пришел к тебе за юридической помощью. Профессия юриста за редким исключением реализуется в условиях конфликта, что требует особых знаний и навыков при взаимодействии с конфликтующими сторонами.
У меня есть мечта - создать практический курс судебной психологии в рамках программы по юридической психологии, и объединить в нем все, что есть в общей психологии, конфликтологии, акмеологии. Тогда будущие юристы, а также те, кто стремится повысить свою квалификацию, могли бы на конкретных примерах из судебной практики испытать на себе эффективность тех или иных методов убеждающего воздействия или научиться распознавать и обезвреживать манипулятора, который старается вывести их из себя в своих целях. Интересных примеров накопилось очень много. Они могли бы быть полезны для студентов. Осталось только найти в сутках запасной час, чтобы все описать.
В нашем суде я иногда провожу занятия по психологии, делюсь с коллегами всем, что знаю. Кто-то пользуется информацией, а у кого-то такой свой жизненный опыт, что сам может рассказать лучше профессионального психолога. Так и работаем - сообща.
КонсультантПлюс: Российское законодательство часто меняется, и судьи должны быть в курсе всех изменений. Как вы повышаете свой профессиональный уровень? Какую литературу читаете? Используете ли в своей работе справочные правовые системы, например КонсультантПлюс?
Елена Анатольевна: В соответствии с требованиями закона судья обязан не реже одного раза в три года проходить повышение квалификации, которое на базе Академии правосудия организует Верховный суд Российской Федерации. В нашем суде приблизительно раз в два-три месяца также проходят лекции по актуальным темам, которые читают судьи Верховного суда Российской Федерации или наши коллеги. Мы стараемся быть в курсе всех правовых новостей, следим за публикациями известных ученых и молодых юристов, сами пишем статьи в выпускаемый нашим судом журнал "Вестник Арбитражного суда Московского округа". Конечно же, используем в работе справочные правовые системы, в том числе КонсультантПлюс.
КонсультантПлюс: Что вы посоветуете студентам, которые хотели бы начать юридическую карьеру с должности помощника судьи арбитражного суда? Чему надо уделить особое внимание в период обучения?
Елена Анатольевна: Прежде всего, хотелось бы вас поправить. Начать юридическую карьеру с должности помощника судьи вчерашнему студенту вряд ли удастся, потому что к этой должности предъявляются достаточно высокие требования, которым не каждый студент соответствует, а именно: стаж работы по специальности не менее четырех лет либо стаж государственной службы не менее двух лет.
Выпускникам юридических институтов в судебной системе могут быть предложены должности специалистов или секретарей судебных заседаний. И я знаю, что многие вчерашние студенты считают ниже своего достоинства отправлять конверты или сшивать судебные дела. Хотелось бы обратить внимание на то, что в суде нет работы, которая не имела бы значения для целей правосудия. Простой пример. Специалист ошибся в номере дома или в наименовании организации при отправке все того же конверта, в котором находится определение о назначении судебного заседания - банальная опечатка. Она может привести к тому, что вся работа суда первой инстанции по разрешению спора по существу окажется насмарку, так как решение, принятое в отсутствие лица, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, подлежит безусловной отмене (даже правильное по сути решение). Так что нет ничего зазорного в том, что после получения высшего юридического образования вы какую-то часть профессионального пути пройдете в качестве специалиста суда. Напротив, ваша работа будет состоять в непосредственном обеспечении прав участвующих в деле лиц, и выполнять ее надо так же качественно и внимательно, как и составлять важные договоры.
Мне представляется важным обратить внимание уважаемых студентов - наших будущих помощников и судей на знание русского языка, на владение грамотным юридическим языком. В век интернета наш язык стал упрощаться, правила пунктуации становятся чуть ли не анахронизмом. В юриспруденции, где каждая запятая имеет значение, это недопустимо. Вспомните классический пример: "Казнить нельзя помиловать". Где запятую поставишь, такой результат и получишь.
Хотелось бы пожелать удачи нынешним студентам юридических вузов. Вы получаете юридическое образование в непростой период, когда юристов стало много, а хороших специалистов по-прежнему не хватает. Старайтесь учиться везде, не только у ваших преподавателей. Даже в суде, где судьи работают с такой высокой нагрузкой, всегда найдется человек, который ответит на вопрос любознательного студента, поделится опытом и что-то подскажет. Главное, не стесняйтесь задавать вопросы, и ответы обязательно появятся.
КонсультантПлюс: Уважаемая Елена Анатольевна, благодарим вас за интересные и содержательные ответы!