Где работают студенты юрфака
Онлайн-интервью с московскими студентами, которые учатся и работают
Как студенту юридического факультета набраться опыта и выйти на рынок труда востребованным специалистом? Кто-то начинает работать с 1 курса, кто-то ищет работу по специальности после 3 курса, а кто-то это делает уже после получения диплома. Какой вариант правильный?
Мы решили узнать, что об этом думают студенты, которые уже сделали выбор в пользу совмещения учебы и работы.
Дарья Дубовицкая |
КонсультантПлюс: Вы совмещаете учебу и работу. На каком курсе вы приняли решение, что это вам необходимо?
Дарья Дубовицкая (2 курс магистратуры юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова): Я всегда считала, что сначала необходимо получить образование, затем применять знания на практике. Так и получилось, я начала работать в конце 4 курса бакалавриата. На первое место работы меня пригласили по итогам прохождения преддипломной практики.
Егор Светлаков (3 курс Юридического института РУДН): Я хотел начать стажироваться еще с середины 1 курса, но из-за отсутствия базовых знаний начал со 2 курса. Такое решение было верным, поскольку, начав работать на 1 курсе, я бы вообще ничего не понял и вряд ли смог выполнять даже простейшие задачи. А работать необходимо, потому что в вузе я не получу столько практических знаний.
Дарья Моисеенко (2 курс факультета права НИУ ВШЭ): Я совмещаю учебу и работу с начала 2 курса. Приняла я это решение летом после 1 курса.
Валерия Тормозова (3 курс юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ): На 1 курсе я занималась исключительно учебой и общественной деятельностью, в том числе в студенческих организациях, где общалась со старшекурсниками, успешно совмещающими работу, учебу и проекты. Тогда я поняла, что посвящать свое время разным видам деятельности не так сложно, как это может казаться на первый взгляд, поэтому мне захотелось окунуться в практическую юриспруденцию уже во втором семестре 1 курса. С трудоустройством возникали трудности: как правило, работодатели не заинтересованы в рекрутинге студентов младших курсов из-за нехватки знаний. В связи с этим нашла я работу только на 2 курсе, когда обрела базовые знания по гражданскому праву.
Егор Светлаков |
КонсультантПлюс: Почему вы решили устроиться на работу, какая была цель: деньги, опыт, развитие или просто появилась такая возможность?
Дарья Дубовицкая (МГУ им. М.В. Ломоносова): В первую очередь, конечно, опыт. Затем к моему желанию набраться опыта приложились и возможности, поэтому я согласилась на предложение будущего работодателя.
Егор Светлаков (РУДН): Главной целью является опыт и приобретение уникальных навыков, которые я не смогу получить во время обучения в университете. А также личное развитие в профессиональной сфере. Мне всегда хотелось посмотреть, как работают профессионалы, как достигают успехов, чтобы перенять их опыт.
Дарья Моисеенко (НИУ ВШЭ): У меня было несколько целей при устройстве на работу. Во-первых, работа на первых курсах – это хороший опыт. А во-вторых, деньги.
Валерия Тормозова (Финансовый университет при Правительстве РФ): Я решила устроиться на работу, так как хотела узнать, как работает право на практике. В процессе обучения в университете почти каждый семинар обязательно посвящается решению конкретных кейсов, однако трудовая деятельность позволяет более глубоко изучать правовые проблемы, взаимодействовать с клиентами и брать на себя ответственность. Существует популярная модель обучения Дженнингса 70-20-10, согласно которой 70% знаний мы получаем в процессе выполнения рабочих задач, 20% - посредством взаимодействия с более опытными коллегами и только 10% - через формальное обучение и чтение книг. Теория составляет базис профессиональных знаний, но я убеждена, что стать настоящим профессионалом и конкурентоспособным работником по завершении обучения в вузе можно только тогда, когда ты обрел практический опыт.
Дарья Моисеенко |
КонсультантПлюс: Как вы искали работу? Кем вы работаете, где (если готовы назвать компанию) и какие у вас обязанности? Видите ли перспективы в этой работе?
Дарья Дубовицкая (МГУ им. М.В. Ломоносова): Первое место работы я выбирала исходя из того, с чем мне хотелось работать и в каком направлении развиваться. Мой выбор оказался успешным, поэтому последующие места я искала в рамках данного направления – сопровождение инвестиционных проектов. Вакансии искала на hh.ru. Сейчас я работаю юристом в ООО «Группа Мовиста» и занимаюсь правовым сопровождением концессионных соглашений в сфере наземного электрического транспорта (трамваев). Безусловно, у данной работы много перспектив для молодого специалиста.
Егор Светлаков (РУДН): Работу я искал по знакомству, из-за того, что в сервисах, которые помогают найти работу, очень высокие требования. Например, ищут кандидатов после 3-4 курса или с опытом от 1-3 лет, то есть для студента 2 курса и без стажа работы проход закрыт. Я работаю помощником адвоката, в мои обязанности входит составление исковых заявлений, ходатайств, заявлений, возражений, извещений, иных процессуальных документов, составление описи дела, поиск судебной практики, поиск информации по делу, ознакомление с материалами дела и другие процессуальные действия. Вижу большие перспективы и дальше работать в коллегии, так как хочу продолжать расти в такой среде и в будущем стать адвокатом.
Дарья Моисеенко (НИУ ВШЭ): Работу мне помог найти мой родственник. Моя работа напрямую связана с образовательной программой в университете. Считаю, что эта работа открывает для меня большие перспективы. Во-первых, у меня уже будет опыт работы по моей специальности. Во-вторых, я смогу продолжить работать в данной компании и даже подниматься по карьерной лестнице.
Валерия Тормозова (Финансовый университет при Правительстве РФ): На 2 курсе сотрудники деканата моего факультета предложили мне устроиться в Департамент международного и публичного права в качестве лаборанта-исследователя. Уже с 1 курса я занимаюсь научной деятельностью и исследую правовые проблемы как в отраслях частного права, так и в публично-правовой сфере.
Зимой того же учебного периода я выиграла в конкурсе научных работ по интеллектуальному праву, в результате чего мне предложили пройти стажировку в компании Semenov&Pevzner и практику в Суде по интеллектуальным правам.
Так как я хотела попробовать себя в разных отраслях права, летом после 2 курса я откликнулась на предложение выпускника Финансового университета о прохождении стажировки по банкротному праву в ООО «Евразийское правовое бюро «Кандырин и партнеры», где официально работаю уже полгода помощником юриста. В круг моих обязанностей входит самая разная деятельность: подготовка процессуальных документов, участие в судебных заседаниях, взаимодействие с государственными органами и кредиторами лиц, в отношении которых возбуждено банкротство, и т.д.
В настоящее время я понимаю, что работа в сфере банкротного права является отличной ступенью для получения знаний и навыков, необходимых для работы в бизнесе в качестве инхаус-юриста или юриста по корпоративному праву, что мне наиболее интересно. Несмотря на то, что сфера банкротства с каждым днем становится все востребованнее и постоянно развивается, я рассматриваю ее в качестве промежуточного звена для дальнейшего развития в юриспруденции.
Помимо работы в частной практике, я по-прежнему являюсь лаборантом-исследователем в университете, что позволяет мне эффективно изучать актуальные правовые вопросы, обретать полезные знания и расширять юридический кругозор.
Валерия Тормозова |
КонсультантПлюс: С какими трудностями вы столкнулись при совмещении учебы и работы? Как с ними справляетесь?
Дарья Дубовицкая (МГУ им. М.В. Ломоносова): Первая сложность, конечно, большая нагрузка при совмещении работы и учебы. Вторая сложность – нехватка времени. Сначала было сложно успевать качественно делать свою работу и успешно учиться. Затем я научилась планировать свое время, чтобы успевать и на работе, и на учебе, и отдыхать.
Егор Светлаков (РУДН): Трудностей было много! Большой объем информации, которую нужно изучить и обработать, с которой я ранее ни разу не сталкивался, из-за этого пришлось больше времени тратить на то, чтобы что-то перечитать или заново посмотреть и т.д. Да и вообще, мало времени остается, чтобы сделать домашнее задание, подготовиться к контрольной, к экзамену или просто уделить время себе. Я просто привык, потому что мне это нравится. У меня нет какого-то универсального рецепта, как с этим справляться, думаю, его вообще не существует. У каждого свой способ, как все успевать и планировать свое время. Успеть за всем невозможно, все равно придется чем-то жертвовать, будь то сон или время на развлечения.
Дарья Моисеенко (НИУ ВШЭ): Я столкнулась с серьезными проблемами при совмещении учебы и работы. Во-первых, работа часто совпадала с занятиями в университете. Во-вторых, работа требует много времени, поэтому остается мало времени на подготовку к семинарам. В-третьих, работая и обучаясь на очной форме, трудно найти время на хобби и прогулки с друзьями. Для решения этих проблем я попросила у начальника разрешить приезжать на работу раньше и уходить пораньше, чтобы успевать на пары. А также попросилась на работу в выходные дни, чтобы у меня была возможность какие-то дни посвятить только учебе или только своим хобби.
Валерия Тормозова (Финансовый университет при Правительстве РФ): Самая большая трудность – грамотное управление временем и энергией. Я считаю юриспруденцию сферой, в которой сложно перегореть. Когда юрист занимается интересным спором и любит свое дело, время пролетает незаметно, а от решенных правовых задач уровень эндорфинов всегда на пике, поэтому работа приносит колоссальное удовольствие. В такие моменты важно не забывать про сон, здоровье, друзей и социальную жизнь, поскольку работа и учеба не должны всегда находиться в центре внимания, важно во всем сохранять баланс.
Эффективному и грамотному управлению временем я научилась благодаря ведению календаря и некоторым правилам личной эффективности, вдохновляюще описанным в книге Дэвида Аллена «Getting Things Done». Его методология GTD служит основой для правильного распределения нагрузки у многих современных бизнесменов. Например, одни из ключевых правил – всегда писать заметки и ничего не держать в голове, регулярно составлять списки задач, предотвращать многозадачность и т.д.
КонсультантПлюс: Используете ли какие-то современные технологии (нейросети, справочные правовые системы и т.п.) для повышения эффективности своей работы и учебы?
Дарья Дубовицкая (МГУ им. М.В. Ломоносова): Использую систему КонсультантПлюс.
Егор Светлаков (РУДН): Я использую КонсультантПлюс, потому что он удобный и интерфейс интуитивно понятен, а еще Google Scholar, КиберЛенинка, eLibrary, Sudact, НЭБ и Юрайт. А еще советую хороший сайт, где есть почти все по криминалистике, – CrimLib.info. Также хочу посоветовать сервис, который поможет в написании рефератов и курсовых работ, – Retext.ai. Все эти сервисы помогают мне эффективно работать и учиться.
Дарья Моисеенко (НИУ ВШЭ): Я пользуюсь поисковыми системами, нейросетями не пользуюсь.
Валерия Тормозова (Финансовый университет при Правительстве РФ): Справочная правовая система КонсультантПлюс всегда служит спасательным кругом, когда необходимо подготовить процессуальный документ для клиента или решить задачу во время семинара. Кроме этого я люблю электронные календари и планнеры, которые помогают привести рабочий хаос в порядок и отслеживать важные мероприятия, чтобы ничего не забыть.
КонсультантПлюс: Чему вы научились за то время, пока совмещаете учебу и работу: большей концентрации, ответственности, усидчивости, уверенности в себе и т.п.?
Дарья Дубовицкая (МГУ им. М.В. Ломоносова): Я научилась планировать время, распределять свои силы (даже те, которых, казалось бы, нет).
Егор Светлаков (РУДН): Я получил ценные знания и навыки, увидел, как реально работают профессионалы. Практика придала уверенности в себе и в том, что я делаю. Работа показала, что я выбрал ту профессию, которую хотел.
Дарья Моисеенко (НИУ ВШЭ): Я научилась многому, совмещая учебу и работу. Планировать свою деятельность, распределять время между учебой и работой, выкраивать время для интересов жизни.
Валерия Тормозова (Финансовый университет при Правительстве РФ): Благодаря работе я научилась, во-первых, держать данные клиентам и коллегам обещания и выполнять поставленные передо мной задачи в срок. Когда ты берешь на себя ответственность за исход какого-либо судебного спора, как правило, ты стремишься предотвратить возможные предпринимательские риски своего клиента, что также учит самостоятельности и серьезному отношению к делу. Во-вторых, работа юристом (в моем случае – помощником юриста) помогает обретать уверенность в себе. Когда ты знаешь, как решать тот или иной правовой казус, пытаешься отстоять свою позицию перед судом и споришь с процессуальными оппонентами, у тебя начинают развиваться убедительность, красноречивость и харизма. В-третьих, большое количество различных профессиональных и учебных задач вырабатывают осознанность в отношении эффективного распоряжения своими ресурсами и помогают не тратить время впустую, например, на разные вредные привычки вроде бесконечного чтения новостной ленты в социальных сетях.
КонсультантПлюс: Насколько получаемый доход от работы соответствует вашим пожеланиям? На что его хватает или не хватает?
Дарья Дубовицкая (МГУ им. М.В. Ломоносова): Мой доход более чем соответствует моим пожеланиям и моему опыту работы. Его хватает на самостоятельную жизнь, в том числе на оплату квартиры, продуктов, развлечений и прочего.
Егор Светлаков (РУДН): Я пока не окончил университет, не имею высшего юридического образования и не могу полноценно работать, это не дает мне оценить себя на рынке труда. Но могу сказать, что все соответствует моим пожеланиям и, в целом, на все хватает.
Дарья Моисеенко (НИУ ВШЭ): Мне кажется, все хотят зарабатывать больше, чем сейчас получают за работу. Моего дохода хватает не на все, например, на выплату арендной платы за квартиру, на какие-то развлечения и желания. Но я считаю, что пока вкладываю свои трудозатраты в качестве инвестиций в мой профессиональный опыт и перспективы карьерного роста. А пока по факту мои родители оплачивают мой карьерный рост, взяв на себя все материальные затраты на мою текущую жизнь.
Валерия Тормозова (Финансовый университет при Правительстве РФ): Я считаю, что уровень знаний и профессиональных навыков, который у меня есть сейчас, оплачивается справедливо и это соответствует тому объему работы, который я выполняю. Мой доход позволяет мне самостоятельно себя обеспечивать и не зависеть от родителей, путешествовать, ходить в школу танцев и проводить время с друзьями в театрах, кино, на выставках и других заведениях, а также инвестировать. В то же время я хотела бы откладывать часть дохода на магистратуру, чтобы формировать подушку безопасности на случай, если я не поступлю на бюджет или посчитаю перспективным поступать на программу, где отсутствует бюджетная форма обучения.
КонсультантПлюс: Что бы вы ответили своим сокурсникам на такой вопрос: стоит ли игра свеч, нужно ли тратить свое время и силы, совмещая учебу и работу? Какие вы видите преимущества у студентов, которые учатся и работают?
Дарья Дубовицкая (МГУ им. М.В. Ломоносова): Я бы могла сказать, что игра не стоит свеч, потому что упускаешь те студенческие мелочи, которые никогда больше не повторятся. Но, с другой стороны, когда заканчивается учеба, у тебя уже есть определенный опыт и понимание, что ты будешь делать дальше и в какой сфере развиваться. Преимущество, на мой взгляд, заключается в том, что по итогам получения диплома с присвоением степени магистра ты имеешь опыт работы и являешься более привлекательным кандидатом для работодателей. С дипломом магистра и опытом работы можно получить более высокую позицию и зарплату, чем без опыта работы.
Егор Светлаков (РУДН): Думаю, что стоит попробовать, это поможет понять, что вам нравится, а что нет, поработать в разных профилях, решать разные задачи и понять, насколько тяжелая эта работа для вас. Этот опыт точно стоит времени и сил! Опыт и навыки являются важными составляющими после выпуска из университета, по моему мнению, это позволит быть более конкурентоспособным и сразу после окончания учебы выполнять сложные задачи.
Дарья Моисеенко (НИУ ВШЭ): Для меня это трудный вопрос, поскольку я сама еще не определилась, хорошо ли совмещать учебу и работу. Во-первых, это хороший опыт, он позволяет стать более организованным и ответственным. Во-вторых, работа – хорошая возможность получать доход. С другой стороны, пока есть время быть просто студентом и наслаждаться студенческой жизнью, нужно использовать этот шанс. Работу нужно совмещать, если есть необходимость материальная, если есть необходимость продвижения карьерного роста, чтоб взяли работать по специальности в нужную компанию/организацию на желаемую должность.
Валерия Тормозова (Финансовый университет при Правительстве РФ): Я думаю, ответ на этот вопрос зависит от целей конкретного человека. Если у студента в приоритете обрести не только теоретические знания, но и практические навыки, то пойти работать в процессе обучения может стать отличным решением. Наличие профессионального опыта обязательно повысит конкурентоспособность студента-юриста на рынке и привлекательность в глазах работодателя. К тому же, когда у студента есть истинный интерес к юриспруденции, совмещать практическую деятельность и учебную не вызывает трудностей, даже наоборот – учиться становится интереснее.