Работа в юрклиниках формирует опытных юристов!

Онлайн-интервью с заведующим юридической клиникой юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Максимом Дмитриевичем Дранжевским

Продолжаем серию интервью с руководителями юрклиник московских вузов. На этот раз мы узнали у заведующего юридической клиникой юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Максима Дмитриевича Дранжевского о том, почему студенты выбирают путь pro bono, что их мотивирует и какие преимущества они получают, работая в юрклинике.

КонсультантПлюс: При юридических вузах активно действуют юридические студенческие клиники. Скажите, какова их цель? Главное - это помощь нуждающимся или помощь студентам в получении опыта и практики?

М.Д. Дранжевский: Еще в XIX веке преподаватели юридических факультетов в разных странах мира столкнулись с проблемой разрыва между уровнем знаний, навыков и качеств выпускников и требованиями работодателей к подготовке молодых юристов. Наиболее прогрессивные из них, пытаясь найти золотую середину между теоретическим и практическим обучением, обратились к опыту медицинского образования. Так зародились юридические клиники, получившие название по аналогии с медицинскими клиниками, осуществлявшими практическую подготовку интернов-медиков. В юридических клиниках студенты оказывают бесплатную юридическую помощь под руководством и контролем преподавателей образовательных учреждений и практикующих юристов. При этом граждане получают квалифицированную юридическую помощь на безвозмездной основе, а студенты приобретают практический опыт, навыки и умения, учатся соблюдать правила профессиональной юридической этики, осознавать последствия своих решений и действий, а также высокую социальную ответственность юридической профессии. Первую юридическую клинику в Казанском университете в 30-е годы XIX века организовал выдающийся цивилист профессор Д.И. Мейер.

Таким образом, юридическая клиника впитала в себя все самое лучшее. Это симбиоз между двумя важнейшими задачами - помощь нуждающимся в юридической консультации и помощь студентам в получении опыта и практики. При таком положении дел в деятельности юридической клиники заинтересовано все общество в целом.

КонсультантПлюс: Вы являетесь руководителем юрклиники, расскажите, на какую помощь могут рассчитывать граждане, обратившиеся в студенческую юридическую клинику?

М.Д. Дранжевский: Сейчас мы консультируем физических лиц и некоммерческие организации по любым правовым вопросам и совершенно бесплатно.

С сентября 2017 года на базе юридической клинки была образована группа судебной практики, которая занимается представлением интересов посетителей в суде. Пока что представлять интересы посетителей могут только магистранты, которые работали в юридической клинике МГУ в период обучения в бакалавриате.

У юридической клиники устоявшаяся репутация, что имеет большое значение для наших клиентов: к нам приезжают посетители и из дальних уголков Подмосковья, и из соседних областей. Нас знают как организацию, оказывающую реальную, абсолютно бесплатную и действенную юридическую помощь. Это положительно влияет на имидж как факультета, так и в целом МГУ.

КонсультантПлюс: Какие категории граждан чаще всего обращаются в студенческие юрклиники и что их волнует? Можете привести статистику обращений: какое количество обратилось в студенческую клинику за год и какиевопросы были самыми популярными?

М.Д. Дранжевский: За прошедший год было дано около 900 консультаций, при этом 205 консультаций из этого числа было осуществлено дистанционно, что позволило оказывать бесплатную юридическую помощь не только лицам, проживающим в московском регионе, но и жителям других субъектов РФ.

Цель обучения студентов, на наш взгляд, наиболее полно реализуется при наличии у студентов возможности консультировать по разным вопросам. В связи с этим в нашей юрклинике нет ограничений по отраслям права, в рамках которых могут поступать обращения от посетителей.

Диаграмма количества обращений в юридическую клинику по различным отраслям права.

КонсультантПлюс: Расскажите, как обычно проводится прием граждан в юрклинике, какое количество студентов задействовано, как готовится ответ гражданам? Сколько времени студенты тратят на подготовку одного ответа, используют ли они при этом систему КонсультантПлюс? В какой срок гражданам предоставляется ответ?

М.Д. Дранжевский: В работе юридической клиники в 2017 году приняли участие 127 студентов в качестве консультантов и стажеров. Руководство приемами и дистанционными консультациями осуществляли 23 руководителя консультационных групп, из которых 7 - преподаватели факультета, а остальные - его выпускники.

Работа строится на общественных началах, что говорит о высокой заинтересованности всех членов юридической клиники, их желании заниматься важным и интересным делом. Прием осуществляют консультант и стажер. Они проводят первичное интервьюирование посетителя с целью выяснить все фактические обстоятельства, затем формируют фабулу дела. После этого студенты доносят факты до руководителя консультационной группы (в группе работает 2-3 пары студентов) и вместе с ним начинают продумывать возможные варианты будущей позиции по делу. Когда первичный план действий намечен, студенты ищут необходимую информацию в нормативно-правовых актах, в доктрине, в судебной практике. После этого прорабатывается позиция по делу, наиболее соответствующая интересам посетителя, и консультант согласовывает ее с руководителем группы. Если руководитель одобрил, то теперь позицию можно донести до посетителя. Иногда необходимо составить дополнительные процессуальные документы, которые тоже должны быть проверены и одобрены руководителем группы. Несмотря на то что система может показаться сложной, она отлично отработана и, кроме того, позволяет практикующему юристу, руководителю консультационной группы наблюдать за действиями студента с целью предоставления квалифицированной помощи посетителям.

Количество времени, затрачиваемого студентами, существенно зависит от сложности дела. Иногда надо дать короткий ответ на точечный вопрос, иногда поиск ответа занимает несколько дней. Конечно, при подготовке ответа студенты пользуются информационными правовыми системами, в том числе и системой КонсультантПлюс. Ответ посетителю дается не ранее чем через неделю (это нужно, чтобы руководитель группы успел проверить подготовленный ответ). Часто у посетителей возникает потребность в дополнительных консультациях и документах, тогда назначаются новые приемы.

КонсультантПлюс: В юрклинику обращаются самые разные люди, и наверняка сложно бывает избежать конфликтных ситуаций, как вы справляетесь с этим? Существует ли в юрклинике свод правил для студента-консультанта о том, как он должен себя вести в различных ситуациях? Как в целом ведется подготовка студентов к приему граждан?

М.Д. Дранжевский: Нашу деятельность регулируют Правила работы студенческой бесплатной юридической консультации (юридической клиники) юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В практике работы бывают исключительные ситуации, так называемые трудные клиенты, не всегда законные интересы посетителя совпадают с его субъективным интересом, а порой посетителю требуется не только и не столько правовая помощь, сколько помощь психологическая. Для разрешения подобных трудностей студенты перед началом деятельности в юрклинике должны ознакомиться с правилами и сдать зачет на их знание. Периодически проводятся тренинги и мастер-классы для клиницистов, и, кроме того, при необходимости в процесс консультирования могут вмешаться руководители консультационных групп в целях недопущения эскалации конфликта и соблюдения правил приема посетителей. Помимо этого, для того чтобы получить статус консультанта, студент должен пройти курс тренингов "Основы юридического консультирования", который направлен на подготовку студентов к работе в юридической клинике, в том числе и с трудными клиентами.

КонсультантПлюс: Поделитесь, какие стимулы чаще всего применяются руководителями клиник для более эффективной работы студентов в юрклиниках? Как их привлекают работать бесплатно - ведь по сути, начиная уже с 3 курса, он может работать и за полноценную зарплату?

М.Д. Дранжевский: Работа в юридической клинике - это добровольное желание самого студента. Поэтому большое значение имеет мотивация студентов, которые приходят работать в юридическую клинику. Если студент понимает, что это действительно будет для него полезно, то и желание работать и получить новые знания и навыки у него возникнет. Но все равно в юридической клинике используются различные поощрения, которые достаются самым активным и лучшим консультантам. Это, в первую очередь, возможность принять участие в многочисленных мероприятиях, которые проводятся АНО "Центр развития юридических клиник" (например, Школа клиницистов, Международная олимпиада для студентов-клиницистов, тренинги по отдельным навыкам юриста, по профессиональной этике юриста и др.). Также юридическая клиника и юридический факультет МГУ для лучших студентов-клиницистов проводят разнообразные экскурсии (в прошлом году студенты смогли съездить в Ярославль, Санкт-Петербург, Тверь, Владимир). Каждый семестр студенты получают ценные подарки от партнеров факультета, например от КонсультантПлюс, наиболее усердные имеют возможность получить повышенную стипендию.

Что же до возможности работать на 3 курсе за полноценную зарплату, то по своему опыту могу сказать, что без вреда для учебы это невозможно. Клиника же дает возможность дополнить теоретическое обучение практическим, не мешая первому. Стратегически это более разумный вклад в развитие своей карьеры и в увеличение доходов в будущем.

КонсультантПлюс: Зачастую то, что бесплатно, как известно, считается, некачественным. Отсюда складывается мнение, что в подобных юрклиниках даются поверхностные ответы на вопросы граждан, а их проблемы так и остаются нерешенными. Как вы считаете, насколько верно такое утверждение?

М.Д. Дранжевский: Так обычно говорят люди, которые не знакомы с принципами работы юридической клиники. Необходимо понимать, что деятельность студентов-клиницистов на каждом этапе тщательно контролируется со стороны руководителя консультационной группы - высококвалифицированного юриста, имеющего большой опыт практической юридической работы. Кроме того, задача юридической клиники - оказать именно качественную помощь посетителю. Для достижения этой задачи студенты-клиницисты и руководители консультационных групп постоянно повышают свою квалификацию. Уверен, в работе клиник принимают участие лучшие представители юридической профессии.

КонсультантПлюс: Дайте совет студентам, которые только задумались о том, чтобы начать практику в юрклиниках при вузах, - зачем им работать на общественных началах, что им это даст, к чему им стоит быть готовым и как им получить максимум пользы от этого благородного занятия?

М.Д. Дранжевский: Наверное, на вопрос "зачем работать на общественных началах" каждый должен ответить сам для себя. Мотивация у всех различна. На мой взгляд, ответ может быть такой: понять, как применять нормы права, приобрести профессиональные навыки и, как следствие, выйти из стен вуза уже подготовленным юристом, имеющим более высокую квалификацию, чем однокурсники, ну и конечно - помочь людям. Юрист - социально-ориентированная профессия, поэтому нужно не только хорошо знать право и применять его в конкретных ситуациях, но и уметь выстраивать взаимодействие с людьми. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Юрклиника - это прекрасный шанс развить коммуникативные навыки. Кроме того, юрклиника позволяет получать все это, не отрываясь от учебы, что в значительной мере повышает ее привлекательность.

Конечно, стоит быть готовым к некоторым трудностям - непростые посетители, сложные вопросы, требовательные руководители групп. Но что может быть лучше искренней благодарности посетителя, проблема которого твоими усилиями разрешилась.

 

Студенческие вопросы