Как подобрать литературу для курсовой: советы научного руководителя и типичные ошибки студентов
Онлайн-интервью с заведующим кафедрой правового обеспечения национальной безопасности Института права и национальной безопасности РАНХИГС Денисом Владимировичем Ирошниковым
Подбор и анализ информации, навыки профессиональной полемики, умение критически оценивать факты и обосновывать свою позицию – все это отрабатывается во время самостоятельной научной работы студента. Но когда студенты пишут курсовые работы, у них возникает масса вопросов: как писать, какие источники использовать и т.п. Мы начинаем серию интервью с Денисом Владимировичем Ирошниковым, заведующим кафедрой правового обеспечения национальной безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, в которых он ответит на самые частые вопросы студентов и даст советы как научный руководитель по курсовым работам.
Начнем с вопросов подбора литературы для курсовой.
КонсультантПлюс: Не секрет, что основной объем курсовой работы составляют материалы из научных статей и книг. Что нужно учитывать при их подборе?
Денис Владимирович Ирошников: Нужно понимать, что ахиллесова пята для любых работ по праву – это устаревание источников. Законодательство динамично развивается, научные источники теряют свою актуальность. Принятие нового закона взамен существующего в одночасье отправляет пылиться на полку целый ряд научных трудов, посвященных ранее действовавшему нормативному правовому акту. Их использование интересно разве что в историко-правовом ключе.
Для работ по теории государства и права, истории государства и права, а также по теоретическим темам конституционного или, скажем, гражданского права проблема актуальности источников стоит не так остро, однако и здесь важно использовать актуальные работы.
Формальные требования к актуальности источников в каждом вузе свои. Лично я придерживаюсь мнения, что в курсовой работе необходимо в обязательном порядке использовать в числе прочих источники двух последних лет. Это требование не означает, что нельзя использовать более старые источники. Студент вправе использовать источники разных лет, если они подходят по содержанию. В частности, до сих пор юристы активно пользуются трудами Платона, Аристотеля, Цицерона и других древних мыслителей. Огромное научное наследие оставили мыслители эпохи Нового времени. Что касается непосредственно юридических наук, то существует множество ценных дореволюционных и советских трудов по праву.
В то же время при подготовке курсовой работы недопустимо не использовать актуальные источники, содержащие последние достижения юридической науки. Так, например, если студент сдает курсовую работу в 2022 г., а последний используемый источник датирован 2017 г., то встает вопрос об актуальности такой курсовой работы. Будучи научным руководителем, я сразу задам студенту вопрос: «Неужели в период с 2017 по 2022 годы по вашей теме в науке не писали ничего достойного?». И этот вопрос будет риторическим, конечно, за эти годы выпущено огромное количество научной литературы (прежде всего статей) по праву, содержащих новые взгляды и подходы.
КонсультантПлюс: Существуют ли какие-то хитрости у студентов для того, чтобы облегчить поиск актуальных источников?
Д.В. Ирошников: К сожалению, да. Типичная хитрость студентов при написании курсовой работы – искусственное омоложение источников. С этим явлением я, к сожалению, сталкиваюсь каждый год. Я вижу источник в курсовой, который, как мне кажется, не может быть выпущен в 2021 г. Проверяю через поисковик, и точно – он 2005 года. Студент просто-напросто поменял год. В таких случаях я проверяю и остальные источники в работе.
Иногда студент даже не включает голову, когда прибегает к подобной хитрости. В моей практике были даже забавные ситуации.
- Ситуация 1. Студент изменил год журнала – «Советское государство и право. 2016. № 1», даже не прочитав его названия. Ну какой журнал с названием «Советское государство» может выходить в 2016 г.?
- Ситуация 2. Студент изменил год издания книги, не обратив внимания на место издания. В выходных данных получилось: «Ленинград, 2020». Покажите мне Ленинград в 2020 г., и я поверю, что книга издана там.
- Ситуация 3. Студент изменил год публикации статьи ученого, который, к сожалению, уже умер около 5 назад. Он не мог воскреснуть для того, чтобы написать и опубликовать научную статью (книги классиков порой переиздаются, но не научные статьи).
- Ситуация 4. Студент изменил дату выхода научной статьи, содержащей в названии фразу «к 15-летию Конституции Российской Федерации» на 2019 г. Тут бы пригодились знания математики.
С одной стороны, некоторые случаи забавные, а с другой – грустно. Подобные хитрости не только подрывают уважение к студенту, но и приучают быть недобросовестным в науке.
Студенты должны понимать, что преподаватель прекрасно знает многие статьи и книги и знает, каких они годов издания. Многие из трудов, на которые ссылается студент, в буквальном смысле стоят у меня на полке в личной библиотеке. Более того, в научном мире мы с коллегами общаемся, ведем переписку, встречаемся на конференциях, подписываем друг другу свои книги и многих ученых знаем лично и знаем их труды. Чаще всего я не проверяю специально все сноски подряд во всех курсовых работах. Я вижу источник и понимаю, что я читал эту статью или книгу, или она просто попадалась мне, может, видел ее в сносках, и уж точно не в 2022 г. она опубликована. Преподаватели меня поймут, мы чувствуем этот обман интуитивно, на каком-то инстинктивном уровне. Мы живем наукой и понимаем, какие темы в какие годы были популярны и широко освещались на страницах научных изданий.
Я призываю всех студентов писать курсовые честно, не применять подобных хитростей.
КонсультантПлюс: Можно ли сегодня при написании курсовой работы обойтись без посещения библиотеки?
Д.В. Ирошников: Цифровизация проникает во все сферы жизни, в том числе и в научную. Все большей популярностью пользуются электронные научные источники, содержащиеся в различных базах. И не только на русском языке. Существуют базы данных и библиотеки, содержащие труды на иностранных языках в открытом доступе.
Стоит отметить, что Российская государственная библиотека уже много лет проводит активную политику по оцифровке своих фондов. Российское законодательство, регулирующее вопросы авторского права, не позволяет размещать в полном доступе свежие книги (только в определенных случаях), поэтому материалы в открытом доступе чаще всего дореволюционные или ранние советские, на которые уже не распространяется авторское право. При этом весьма ценный объем информации.
Научные электронные библиотеки содержат огромное количество научных статей, монографий, сборников по материалам конференций и другой литературы в открытом доступе. В поиске источников может помочь справочная правовая система КонсультантПлюс, в которой нормативные правовые акты, материалы судебной практики и научные источники связаны между собой ссылками, что делает удобными поиск и подбор материала.
Несмотря на все это мой однозначный ответ на вопрос, можно ли обойтись без посещения библиотеки, – нет. Без традиционной библиотеки пока никак. Оцифрована и доступна в интернете лишь малая часть научной литературы. Основные монографии и диссертации, представляющие особую ценность, как правило, можно почитать только в библиотеке. Но лично я не считаю это чем-то плохим, поскольку сам провел в библиотеках огромное количество времени в процессе научного поиска. Не скрою, приятно видеть в Ленинке своих студентов в период подготовки ими курсовых работ. В библиотеке студент физически прикоснется к большой науке, ощутит приятную тяжесть книг, их запах, шелест страниц, а также познает особую радость от найденного им текста на нужной странице книги без привычного электронного поиска по словам. Это невероятное ощущение, и я призываю всех студентов обязательно посещать библиотеки при подготовке курсовой работы. Поверьте, это обогатит не только вашу курсовую работу, но и вас лично.