Как написать диплом и пройти антиплагиат

Онлайн-интервью с преподавателями МГЮА им. О.Е. Кутафина, ФинУ и ВГУЮ

У будущих выпускников наступает горячая пора написания дипломной работы. Мы узнали у преподавателей московских вузов (МГЮА им. О.Е. Кутафина, Финуниверситет и ВГУЮ (РПА Минюста России)), как студенту справиться с трудностями при подготовке диплома.

КонсультантПлюс: Одна из проблем, с которой сталкивается студент, это потеря интереса и откладывание работы на потом. Расскажите, как студентам поддерживать интерес к теме и как научиться не откладывать все на последний момент.

садовниковаГалина Дмитриевна Садовникова, профессор кафедры конституционного и муниципального права МГЮА им. О.Е. Кутафина (Университет), д.ю.н., профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ: Надеюсь, что потеря интереса к теме у студентов – явление не очень частое. Ведь тема выпускной квалификационной работы определяется не спонтанно. Сначала студент выбирает специализацию, кафедру, научного руководителя. При этом исходит из своих научных интересов, имеющихся источников, нередко из практики. Многие студенты в ходе обучения выступают на научных конференциях, публикуются. Практический материал по теме исследуется в ходе производственной практики.

Считаю, что потеря интереса к теме – скорее исключение, чем правило. В этом случае есть возможность изменения темы выпускной квалификационной работы, для этого предусмотрены процедуры (разумеется, не накануне защиты). Чаще всего, видимо, следует говорить не о потере интереса, а об элементарной усталости, нервном напряжении, волнении. Отсюда и откладывание важной работы на потом.

Вряд ли можно дать универсальный рецепт равномерной плодотворной работы. Каждый человек индивидуален: одни планируют свою работу и четко следуют плану (идеальный вариант), другие могут откладывать на потом и штурмом, работая сутками, за короткое время подготовить нужный труд. Не забываем, что выпускная работа носит творческий характер, и не всегда студент может усадить себя за компьютер. И все же несколько универсальных правил не следует забывать.

В первую очередь, соблюдение режима труда и отдыха, чередование умственной и физической нагрузки. При этом мозги ведь не отключаются, если мы гуляем, занимаемся спортом, делаем какую-то физическую работу. Вы сами сможете убедиться, что следующая порция умственного труда после активной физической нагрузки будет плодотворной.

Второе, что хотелось бы посоветовать, – включить Плюшкина, в хорошем смысле, разумеется. А именно после выбора темы скрупулезно собирать все, что может пригодиться при подготовке работы: книги, статьи, публикации СМИ, практику, адреса сайтов, материалы зарубежной практики. Поверьте, очень даже пригодится.

Третье. Поскольку вы неизбежно возвращаетесь к обдумыванию темы, занимаясь посторонними делами, озарение может прийти в любой момент: голова ведь работает. Внезапно может обозначиться какая-то новая проблема по теме либо новое предложение по способу решения. Не поленитесь, запишите сразу. Пока пишете, мысль сформируется более четко. Главное в работе – новизна, собственные решения пусть какой-то небольшой проблемы.

Четвертое. Бывает, выберем время, сядем писать, а мыслей никаких нет, о чем писать, не знаем. Это и есть муки творчества. Полезный совет: займитесь оформлением текста, списком литературы. Ищите на соответствующих сайтах примеры из практики. Выписывайте цитаты, делайте обзор мнений ученых из литературы, аккуратно оформляйте сноски. После обзора необходимо обозначить собственную точку зрения и обосновать ее. К этому времени мозги обычно включаются и создается творческий продукт.

мезенцеваМезенцева Татьяна Мартемьяновна, д.э.н.,  профессор департамента учета и аудита Финансового университета при Правительстве РФ: Выпускная квалификационная работа– это итоговая работа студента за весь процесс обучения по специальности. В настоящее время как минимум за год, а часто и с первого курса, за студентом закрепляется тема работы и научный руководитель. Темы ежегодно пересматриваются компетентными преподавателями-профессионалами и обновляются с учетом современных требований. Поэтому предлагаемые темы актуальны.

Студенту надо понять, что диплом – это его самостоятельное исследование по выбранной теме под руководством научного руководителя. Эта выпускная работа показывает уровень подготовленности автора-выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Работодатель сегодня, как правило, обращает внимание не только на оценку за диплом, но и на его тему. Предполагается, что при наличии хорошей оценки за работу, автор владеет темой на высоком профессиональном уровне. Поэтому студенту надо задумываться о своей карьере еще в вузе. Хорошую и достойную работу в последний момент сделать невозможно, а значит, надо выбрать тему по сердцу и жить с ней, пополняя свои знания в этой области, уточняя у научного руководителя неясности, вплоть до защиты. Тема отражает основную идею работы, которая должна быть интересна ее автору.

Выпускная квалификационная работа – испытание выпускника, подтверждение его квалификации. При таком подходе, я думаю, у студентов не может потеряться интерес к процессу подготовки диплома.

матвеевИгорь Валентинович Матвеев, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права ВГУЮ (РПА Минюста России), доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ: Во-первых, нужно выбрать правильную тему. Тот список тем, который предлагается вузом, нужно воспринимать лишь как направление, вектор, а не как окончательно сформулированную тему. В рамках избранного направления студенту необходимо начать с поиска проблем правового регулирования тех общественных отношений, которым будет посвящена работа. Эти проблемы лежат не в незнании закона населением, не в том, что нормы зачастую не исполняются, а в том, что, возможно, в законе есть пробелы, позволяющие его двояко толковать, либо противоречия другому закону.

Так или иначе, эти проблемы видны при рассмотрении судебной практики – либо в Путеводителях, либо в аналитических обзорах, либо в отдельных делах, представленных в СПС КонсультантПлюс. Когда по избранному направлению дипломной работы студент ознакомится с пятью-шестью резонансными делами из судебной практики, в его голове начнет складываться картинка его будущего диплома. И уже на этом этапе он может, предварительно проконсультировавшись с научным руководителем, сформулировать тему.

Во-вторых, для поддержания интереса к избранной теме необходимо периодически просматривать судебную практику (не изменилось ли чего в правоприменении и толковании), а также знакомиться со всеми вышедшими и выходящими по теме монографиями и статьями ученых по данной теме, которые в том числе могут содержаться в СПС КонсультантПлюс.

В-третьих, изучив судебную практику и мнения ученых, можно с кем-то обоснованно согласиться, а с кем-то не согласиться, а также предложить свое обоснованное мнение в части совершенствования законодательства, процесса правоприменения, а также толкования соответствующих норм.

В-четвертых, хотя бы раз в неделю нужно понимать и осознавать, что тобою как студентом за эти семь дней сделано по дипломной работе.

В-пятых, с момента начала работы над дипломной работой необходимо психологически воспринимать ее не как наказание или послушание, к которому студента насильно принуждают, а как к благу и возможности оставить свой маленький след в юридической науке.

КонсультантПлюс. Еще одна проблема – это копирование материалов. Обычно студент сначала отбирает материал, а потом перерабатывает и компилирует его. Но студенты часто копируют какие-то важные тезисы в свою работу. Посоветуйте, как это сделать правильно, чтобы не обвинили в плагиате? Другими словами, как пройти антиплагиат?

петровГ.Д. Садовникова (МГЮА им. О.Е. Кутафина): Совершенно верно отмечено, что студент не только отбирает и компилирует материал, он должен этот материал переработать, причем творчески переработать. Там, где студент обращается к позиции другого автора, она должна быть либо изложена своими словами с указанием автора и источника, либо точно процитирована в кавычках. В любом случае в тексте работы делается сноска в соответствии с принятыми ГОСТами. В отчете о проверке на антиплагиат эти части текста обозначаются как заимствования и цитирование.

Проблема корректности заимствований, действительно, очень важная проблема при написании выпускных квалификационных и диссертационных работ. Копирование чужих тезисов без указания источника является некорректным заимствованием. Для выявления таких заимствований и используются различные системы антиплагиата. Каждый вуз выбирает для себя систему или разрабатывает собственную.

Согласитесь, что компилирование чужих мыслей, тезисов, цитат с минимальным процентом собственного текста нельзя признать творческой работой. Чему же тогда научили студента в вузе, если он не сможет к концу обучения разработать какую-то актуальную проблему по своей специальности и предложить пути ее решения? Можно ли считать его состоявшимся специалистом?

Самое ценное в выпускной квалификационной работе – собственные выводы и их аргументация. Вот в этих-то рассуждениях, аргументах, анализе законодательства и практики, самостоятельных выводах не должно быть компиляции. В юридических вузах, как правило, в выпускных квалификационных работах предлагается совершенствование понятийно-категориального аппарата, изменение законодательства, регулирующего отношения в исследуемой сфере, правоприменительной практики.

Не напрасно вузы включают в государственные аттестационные комиссии представителей работодателей. В ходе защиты выпускной работы становится ясно, насколько глубоко выпускник погрузился в тему, мыслит ли он творчески и позитивно, насколько интересно он может подать материал. Поверьте, компилированная работа (если даже система антиплагиат выдала допустимый процент оригинальности), вялая защита сразу видны, и такие выпускники не вызывают интереса у работодателей.

петровТ.М. Мезенцева (ФинУ): Да, действительно, студенты копируют материалы. А переработка состоит в том, кто эти материалы компилирует. Но этот процесс должен происходить только на начальном этапе, когда вопрос изучается. Далее, чем больше студент исследует вопрос, тем больше в процессе обучения у него самостоятельных мыслей, которые он вкладывает в исследование.

Со стороны вуза большая помощь в оригинальности исследования – неповторяющиеся темы и задания по выпускной квалификационной работе.

Структуру работы также следует менять, делая ее оригинальной. Перед написанием итогового варианта работы студент проходит преддипломную практику в организации. Каждая организация живет в своих условиях, своей хозяйственной жизнью. И если студент использует даже уже освоенную и не новую методику, но самостоятельно применит ее к практике этой организации, у него гарантирована оригинальность диплома и не страшен антиплагиат. Расчеты должны делаться на практических данных, поставляемых фактами хозяйственной жизни. А хозяйственная жизнь очень разнообразна, главное вникнуть в нее и понять.

 

петровИ.В. Матвеев (ВГУЮ (РПА Минюста России)): Работу нужно писать самому. Каркас текста – это собственные мысли студента, на которые накладываются выдержки из нормативных правовых актов, судебной практики и цитат-мнений юристов. Нужно придерживаться соотношения: на 1 строчку заимствования – 2 строчки своих. Даже чужую мысль можно попытаться самим растолковать, прокомментировать.

 

КонсультантПлюс: Перед вашими глазами прошло много дипломных работ. Перечислите ошибки, которые чаще всего в них встречаются и могут помешать получить высокую оценку.

петровГ.Д. Садовникова (МГЮА им. О.Е. Кутафина): Большинство выпускных квалификационных работ, прошедших перед моими глазами, защищены с высокими оценками. Недостойные, как правило, отсеивают научный руководитель и выпускающая кафедра.

Многое зависит от дисциплины выпускника: если работа подана научному руководителю в установленные сроки, есть возможность поработать над замечаниями, а затем представить наставнику окончательный текст, после чего уже происходит доводка, шлифовка - назовите, как хотите. В этом случае на защиту выносится, как правило, достойная работа. Если же текст представлен в последний момент, на значимые доработки времени не остается. Научный руководитель выпускает работу, если она отвечает минимальным требованиям, но на высокую оценку рассчитывать не приходится.

Частыми ошибками являются некорректные заимствования, что отмечалось выше. Важной составляющей хорошей работы являются системность, логика изложения, что далеко не всегда видим у студентов. Во многих работах авторы перескакивают с одной мысли на другую, возвращаются к предыдущей, логики при этом не видно. Выводы могут даваться без должной аргументации. Боремся также с повторами. Все это связано с главной проблемой – компиляцией. Надо учиться писать самостоятельно, в том числе в ходе написания курсовых работ, докладов на семинары, студенческие конференции. Меня лично очень раздражают грамматические ошибки, которые вообще недопустимы для выпускника высшего учебного заведения. Сильно портит впечатление от работы небрежное оформление текста, сносок, списка источников. Все это устранимо, если, повторюсь, работа подана не в последний момент.

петровТ.М. Мезенцева (ФинУ): Основная ошибка при подготовке работы заключается в том, что студент выдает чужую работу за свою, рассчитывая, что научный руководитель и государственная экзаменационная комиссия (несмотря на то что это профессионалы соответствующего направления) этого не заметят.

Негативно влияет на качество работы использование старых, уже не действующих нормативных документов. Игнорирование методических указаний по подготовке диплома как в части содержания, так и в части технического исполнения.

Мешает получить высокую оценку отсутствие в работе собственного анализа показателей в динамике (как минимум за три года), анализа состояния проблемы. Негативно сказывается на оценке отсутствие новизны, эффекта практических предложений и рекомендаций, отсутствие резервов организации, найденных в процессе исследования.

петровИ.В. Матвеев (ВГУЮ (РПА Минюста России)): 1. Неправильный выбор темы: она студенту неинтересна, либо слишком глобальна, либо очень мелкая, что не позволяет выразить себя на данном юридическом материале.

2. Непонимание широты темы, в результате чего не все ее аспекты раскрываются в дипломной работе.

3. Непонимание практической значимости темы и ее актуальности и, как следствие, неумение это объяснить на защите.

4. Непонимание исследовательского характера дипломной работы, ее иного по сравнению с курсовой работой жанра.

КонсультантПлюс: На что бы вы хотели обратить внимание студентов при подготовке диплома: как им не упустить самое важное, какие источники лучше использовать. Есть ли секрет у успешных дипломных работ?

петровГ.Д. Садовникова (МГЮА им. О.Е. Кутафина): Первое, что делается при подготовке выпускной квалификационной работы, – формулируется тема и составляется план. Вот здесь-то и закладывается основа работы: определяется главная цель, задачи. Сама формулировка исследования должна содержать проблему. Она не должна быть слишком общей, такой как, например, «Федеративное устройство». В ней должен быть показан главный аспект исследования, например, «Реализация конституционных принципов федеративного устройства в современной России» или «Федеральное вмешательство как средство разрешения конституционных кризисов».

По поводу источников. В первую очередь, надо освежить в памяти соответствующие разделы учебников, лучше нескольких авторов. Затем обратиться к трудам классиков, чьи труды по близкой тематике прочно вошли в золотой фонд науки. Обязательно ознакомиться с монографиями ведущих ученых в соответствующей сфере. Ну и, конечно, просмотреть самые последние статьи по избранной тематике. Само собой разумеется, надо хорошо знать современное состояние нормативного регулирования по теме, а еще лучше – ознакомиться с динамикой его развития. Широкие возможности для этого предоставляет СПС КонсультантПлюс, выпуская диски с подборкой источников для студентов и пополняя раздел «Комментарии законодательства».

Секрет успешных выпускных квалификационных работ прост: надо работать, работать и работать. В успешных работах присутствуют теоретический и исторический аспекты, анализ законодательства и правоприменительной практики в России и за рубежом, позиции Конституционного Суда РФ, ЕСПЧ. И самое главное – собственные обоснованные выводы, логически вытекающие из исследуемого материала.

петровТ.М. Мезенцева (ФинУ): При подготовке диплома надо использовать различные источники по теме: законодательные и нормативные документы, специальную учебную литературу, научные работы (научные сборники, монографии, научные и практические статьи). Изучая материал, уже освоенный другими, надо его совершенствовать и рассматривать возможность его применения в современных постоянно изменяющихся условиях бизнеса.

При подготовке работы по направлениям управление и экономика необходимо использовать современные источники. Это касается специализированных учебников и пособий, как правило, за три последних года. Так как нормативные документы, на основе которых подготовлены эти работы, за три года устаревают. Технический прогресс также интенсивно меняет профессиональные методологические подходы.

Нормативные документы, используемые в работе, надо отслеживать вплоть до защиты, чтобы они были действующими. Если происходят изменения, они должны быть отражены в работе. Надо внимательно изучить и следовать методическим указаниям по подготовке диплома, особенно в части оформления.

Основной секрет успешных дипломных работ заключается в следующем. Они должны представлять собой самостоятельное и профессиональное исследование автора, выполненное на основе полученных в процессе обучения в вузе знаний и практических навыков, на основе практической деятельности конкретной организации по выбранной теме. Работа должна содержать новизну, а также практические предложения и рекомендации по совершенствованию имеющихся положений. Тема должна быть полностью раскрыта, цель достигнута, поставленные задачи выполнены.

петровИ.В. Матвеев (ВГУЮ (РПА Минюста России)): Здесь для всех рецепта нет. У каждого все индивидуально. Но есть закономерность: чем больше времени уделить поиску необходимых источников, тем легче будет от этого количества перейти в качество.

Дипломная работа