Как студенты будут сдавать сессию в онлайн-режиме

Онлайн-интервью с преподавателями московских вузов

 

Продолжаем серию интервью о проведении в вузах летней сессии – 2020 в онлайн-формате.

Мы поговорили с преподавателями московских вузов: РЭУ им. Г.В. Плеханова, ГУУ, Юридического института Российского университета транспорта – о подводных камнях проведения экзаменов в онлайн-режиме, о критериях оценки и о том, каких ответов они ожидают от студентов.

 

КонсультантПлюс: Расскажите, как в вашем вузе будет проходить летняя сессия – 2020? Прием экзаменов у студентов пройдет онлайн?

Седа Сейрановна Хачатурова, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры информатики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова: Добрый день! Рада приветствовать вас! Работаю в университете 20 лет. Очень люблю университет и свою работу. Ситуация, которая произошла с нами в марте текущего года, оказалась шоком для нас, преподавателей университета. За считанные часы, дни необходимо было организовать дистанционное обучение таким образом, чтобы было удобно всем: и студентам, и преподавателям университета.

Это было настоящее испытание для нас. Нужно было не только сфокусировать внимание студентов на учебе, но и каждый раз убеждать молодежь: сидите дома, соблюдайте самоизоляцию, берегите себя и своих близких. Для нас главная задача – сберечь здоровье каждого нашего студента!

Мария Валерьевна Типалина, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ГУУ: Аттестация студентов будет проводиться в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Прием зачетов и экзаменов у студентов будет проходить онлайн.

 

Анна Александровна Чеботарева, доктор юридических наук, заведующая кафедрой «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта: Летняя сессия в Российском университете транспорта будет организована в онлайн-режиме. Для этого разработана комплексная стратегия, технически обеспеченная необходимыми платформами.

Кроме того, приняты необходимые положения, регламентирующие этот процесс, в том числе порядок проведения государственной итоговой аттестации по реализуемым программам с применением дистанционных образовательных технологий.

 

КонсультантПлюс: Расскажите, каков механизм проведения экзаменов в онлайн-режиме.

Седа Сейрановна Хачатурова (РЭУ им. Г.В. Плеханова): 23 марта 2020 г. в нашем университете в связи со сложившейся ситуацией вышел регламент организации учебного процесса и проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации. По нему во время зачета студенты получают зачетное задание, а во время экзамена – экзаменационный билет и /или экзаменационное задание. Форму и содержание заданий определяет преподаватель, ведущий дисциплину, и направляет задание студентам в начале зачета/экзамена. Время на выполнение – 1 академический час.

Для верификации личности студента и индентификации его работы студенту необходимо подписать выполненную работу, отсканировать или сфотографировать ее и разместить в своем личном кабинете посредством сервиса «личное сообщение». В течение трех рабочих дней преподаватель должен проверить работы и выставить оценки.

Мария Валерьевна Типалина (ГУУ): В университете создана соответствующая информационно-образовательная среда. Один из основных инструментов – личные кабинеты студентов и преподавателей, которые содержат документы для занятий с детализацией по неделям и предметам, доступы к электронно-библиотечным системам, справочным системам, чатам и т.д.

В личные кабинеты будут загружены индивидуальные зачетные или экзаменационные билеты, которые студенты должны выполнить в соответствии со своим расписанием. После проверки работ через эту же систему происходит информирование студентов и деканата о результатах контрольных мероприятий.

Анна Александровна Чеботарева (Юридический институт Российского университета транспорта): В нашем университете проведение экзаменов в летнюю сессию преимущественно будет организовано на корпоративной платформе Microsoft Teams, однако допускается использование и иных инструментов видеоконференцсвязи, отвечающих необходимым требованиям. Самое главное – обеспечить обучающегося всеми необходимыми инструкциями.

 

КонсультантПлюс: Как вы думаете, реально ли онлайн проверить знания студента во время экзамена? Какие видите риски? Есть ли положительные моменты в приеме экзаменов онлайн?

Седа Сейрановна Хачатурова (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Сложно побороть тягу студента к списыванию и/или копированию информации из интернета. Мое главное оружие – это система «Антиплагиат» для онлайн-проверки текста на предмет заимствований. И мои студенты знают об этом! Но если все-таки остаются у меня сомнения в знаниях студента, я приглашаю обучающегося в эфир на платформе Webinar и общаюсь с ним с глазу на глаз.

Желаю всем здоровья, терпения и отличных студентов.

Мария Валерьевна Типалина (ГУУ): Все зависит от содержания заданий в экзаменационных билетах. Безусловно, возникают риски контроля. Проведение экзаменов в таком формате – вынужденная мера. Не уверена, что есть положительные моменты.

 

 

Анна Александровна Чеботарева (Юридический институт Российского университета транспорта): Считаю, что никаких проблем в этом нет. Опытный преподаватель, работающий в рамках конкретной дисциплины со своими студентами в течение учебного семестра (или даже учебного года), знает возможности студента, уровень освоения им необходимых компетенций и ожидает от экзаменуемого максимального результата. Никаких дополнительных рисков, кроме как технологического характера (сбои в работе оборудования, интернет-соединения), а они сведены к минимуму, я не вижу. Современные студенты должны иметь возможность пользоваться необходимым набором технических средств.

В числе приятных бонусов, положительных моментов онлайн-сессии – возможность сдачи экзаменов дистанционно для иногородних студентов, да и для проживающих в Москве, работающих – тоже.

 

КонсультантПлюс: Как будет организован контроль за студентами во время экзамена онлайн? Как в этих условиях преподаватель сможет отследить, списывает студент или нет?

Мария Валерьевна Типалина (ГУУ): Формат контроля за студентами будет определять преподаватель, принимающий зачет или экзамен, с учетом положений и рекомендаций университета. Университет обеспечивает различные варианты нашей работы. Например, в режиме видеоконференции.

На мой взгляд, лучше уточнить и доработать экзаменационные задания, которые позволят студентам показать свои навыки, а не только знание теоретических аспектов дисциплины. Тогда и проблема контроля не будет основной. Необходимо будет применить свои умения в решении заданий, а не только констатировать общеизвестные факты. В рамках дисциплин нашей кафедры это реализуемая задача.

Анна Александровна Чеботарева (Юридический институт Российского университета транспорта): Безусловно, важно применять дистанционные образовательные технологии идентификации личности обучающегося, обязательно вести видеозапись экзамена, разработать прозрачный механизм выбора студентами экзаменационного билета, исключающий спорные вопросы.

 

КонсультантПлюс: В связи с новыми условиями изменятся ли как-то критерии оценки студентов на экзамене?

Мария Валерьевна Типалина (ГУУ): Мне кажется, что критерии не должны меняться. Либо студент показал свое умение свободно выполнять задания и усвоил их значение для приобретаемой профессии, либо нет. Форма проведения зачета или экзамена на это не должна влиять.

 

Анна Александровна Чеботарева (Юридический институт Российского университета транспорта): Новые условия никак не влияют и не могут влиять на критерии оценки студентов на экзамене. Главный критерий – уровень знаний, полученных студентом по предмету.

 

КонсультантПлюс: И напоследок, дайте советы студентам перед онлайн-сессией: как правильно готовиться к экзаменам, каких ошибок избегать при подготовке и каких ответов вы ждете от студентов.

Мария Валерьевна Типалина (ГУУ): Во-первых, хотелось бы всем пожелать здоровья. Во-вторых, попытаться соблюдать режим дня и рационально распределять время. Студентам рекомендовалась литература по дисциплинам, в том числе из электронно-библиотечных систем, в которых по каждой теме предусмотрены электронные тесты и задачи. При подготовке к зачету или экзамену необходимо по каждому разделу дисциплины проработать типовые кейсы.

Хотелось бы ожидать верных ответов на экзаменационные задания.

Анна Александровна Чеботарева (Юридический институт Российского университета транспорта): Студент – личность сама по себе уникальная! А современные студенты, уверена, более чем подготовлены уже самим нашим информационным обществом к полноценной жизни в нем. Поэтому и готовиться к экзаменам студентам следует так же, как это происходило всегда, – ответственно и нацеливаясь исключительно на лучший результат!

А от своих студентов я жду ответов ни в коем случае не зазубренных, а осмысленных и современных.

Студенческие вопросы

Сессия