5 важных советов первокурсникам от преподавателей
Интервью с преподавателями московских вузов
Продолжаем серию интервью о том, как первокурснику адаптироваться к новым правилам вуза, как извлекать пользу от учебы и достойно пройти студенческий путь вплоть до диплома.
Студенты уже поделились своим опытом.
Теперь предоставляем слово преподавателям московских вузов: МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, Финуниверситета при Правительстве РФ, РУДН.
Дмитрий Чекулаев |
КонсультантПлюс: Первый курс – это новая жизнь с особыми правилами и условиями. Как вы думаете, что в первую очередь нужно знать бывшему школьнику об в учебе в вузе, какие есть существенные отличия от учебы в школе, придется ли новоиспеченному студенту менять свое мышление и как ему быстро адаптироваться к новым условиям?
Дмитрий Петрович Чекулаев, к.ю.н, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: Вначале хотелось бы поздравить всех поступивших на наш факультет, который по праву считается одним из лучших (а я уверен, что лучшим) юридическим высшим учебным заведением нашей страны академической направленности.
Учеба в вузе кардинально отличается от школьной. Во время обучения вам придется усваивать большие объемы информации, в первую очередь речь идет о нормативно-правовых актах, литературе и судебной практике. При этом у преподавателей нет необходимости как формально, так и неформально помогать отстающему и не понимающему материал студенту, тянуть его к выпускному курсу. Нет планов выпуска и других показателей, характерных для средней школы. И этому есть объяснение: высшее образование (в отличие от общего среднего), а особенно образование МГУ, необязательно. Не всегда к студентам, чего греха таить, бывают лояльны и преподаватели, которых сложно разжалобить рассказами о сложной жизненной ситуации и другими причинами плохого знания предмета. Неуспевающего студента просто отчисляют в установленном порядке.
В первые месяцы учебы у студента может создаться ложное впечатление, что учеба в вузе проще – меньше контроля, проверочных мероприятий. Но это на первый взгляд. Пропущенные занятия и, особенно, неосвоенные в течение семестра темы скажутся в ходе сессии, с которой бывшие абитуриенты ранее в своей жизни не сталкивались. Сдать экзамены в короткий срок по объемным предметам, особенно по историческим и теоретическим учебным дисциплинам, непросто. Поэтому один из советов, несмотря на банальность: стараться с первых дней понять изучаемую тему, не оставлять её на потом. Такое «потом» может и не наступить.
Дамир Равильевич Салихов, доцент департамента публичного права НИУ ВШЭ: Наверное, главное отличие университета от школы – самостоятельность, большая автономность, а вместе с ними – и бОльшая ответственность. Это связано и с тем, что иногородние студенты оказываются в совершенно иных условиях самостоятельной жизни вдали от родителей. Но и те, кто живет с родителями, сталкиваются с аналогичными вызовами непосредственно в университетской среде.
Не дам какого-то универсального совета, но, как по мне, умение планировать свою жизнь и расставлять приоритеты – это едва ли не половина успеха для студентов-юристов, что особенно трудно дается в самом начале учебы. А еще ни в коем случае не нужно бояться задавать вопросы старшим коллегам, преподавателям и вообще всем.
Татьяна Дмитриевна Братко, преподаватель департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ: Есть известное высказывание: «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах. Пациенты умирают в руках таких врачей. Здания разрушаются в руках таких инженеров. Деньги теряются в руках таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования – это крах нации». С моей точки зрения, речь идет, прежде всего, о высшем образовании. Учеба в вузе отличается от учебы в школе большим объемом самостоятельной работы обучающихся.
Поэтому студенты – в сравнении со школьниками – должны относиться к учебе более ответственно, проявлять значительную самостоятельность и использовать творческий подход при освоении образовательной программы. Студентам-первокурсникам нужно выработать полезные привычки, в частности: перед каждым занятием изучать соответствующую учебную литературу и иные рекомендованные источники, во время занятия – вести конспект, после занятия – редактировать его.
Ольга Владимировна Протопопова, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права юридического института Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы: Действительно, жизнь в вузе сильно отличается от школьной жизни. Начало учебы – это первый шаг на пути во взрослую жизнь. Здесь нет такой плотной опеки как в школе со стороны учителей, родителей, которых могут вызвать в школу, если ученик плохо себя ведет, плохо занимается на уроках, не готовит домашнее задание и т.п. В вузе студент в большей степени самостоятелен. За вами никто не будет бегать и следить, чтобы вы исправно посещали занятия, никто не будет заставлять учиться. Но здесь и таится подвох, так как за период обучения (семестр, модуль) необходимо набрать определенное в учебном плане по каждому предмету количество баллов, которые собираются не за один раз, а постепенно за разные виды работ, в том числе и за работу на семинаре. А следовательно, нужна систематическая подготовка к каждому занятию. Да и объем материала, который нужно изучить к каждому занятию, не сопоставим с домашним заданием в школе.
Не все необходимые к изучению материалы собраны в одном учебнике, часто приходится нужный материал искать в других источниках (и не всегда интернет в этом помогает), приходится обращаться к библиотечному фонду, с которым тоже нужно научиться работать. Более того, преподаватель в вузе не проверяет на занятиях, как хорошо вы прочитали учебник, он проверяет понимание материала, который вы изучили, умение его применить к практической ситуации.
Поэтому времени для раскачки не будет, учится нужно начинать с самого первого дня занятий. Каждый преподаватель расскажет о своих требованиях и системе оценивания вашей работы в самом начале. А дальше все будет зависеть только от вас.
Дамир Салихов |
КонсультантПлюс: Насколько верно утверждение, что первые 2 курса студент работает на зачетку, а затем зачетка работает на него? Действительно ли приходится прилагать особые усилия лишь на первых курсах?
Д.П. Чекулаев (МГУ им. М.В. Ломоносова): Утверждение верно лишь отчасти. И оно не связано с какой-либо особой лояльностью преподавателей. Как показывает мой 15-летний опыт преподавательской работы, успевающие и активные, жадные до знаний студенты с хорошей зачеткой на первых курсах с таким же настроем продолжают учиться на старших курсах. И особые усилия прилагают, и настрой на получение знаний сохраняют все годы учебы. Я в ходе экзамена чрезвычайно редко открываю зачетку с информацией об оценках на предыдущих курсах.
Но иногда предоставляю небольшие преференции студентам, которые хорошо зарекомендовали себя на семинарских занятиях в ходе семестра, а вот на экзамене немного запутались в ответе. И, наоборот, таких поблажек не делаю студентам, которые на занятиях не были заметны. Психологически настрой преподавателя (по крайней мере мой) такой: если студент посещал все занятия, отвечал на семинарах, решал дома задачи из практикума, принимал участие в дискуссиях и т.п., то моя задача была донести до него изучаемые темы. Если такой студент не ответил должным образом на вопрос, то это и моя ненадлежащая работа. Либо, что скорее всего, неудачный вопрос попался в билете, сказалась усталость сессии, волнение. То есть сам ищу оправдание, почему ответ активного в ходе занятий студента не очень полный на экзамене. Могу задать дополнительный вопрос, дать студенту шанс получить хорошую оценку. И наоборот, когда студент проспал на задней парте весь семестр, ответственность за его знания я с себя снимаю.
Учеба в МГУ требует особых усилий постоянно. Но считаю, что учиться на старших курсах немного легче. И легче не потому, что предметы проще. Это, скорее, эффект работы самого студента, его самоорганизации. На первых порах студент получает опыт освоения большого объема информации. В дальнейшем вы уже знаете, сколько потребуется времени на чтение литературы, решение задач, подготовку материала к семинару, поэтому грамотно распределяете свое время, учитывая опыт первых курсов. И это опыт чаще более богатый как раз у тех студентов, которые, по формулировке вопроса, «работали на зачетку» (а точнее – хорошо и отлично учились за счет личного настроя и желания новые знания получать, обрабатывать и усваивать) с первых курсов.
Д.Р. Салихов (НИУ ВШЭ): Расскажу историю из своей студенческой жизни. Вплоть до четвертого курса у меня была лишь одна четверка, но всё изменилось в самом конце учебы, где я получил сразу по двум предметам (на одной и той же кафедре) тройки. Дело закончилось незабываемыми пересдачами комиссии на выпускном пятом (я учился ещё в специалитете) курсе. В результате я получил красный диплом, но, скажу честно, далось это непросто. Зато есть что вспомнить. Все-таки отчасти это утверждение верно, но лишь отчасти.
Т.Д. Братко (Финансовый университет при Правительстве РФ): Первые курсы – самые сложные для студента из-за непривычных методов обучения, с которыми он сталкивается впервые. Зачастую от успешности освоения дисциплин первых курсов зависит успешность будущего специалиста, так как именно на первых курсах изучаются основные понятия и принципы, имеющие универсальный характер и самую широкую сферу применения. В связи с этим на старших курсах работает на студента скорее не зачетка, а знания, умения и навыки, приобретенные на первых курсах.
О.В. Протопопова (РУДН): Усилия придется прилагать на всех курсах, так как логика обучения в том, что все последующие предметы основываются на базовых знаниях, которые получены на предыдущих курсах. Особые усилия на первых курсах приходится прилагать именно потому, что форма обучения совсем иная, чем в школе, требования иные, организация обучения другая. Плюс необходимо усвоить профессиональную терминологию, которая необходима для изучения различных предметов, освоить логику профессионального мышления. Все это закладывается именно на первых курсах, поэтому они и являются наиболее сложными.
Татьяна Братко |
КонсультантПлюс: На ваш взгляд, нужно ли с первого курса начинать выстраивать вектор своего обучения таким образом, чтобы одновременно росли знания, навыки, профессионализм и соответственно портфолио? Если да, то как это лучше сделать?
Д.П. Чекулаев (МГУ им. М.В. Ломоносова): С первого курса нужно…просто учится. А не думать о будущем портфолио. Оно сложится само.
Д.Р.Салихов (НИУ ВШЭ): Это очень непростой вопрос, на который нет правильных и неправильных ответов. Во многом личный выбор должен основываться на собственных приоритетах и планах. Для кого-то отличным подспорьем могут стать студенческие исследования и научные конференции, кто-то найдет себя в дебатах и модельных процессах, кто-то – в разнообразных стажировках. Кто-то при этом будет только учиться и учиться усердно.
Студенчество хорошо тем, что в это время можно пробовать что-то новое, забрасывать, начинать с начала. На первом курсе, главное, с этим не переусердствовать. Но чем больше возможностей вы опробуете, тем проще будет понять, что хочется в будущем, на что ориентироваться и что делать во время учебы.
Для меня невероятно полезными были студенческие конференции. Подготовка к каждой – это было небольшое, но свежее исследование, а само выступление – способ выработать и отточить навык публичных выступлений.
Т.Д. Братко (Финансовый университет при Правительстве РФ): Да. Студенту важно помнить о своей конечной цели, например, о работе в крупной компании. С учетом необходимости достижения этой цели и нужно принимать решения об освоении элективных и факультативных дисциплин (модулей), об участии в студенческих конкурсах и проч.
О.В. Протопопова (РУДН): Нужно понимать, что когда ты приходишь в вуз, то, значит, выбрал для себя определенную профессию. Вариаций в рамках одной профессии много, можно попробовать себя везде – где-то через учебно-производственную практику, через научные студенческие сообщества, через студенческие клиники. Можно с пользой проводить летние каникулы, устроившись поработать стажером в какой-либо компании или госструктуре, чтобы понять, какая сфера практической деятельности тебе нравится, какая работа тебе по душе.
Ольга Протопопова |
КонсультантПлюс: Поделитесь своими лайфхками. Дайте 5 советов первокурснику, как не терять время впустую и выжать максимум от обучения в вузе.
Д.П. Чекулаев (МГУ им. М.В. Ломоносова): С учетом цифровизации и, соответственно, сокращения времени на поиск необходимой информации многие наработки моих лет обучения в вузе (1990-е) кажутся уже устаревшими. Но все-таки совет дам – выписывать на карточки ручкой (пока пишешь – запоминаешь, а не копировать с учебника в электронном формате) определения важных терминов, даты событий и т.п. И эти карточки повторять перед занятиями либо просто в свободное время, перебирая и откладывая в сторону те, содержание которых уже запомнил. Вспоминаю, как ходил вокруг прудов на ул. Кравченко и перебирал карточки, готовясь к экзамену по ИГПЗС (прим. История государства и права зарубежных стран). Принимала очень строгий преподаватель – проф. Н.А. Крашенинникова. Сдал на отлично! А этапы Французской буржуазной революции помню и сейчас, через 25 лет с даты сдачи этого экзамена.
Также посоветую включаться активно в научную студенческую жизнь, даже на первом курсе. На юридическом факультете МГУ множество научных студенческих кружков, на заседаниях которых студент может получить новые знания, сформировать необходимые навыки научного общения. Заседания кружков могут проходить не только в стенах юридического факультета МГУ, но и за его пределами. Научные студенческие кружки активно сотрудничают с другими вузами, проводят совместные конференции, интеллектуальные игры, дебаты и т.п. Советую принимать участие в научных студенческих конференциях, проводимых как в МГУ (например, ежегодных в октябре «Эволюция права» и в апреле – «Ломоносовские чтения»), так и в других вузах. Опыт публичных выступлений и участия в дискуссиях помогает не только в учебе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.
По возможности со 2 курса начать работу в студенческой юридической клинике нашего факультета. Такая работа дает богатейший практический опыт реального оказания правовой помощи, защиты прав личности, составления процессуальных документов, причастности к формированию судебной позиции в реальном деле, в других аспектах практической деятельности, чего иногда не хватает при обучении в академическом вузе.
Как можно чаще посещайте библиотеку. На нашем юридическом факультете богатейшая библиотека. Библиотечная атмосфера сама по себе настраивает на учебу.
Желаю вам найти своего научного руководителя. На первом курсе это бывает непросто. Но на 2-3 курсе желательно, чтобы курсовая работа и ее тема были вам лично интересны, а научный руководитель такой работы мог поделиться с вами как своими знаниями, так и жизненным опытом. У меня сложилось именно так: научный руководитель курсовой работы первого курса М.А. Ковалев был моим Учителем с большой буквы все годы студенческого обучения на нашем факультете, в заочной аспирантуре, под его же научным руководством, будучи тогда практическим работником, заместителем прокурора районного звена, я защитил кандидатскую диссертацию.
Д.Р.Салихов (НИУ ВШЭ): Первое. Постарайтесь максимизировать пользу от студенчества не только в плане самой учебы, но и всего того, что есть в студенческой жизни. Второй такой поры в жизни не будет. И это совершенно точно важный и яркий этап жизни.
Второе. Не надо бояться проб и ошибок. Лучше попробовать и понять, что это не твое, чем сомневаться.
Третье. Соберите вокруг себя людей, которые вдохновляют. Это действительно важно. Студенческие друзья – на всю жизнь, куда бы вас эта жизнь ни раскидала.
Четвертое. Как минимум, в начале студенческого пути попробуйте планировать свое время и оценивать, как вы его тратите, – это очень пригодится.
Пятое. Если что-то идет не так, не бойтесь обратиться за советом и помощью.
Не хочется быть банальным и заканчивать словами про то, что учиться надо так, как будто предстоит жить вечно, вместо этого хочу пожелать: пусть всё получится!
Т.Д. Братко (Финансовый университет при Правительстве РФ): На мой взгляд, самыми полезными для студентов являются классические советы:
- планируйте учебную работу и следите за выполнением своего плана, который должен предусматривать время, необходимое для посещения занятий, подготовки к ним, отдыха и проч.;
- внимательно изучайте учебную, справочную литературу и иные рекомендованные источники;
- ведите конспекты занятий и делайте заметки в процессе изучения источников, выделяя главные идеи;
- отвечайте на занятиях;
- готовьтесь к экзаменам без использования сомнительных источников.
Желаю студентам не лениться, верить в свои силы и стать первоклассными специалистами.
О.В. Протопопова (РУДН): 1. Для начала нужно понять систему обучения: есть обязательные занятия, есть факультативные. Не ограничивайтесь только обязательными занятиями, участвуйте в различных факультативах. Так вы сможете расширить горизонты своей будущей профессии, узнать ее глубже уже на стадии обучения.
2. Запомните, нет ненужных предметов, нет ненужных знаний. Они все имеют значение не только в системе обучения, но и в будущей практической деятельности. Сейчас вы даже не можете представить, когда и где вам могут пригодиться эти знания.
3. Если трудно, значит не понятно. Если не понятно, то нужно разобраться. Если разобрались, станет понятно, а трудное станет легким.
4. Любопытство и любознательность пусть будут основными движителями на пути получения новых знаний и формирования профессиональных навыков в выбранной сфере деятельности.