Защищаем права студента
Онлайн-интервью с директором юридической клиники МГПУ Сергеем Ивановичем Феклиным
Какие ситуации можно считать нарушением прав студента и как студенту отстаивать свои интересы, мы узнали у Феклина Сергея Ивановича, доцента, к.ю.н., директора юридической клиники департамента права института экономики, управления и права МГПУ.
Сергей Феклин |
КонсультантПлюс: Расскажите, что можно считать нарушением прав студента, чтобы не было путаницы между личным субъективным восприятием ситуации и реальным нарушением прав студента?
С.И. Феклин: К нарушениям прав студента возможно отнести ситуации, при которых не выполняются или ненадлежащим образом выполняются обязанности со стороны участников образовательных отношений по соблюдению законодательства в сфере образования в отношении обучающихся. Любое ограничение или нарушение прав обучающихся и мер их социальной поддержки и стимулирования, предусмотренные ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами, можно оценить как нарушение.
Например, отказ без законных на то оснований в предоставлении академического отпуска, нерассмотрение апелляционного заявления по итогам экзаменационной сессии, задержка в выплате стипендии, недопуск на учебные занятия, отчисление по основаниям, не предусмотренным законодательством об образовании. Некоторые вопросы мы осветили на портале Мособрнадзор в разделе «Надзор и контроль» - «Ответы на вопросы» - «Права участников образовательных отношений».
КонсультантПлюс: Мы собрали несколько вопросов от студентов и просим вас дать по ним разъяснения. Что делать студенту, у которого возникли разногласия с преподавателем, после чего преподаватель явно начинает занижать ему оценки или не допускает к зачету/экзамену?
С.И. Феклин: Для начала следует изучить локальные нормативные акты образовательной организации и выяснить у педагога, по каким критериям он выставил отметку: наличие ошибок, недочетов или неполнота ответов. Если работа была письменной, стоит попросить преподавателя предоставить ее после проверки и изучить отмеченные ошибки. Если после изучения действующих правил выставления отметок в образовательной организации и соотнесения их с возникшей ситуацией по-прежнему остается ощущение неправильного (незаконного) оценивания, следует обратиться в деканат (директорат) или к руководителю образовательной программы с соответствующим заявлением. Вероятно, что студента и (или) преподавателя попросят дать объяснение, чтобы узнать, почему была получена та или иная отметка и по какой причине студент с ней не согласен.
В локальных нормативных актах образовательной организации может быть предусмотрена процедура апелляции, изменения отметки. Важно помнить, что процедура апелляции определяется документами образовательной организации, поэтому не пропустите сроки для ее подачи. Поскольку апелляция не эквивалентна пересдаче, члены апелляционной комиссии не задают дополнительных вопросов и не предлагают студенту другие варианты экзамена (зачета), а работают с материалом, который был представлен.
КонсультантПлюс: Как поступать студенту, когда под его научной работой указывается авторство научного руководителя, а его имя даже не упоминается?
С.И. Феклин: Прежде всего, стоит собрать все документы, подтверждающие участие студента в создании работы (концепцию, научные исследования, анализ и выводы, иное). После этого рекомендую студенту обратиться к научному руководителю с просьбой внести изменения в работу, чтобы отразить реальный вклад каждого автора. Если научный руководитель отвечает отказом или никаким образом не действует, студенту следует обратиться в деканат (директорат) или к руководителю образовательной программы. При этом соблюдайте этические нормы и порядок разрешения конфликтов, чтобы защитить свои академические права и интересы.
КонсультантПлюс: Могут ли студентов обязывать ходить на все вузовские мероприятия?
С.И. Феклин: Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Поэтому, если прохождение мероприятий предусмотрено учебным планом, обучающийся обязан участвовать в них. Если же мероприятия проводятся в рамках внеучебной деятельности или дополнительного образования, то их посещение является добровольным.
КонсультантПлюс: Есть ли какой-то норматив по составлению расписания семинаров и лекций для студентов: возможно ли назначение в один день более 4 пар, а в другой день – отсутствие занятий?
С.И. Феклин: Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении образовательных программ высшего образования устанавливается либо федеральными государственными образовательными стандартами, либо локальными нормативными актами образовательной организации.
Согласно приказу Минобрнауки России от 06.04.2021 N 245 (в ред. от 02.03.2023) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» занятия проводятся в соответствии с расписанием. При составлении расписания занятий, проводимых в форме контактной работы, организация обязана исключить нерациональные затраты времени обучающихся.
Организация проводит занятия продолжительностью не более 90 минут с перерывами между занятиями не менее 5 минут.
Соответственно, решение об организации учебного процесса по образовательным программам и составление расписания занятий относится к компетенции образовательной организации. Однако рекомендую соблюдать равномерное распределение учебных нагрузок на протяжении недели для избегания перегрузок и длительных промежутков без занятий, поскольку это может негативно сказаться на академической успеваемости студентов.
В случае возникновения вопросов рекомендуется обратиться к администрации своей образовательной организации для получения подробной информации о нормативах и правилах касательно составления расписания учебных занятий.
КонсультантПлюс: Насколько правомерно назначение лекций и семинаров в разных корпусах вуза, расположенных далеко друг от друга?
С.И. Феклин: Согласно приказу Минобрнауки России от 06.04.2021 N 245 (в ред. от 02.03.2023) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» занятия проводятся в соответствии с расписанием. Образовательная организация самостоятельно принимает решение о том, в какие дни и по какому адресу будут проходить учебные занятия. При этом времени для того, чтобы добраться от одного здания до другого в течение учебного дня должно быть предоставлено достаточно. Во избежание недоразумений важно, чтобы образовательная организация обеспечивала студентов всей необходимой информацией о месте проведения занятий заранее.
КонсультантПлюс: Если вуз требует от студентов искать самостоятельно места для прохождения практики, насколько это правомерно?
С.И. Феклин: В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за реализацию образовательных программ в полном объеме, поэтому обязана обеспечить организацию практики, которая является обязательной частью образовательного процесса.
Приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» установлена обязанность образовательной организации заключать договоры о практической подготовке обучающихся с профильными организациями и предприятиями. Следовательно, определять базы практик, в первую очередь, обязана непосредственно образовательная организация. Обучающийся имеет право предложить место для прохождения практики, однако договор с такой организацией в любом случае будет заключать образовательная организация.
КонсультантПлюс: Что вы порекомендуете студентам в спорных ситуациях: что делать, куда обращаться в случае нарушения прав и как защитить свои права?
С.И. Феклин: Российское законодательство предусматривает несколько способов защиты нарушенных прав и свобод ученика непосредственно в образовательной организации:
- обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
- обращаться к руководителю образовательной организации;
- обращаться в коллегиальные органы управления, если они наделены в соответствии с уставом компетенцией по рассмотрению обращений.
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений – относительно новый правовой институт, призванный помочь участникам образовательных отношений защитить свои права на локальном уровне. Она должна быть создана в каждой образовательной организации.
Действующим законодательством каких-либо возрастных ограничений для защиты нарушенных прав и свобод несовершеннолетних граждан не установлено, за одним исключением: при нарушении прав и законных интересов ребенка, при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в суд по достижении возраста 14 лет.